Найти тему
ПоУшиВКино🎬

“Красные комнаты” (2023, Les chambres rouges): Нет повести печальнее на свете, чем люди занимаются в даркнете

Оглавление

Триллер “Красные комнаты” поставил канадский режиссёр Паскаль Планте (Pascal Plante) по своему собственному сценарию. Этот фильм был произведён студией Nemesis Films, соучредителем которой он стал после того, как окончил школу кино.

“Красные комнаты” – это его третий полнометражный фильм.

Постер к фильму "Красные комнаты"
Постер к фильму "Красные комнаты"

Сюжет

В Монреале начался процесс по делу Людовика Шевалье по прозвищу “Демон Роузмонта”, обвиняемого в длинном списке особо тяжких преступлений (убийства, похищения, удержание в неволе, насилие). На процесс допускаются зрители, в том числе и преданные поклонницы преступника, в их числе совершенно разные по темпераменту Келли-Энн и Клементина. Первая, живя в хорошей благоустроенной квартире, ночует возле Дворца Правосудия, чтобы попасть в зал первой, вторая приехала за сто километров от родного дома, ради своего кумира.

Обе девушки увлечены личностью Шевалье с разной степенью безумия. И, если Клементина, вполне шаблонная фанатка, обожающая экранный образ и цвет его глаз, то Келли-Энн настораживает даже такую верную фанатку как Клементина.

Келли-Энн имеет приличную работу фотомодели, но, на самом деле, она зарабатывает биткоины на игре в покер, а на выигранные средства покупает файлы из даркнета. Её важнейшей целью является выкуп записи, которой нет даже в числе улик на суде – с убийством третьей жертвы Людовика Шевалье.

Мысли по фильму после просмотра

Это очень неспешный триллер, который меня зацепил тем, что главная героиня Келли-Энн похожа на Лисбет Саландер внешне и по поведению с той разницей, что о Лисбет известно больше, чем о героине Паскаля Планте. Поведение Келли-Энн ничем не обосновывается, оно покрыто загадками – остаётся только придумать, что ею движет в таком маниакальном упорстве, которое она проявляет в поисках третьего файла. Я даже не заметила особого сходства с погибшей, о котором упоминается в синопсисе на КиноПоиске (в конце концов, чтобы его достичь, она надела парик и школьную форму).

Но в целом мне этот фильм понравился как раз из-за своего стиля в подаче информации – медленно разворачивающаяся история, странная героиня, обладающая навыками хакера.

Самое интересное то, что в триллере, по моему мнению, хорошо преподнесли схему восприятия информации: главная героиня работает фотомоделью, но истинная её деятельность – это блуждание по даркнету. И мне понравилась эта неоднозначность, что нельзя сразу определить, на что способен человек, основываясь лишь на его внешности. Его внешность – это слабость и сила одновременно. Как и информация – она не всегда очевидно полезна, но нужно понять, как именно её стоит использовать.

И потом – этот фильм заявляет страшную тему, но он не показывает всех ужасов, они остаются на словах, которые передают кошмар произошедшего не хуже откровенной картинки. То есть он вполне деликатен в этом щепетильном вопросе.

Основная тема триллера

Цифровая среда становится полноправной частью физического общества. Искусственный интеллект претендует на выполнение всех действий, выполняемых ранее человеком – сочинение текстов вплоть до полноценных статьи и романа, рисование, математические вычисления. Но у интернета есть вторая сторона – даркнет.

Концепция “Красных комнат”

В нём существуют “красные комнаты”, являющиеся виртуальным эквивалентом snuff video (снафф-фильмы, изображающие реальные убийства, часто снятые с явной целью продажи избранной группе богатых и склонных к садизму личностей); пользователи просматривают прямые трансляции пыток и убийств, и они даже могут взаимодействовать с мучителем и другими зрителями через чат или функции обмена сообщениями. Платежи за эти услуги производятся в криптовалютах, таких как биткоин, для обеспечения анонимности. Концепция “красных комнат” впервые появилась в начале 2010-х, и их название происходит от цвета комнаты, в которой предположительно совершается незаконное действие.

