В конце ноября 2023-го первые два российских поезда ЭС104, сошедшие с конвейера на Уральском заводе железнодорожного машиностроения, появились на линии Екатеринбург – Нижний Тагил – Егоршино, о чем сообщила пресс-служба РЖД. Пока эти машины проходят лишь испытания в реальных условиях эксплуатации. Но уже совсем скоро пассажирские составы начнут регулярно курсировать на различных направлениях.
На фоне ухода из России немецкой Siemens специалисты компании «Синара» в 2022-м приступили к созданию нового электропоезда с полностью отечественными комплектующими, включая тяговое оборудование и асинхронные двигатели. ЭС104 создавался на базе «Ласточки», аналогом которой, он по сути и является. За относительно короткие сроки была проделана масштабная работа: найдены отечественные аналоги импортным деталям и разработаны собственные решения.
Стоит оговориться, что, несмотря на заявления официальных представителей РЖД, для детища «Синары» некоторые компоненты все-таки пришлось закупать за границей в дружественных странах. Однако зависимость от импорта остается совсем небольшой (в дальнейшем она будет сведена к нулю). Хотя на этот счет озвучивают разные данные. Например, летом 2023-го на выставке «Иннопром» заявлялось, что ЭС104 состоят из российских комплектующих на 99,9%, однако по другим источникам, зависимость от импорта составляет 5%.
В любом случае, инженерам удалось успешно выполнить все стоящие перед ними задачи. В обей сложности до конца следующего года РЖД получат 22 новых состава (12 в 2023 г. и 10 в 2024 г.). При этом, о полной замене прежних «Ласточек», которые Siemens перестала обслуживать с мая прошлого года, речи пока не идет. Последние будут и дальше эксплуатироваться на российских железных дорогах как минимум до середины 2030-х. Сегодня на территории более чем тридцати регионов курсирует 260 «Ласточек», из которых 54 полностью собирались в Германии.
Подчеркивается, что новые составы вместимостью до 416 человек (пять вагонов) в сравнении с прежними «Ласточками», построенными в сотрудничестве с европейцами на платформе электропоезда Siemens Desiro, станут еще удобнее для пассажиров. Мягкие кресла, климат-контроль, USB-разъемы для зарядных устройств, санитарные модули, вагон-бистро, крепления для велосипедов и самокатов — все это сделает поездку в электропоезде максимально комфортной.
В дальнейшем будут представлены новые улучшенные модификации. Например, в ЭС105 пассажиры смогут откидывать сидения на 17 градусов, вместо нынешних 7. Также эти модели можно будет эксплуатировать на дальних расстояниях — до 500 км. Поезда смогут курсировать и на не электрифицированных участках — их оборудуют батареями, благодаря которым без подключения к контактной сети можно будет проехать 125 км. А к 2026 году на Московском центральном кольце появятся двухэтажные ЭС106.