Добрый день, уважаемые читатели.
Часто я сталкиваюсь с тем, что невовлечённые в тему психологии люди, узнав, что их психолог-психотерапевт сам является клиентом психотерапевта, сталкиваются с некоторым непониманием. Мол, неужели специалист, к которому они обратились за психологической помощью, сам нуждается в психологической помощи?
Сразу могут возникнуть сомнения в компетентности такого вот специалиста, в его способности работать с человеком как с клиентом, находиться с ним в стабильных клиент-терапевтических отношениях… Хотя, на самом деле, факт того, что ваш психотерапевт является клиентом психотерапевта – это повод для радости, и никак иначе. Поясню, почему.
Во-первых, психотерапевт – это живой человек, который в не меньшей степени, чем всем прочие, подвержен эмоциям разной степени интенсивности. И чем выше степень эмоциональной проработки вашего психотерапевта, тем лучше он может работать и с вашими эмоциями как клиента. Представьте себе, что клиент обращается за психологической поддержкой к психологу по причине смерти матери. Клиентский запрос – переживание горечи утраты от потери близкого. И тут выясняется, что и сам психотерапевт либо недавно столкнулся с потерей близкого человека, либо он сам так и не смог пережить свою личную горечь утраты. Может ли такой психотерапевт быть полезен такому клиенту? Нет. Ведь в этом случае такой психотерапевт сам нуждается в поддержке и помощи в преодолении своих эмоциональных переживаний, и он не способен помочь клиенту сформировать и укрепить опыт по преодолению горечи утраты, потому что и сам с трудом может справляться с таким спектром эмоциональных переживаний.
Во-вторых, психотерапевт, который и сам находится в процессе психотерапии – это осознанный, развивающийся психотерапевт. Психотерапия в Гештальт-подходе, как я писал в этой статье, - это процесс развития самосознания, осознавания своих чувств, эмоций, потребностей и желаний, а также приобретения опыта по их удовлетворению. И специалист со взращённым, развитым самосознанием способен и в своём клиенте развить способность к осознаванию себя, своих эмоций, процессов и их влияния на него. Лишь понимая и осознавая свои процессы, психотерапевт способен понимать и осознавать процессы человека напротив него.
В процессе своей личной психотерапии я удовлетворяю две свои основные потребности:
1. Улучшение качества жизни. Спустя 2 года с начала личной своей психотерапии я стал понимать, что моя жизнь стала наполняться новыми красками и смыслами. Я стал рациональнее использовать своё время, грамотнее распоряжаться своей энергией, лучше следить за своим самочувствием (о моих взаимоотношениях со спортом я писал тут) и чаще испытывать удовлетворение от того, как я живу свою жизнь.
2. Удовлетворение потребности в саморазвитии. Помимо того, что я осознаю изменения в своей жизни и роль моего личного участия в них, моя психотерапия – ещё и часть обучающего процесса. Несколько сотен часов личной психотерапии – это обязательное условие для получения получения сертификата в Гештальт-подходе. Сначала я не понимал, зачем так много. Но со временем я осознал, что работа с клиентом – это колоссальная ответственность, и взятие на себя этой ответственности означает, что я достаточно проработан как специалист. Как я писал в этой статьей, выпускающий тренер сказал мне, что я уже способен работать с клиентами. Но я – лишь в начале своего пути, увлекательного, но очень сложного.
-------------------------------------------------------------------------------
Запись на приём по ссылке в Telegram
mzdsvoqpm4stqmmd