Одна из причин, по которой сложно проверить существование “красных комнат”, заключается в том, что даркнет сложен для навигации и мониторинга. Человеку потребуется для этого специализированное программное обеспечение, например, Tor (о чём упоминается в триллере). Кроме того, многие сайты в даркнете используют шифрование и другие меры безопасности для защиты личных данных и действий своих пользователей – это тоже затрудняет их отслеживание.

*В 2015 году ФБР арестовало на Филиппинах Питера Скалли. Его обвинили в управлении “красной комнаты” под названием Daisy’s Destruction. Там были размещены видеоролики о том, как Скалли пытает и подвергает сексуальному насилию маленьких детей. Утверждается, это был один из самых экстремальных примеров “красной комнаты”, когда-либо обнаруженных. Скалли в конечном итоге был осуждён за сексуальное насилие над детьми, торговлю людьми и убийства.

Келли-Энн в этом триллере, помимо того, что имеет легальную занятость (фотомодель), также проявляет недюжинные способности к криминальному творчеству. Она хорошо ладит с “цифрой” – она сумела раздобыть записи пыток, проводимых Людовиком Шевалье, нашла пароль от умного замка в доме семьи одной из убитых девочек (в этом прослеживается современная проблема уязвимости из-за лёгкого доступа к персональным данным), играет в покерных турнирах, где успешно зарабатывает биткоины, а также “приручила” голосового помощника по имени “Гвиневра”.

И в этом тонком моменте, кстати, сохраняется мысль, что человек всё же властен над цифровым пространством, потому что Келли-Энн настроила систему так, чтобы та служила ей, а не против неё, она запрограммировала её под себя: “Было бы глупо позволить ей работать с настройками по умолчанию, как это делают все”. Келли-Энн объяснила Клементине, что ИИ обучался на Wiki, Google, Reddit, а Келли-Энн проделал работу с обратной связью, она отучила свою искусственно-интеллектуальную помощницу бродить по интернету.

Но также фильм “Красные комнаты” подтверждает и устоявшееся мнение, что цифровой интеллект действительно силён. Эти самые уровни интернета – доступный всем и зловещий даркнет, где происходит вообще что-то за гранью добра и зла. Не могу удержаться и не обронить, что метафорически два уровня цифровой реальности в равной степени можно отнести и к сознанию человека: осознанное и бессознательное, и, по сути, его бессознательное – это даркнет. Это действительно имеет смысл хотя бы потому, что феномен “красных комнат” относят к категории легенд, но и к таким понятиям из психологии, как работа подсознания и бессознательное тоже не все относятся серьёзно. Причём в триллере эту самую “красную комнату” показали лишь отражением на лицах Клементины и Келли-Энн – их окрасили красным светом, а впечатления отразились в соответствии с темпераментами зрительниц (Клементина – эмоциональная и живая, Келли-Энн – сдержанная и холодная). То есть так и не показали эти самые “комнаты” в действии (это и проявление деликатности, и поддержание идеи о том, что “красные комнаты” считаются мифом).

На время демонстрации двух записей из зала заседаний удалили зрителей, не имеющих отношения к семьям погибших девочек. Келли-Энн показала эти видео Клементине на своём компьютере
На время демонстрации двух записей из зала заседаний удалили зрителей, не имеющих отношения к семьям погибших девочек. Келли-Энн показала эти видео Клементине на своём компьютере

Но границы между цифровым и реальным размываются всё больше, что подчёркивается в сцене звонка Клементины в эфир ток-шоу, где нелицеприятно обсуждали её кумира Людовика Шевалье. Её намеренно поставили точно перед экраном телевизора, а ведущий, глядя в студийную камеру, словно обращался непосредственно к ней. Есть в этом моменте и элемент фанатизма (она представляла Шевалье идеальным человеком, которого оклеветали, и она должна его защитить), и исчезновения границ.

У ведущего шоу под рукой бокал красного вина, который словно подчёркивает его несерьёзное отношение к обсуждаемому вопросу. Несмотря на то, что темой выпуска являлся Людовик Шевалье - все они в студии воспринимают это мероприятие в первую очередь как шоу
У ведущего шоу под рукой бокал красного вина, который словно подчёркивает его несерьёзное отношение к обсуждаемому вопросу. Несмотря на то, что темой выпуска являлся Людовик Шевалье - все они в студии воспринимают это мероприятие в первую очередь как шоу

Образ Клементины отвечает за человечную сторону, образ Келли-Энн – за механистичность, всё в её действиях выдаёт собранность и целеустремлённость. Клементина в её картине мира стала служебной ошибкой в алгоритме, которую Келли-Энн оперативно “исправила”. Она не была угрозой для её работы, потому она её приняла и помогла.

