ФАС России разъяснила, какая информация в сети «Интернет» не является рекламой, а какая – признается таковой.
Федеральная антимонопольная служба издала приказ от 14.11.2023 N 821/23, в котором даны подробные разъяснения о том, какая информация не относится к рекламе, а, значит, при ее размещении не нужно соблюдать требования и ограничения законодательства о рекламе. А какая, наоборот, является рекламой. И, следовательно, требует соблюдения требований и ограничений, установленных законодательством.
Ранее такая информация была доведена до хозяйствующих субъектов в письмах ФАС России от 27.04.2023 N 08/32849/23, от 29.05.2023 N 08/41716/23 и от 20.09.2023 N 08/76261/23.
Из приказа следует, что рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке.
Напомним, что в силу Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Такая информация может быть размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», где она в силу способа своего размещения адресуется неопределенному кругу лиц.
Какая информация в сети «Интернет» не является рекламой
По мнению ФАС, не является рекламой информация:
- не содержащая указания на объект рекламирования, в том числе наименования организации, названий товаров (работ, услуг), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, а также иных сведений, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним;
- раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;
- справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
- о планируемых публикациях (анонсах), размещенная в средстве массовой информации, в котором планируется опубликование впоследствии заявленного в анонсе материала, или освещающая какие-либо вопросы, связанные с изданием или реализацией такого СМИ (например, о сроках подписной кампании или о местах реализации газеты, журнала);
- не формирующая интереса к какому-либо товару;
- содержащая одинаковый набор сведений об организациях и производимых или реализуемых ими товарах (оказываемых услугах), сгруппированная по определенным рубрикам, размещенная на сайте в сети «Интернет», представляющем собой каталог.
Информация, размещаемая на сайтах и соцсетях, относящаяся к рекламе
В приказе говорится, что рекламой может признаваться информация:
- размещаемая на сайте, социальных сетях, приложении для мобильного устройства продавца товаров разных производителей, направленная на привлечение внимания к конкретному товару, работе, услуге и их выделение среди однородных товаров, работ, услуг. Например, путем размещения стационарного баннера, размещаемого на каждой странице сайта и не связанного с содержанием таких страниц и т. п.;
- об иных хозяйствующих субъектах, размещаемая на сайте, социальных сетях, приложении для мобильного устройства производителя товаров (лица, оказывающего услуги, организатора мероприятий) или продавца товаров. При условии, что такая информация привлекает внимание к таким хозяйствующим субъектам.
Как указывается в приказе, рекламой признается информация, текст которой содержит указание на профиль деятельности организации, оказывающей какие-либо услуги, а также номер телефона или адрес сайта, позволяющие получателю такой информации воспользоваться услугами, оказываемыми конкретной организацией. С учетом этого фактически любая информация может быть признана рекламой.
Представляется, что выходом могло бы стать внесение изменений в постановление Правительства РФ от 25.05.2022 N 948, которым утверждены критерии отнесения рекламодателей и рекламораспространителей, разместивших в сети «Интернет» рекламу, на которых возложена обязанность предоставления информации о рекламе.
А что вы думаете по этому поводу? Напишите в комментариях.
Подробнее об информации, которая не относится к рекламе, читайте ФАС разъяснила, какая информация в интернете не является рекламой.
Подписывайтесь на наш канал, поделитесь публикацией с друзьями в соцсетях, оставляйте комментарии и будьте в курсе изменений в законодательстве!
© Кирпиков и партнеры, 2023
Вас также может заинтересовать:
Жалоба на рекламу, рассылаемую посредством смс-сообщений
Использование иностранных мессенджеров может повлечь штраф
Надоели рекламные звонки – обращайтесь в УФАС!
Новые штрафы за рекламу без маркировки: что нужно знать
Реклама через лупу: когда наложат штраф за мелкий шрифт?
Больше актуальной информации по теме реклама
Для поиска интересующей информации и ответов на вопросы воспользуйтесь поиском по ключевым словам.
Если вам требуется юридическая консультация, изложите вопрос, воспользовавшись формой Задай вопрос юристу