Клементина дома у Келли-Энн
Клементина дома у Келли-Энн

Структура повествования

Этот холодный триллер выстроен так, чтобы максимально достоверно отобразить то, как информация “путешествует” из воздуха в сознание любого человека.

Временами кажется даже, что фильм намеренно создан стерильным и острожным, что цветовая палитра из преобладающих бело-серых и откровенно чёрных оттенков призвана сконцентрировать внимание на основном – Людовик Шевалье совершил тройное убийство первой степени, как пламенно заявила обвинитель: отобрал жизни у юных девочек, которые больше не отметят своих дней рождения.

Но есть ненавязчивые элементы, указывающие на то, как мастерски манипулируют вниманием зрителей. Это отображается и в очевидном – две вступительные речи от обвинителя и от адвоката. Метафорически – они как ангел и демон на двух плечах. Один убеждает, что событие абсолютно белое и все пытаются очернить невинного агнца Божьего; второй находится точно на противоположной стороне, утверждая, что событие чёрное и в нём нет ни миллиметра просвета, и Людовик Шевалье есть источник зла, который нужно изолировать от общества. В любом случае, оба представителя власти манипулируют вниманием и мнением, они давят на психику присяжных (и зрителей заодно), не оставляя места для собственных решений, как бы их ни просили принять трезвого решения.

Тем временем камера оператора медленно переходит от фигур обвинителя и адвоката сначала на обвиняемого, потом – на часть зала с судебным художником и зрителями, которые допущены. Камера движется медленно, она в прямом смысле плывёт, и в какой-то момент человек, сидящий рядом с судебным художником, меняется. Это происходит за счёт оптической иллюзии – человек в синем свитере отражается в стеклянной стенке, а на самом деле он сидит в том же ряду чуть поодаль. В данном случае это удачный момент, который, возможно, и не был запланирован, но он идёт на пользу усиления эффекта того, как информация искажается, из скольких мельчайших деталей она состоит, сколько теряется микронов важного, пока она переходит из уст в уста, как меняется смысл, попадая в сознание и прорастая там.

Далее камера оператора совершает круг по залу заседаний, показывая обвинителя и адвоката, постепенно линза фокусируется на одной девушке. Она пристально смотрит на прозрачную клетку с обвиняемым, а голос адвоката, который на данный момент остался за кадром, произносит: “Понадобится всего один человек, который скажет, что Людовик Шевалье виновен. Но такого человека не существует”. Все в зале смотрят на адвоката и слушают его, никто не обращает внимания на эту девушку, на которую смотрит “линза”. Фактически адвокат прав – такого человека не существует. Все следуют за голосом человека в форме, он представляет закон, а ему обычно верят.

Совершив круг по залу, камера фокусируется на единственном человеке, который может свидетельствовать против обвиняемого
Совершив круг по залу, камера фокусируется на единственном человеке, который может свидетельствовать против обвиняемого

Только показалось, что фильм будет рассказывать о судебном процессе с уликами, записями и показаниями свидетелей, как фокус переключается на другую ветку.

В человеке сочетается и белое, и чёрное; человек – это и тот, кем он предстаёт через восприятие стороннего наблюдателя; человек сам не сможет зачастую точно раскрыть себя с прицельной точностью. На примере Людовика Шевалье показан демонизированный образ человека – причём его отрицательный портрет доведён до максимума. На примере Келли-Энн показан странный образ человека – до конца не понятно, какую именно она цель преследует, то ли её чувство справедливости требует удовлетворения, то ли она одержима (линия с фотосессиями подчёркивает её неоднозначность – сначала нам показывают её образ в белом ангельском обличии, потом – в чёрном агрессивном).

В любом случае этот триллер, будучи очень хорошим примером триллера, погружает словно на новую территорию и заставляет чувствовать себя некомфортно, но и заинтересованно.