У старца Зосимы был друг. Все его в народе звали блаженный Николай, который был ещё и военный. Но здоровье его подводило и вот его скосила болезнь так, что сорок лет он пролежал в постели.
Сначала он жил в квартире, но потом совсем стало туго ему одному и перевели блаженного в богадельню.
Терпел он много. Все его родные и близкие умерли, ходить некому за ним, да и кого-то пригласить в квартиру было невозможно, так как платить было бы нечем. Но он очень усердно молился. Сам по себе он был мужественным человеком.
И вот за 10 лет до страшных событий он говорит:
- Царя не будет! Что они наделают... Как они расправятся с царской семьёй... А еще и лавру-то нашу разорят... Всех, всех монахов выгонят... Что наделают... А жить-то им негде будет. Вот будут по частным квартирам бедненькие ходить, искать жилище.
Старцу Зосиме указал на место его будущего жительства:
“В Москве будешь жить и дадут тебе разоренное подворье монастыря. У чад своих духовных жить будешь. И в Москве же сделают тебя архимандритом. Я говорю вам, готовьтесь вон из лавры”.
Блаженный Николай по усерным молитвам ко Господу и трудам духовным, удостоился различных даров. Была такая Мария, сестра старца Зосимы, которая десять лет ничего не видела. Слепота уже была полная и видеть она ничего могла, но блаженный Николай встав пред иконами и помолившись, взял из лампады масло и помазал глаза Марии, та и прозрела тут же. Тогда это было большой неожиданностью для всех.
На удивление, в то время отец Зосима не знал еще о таком усердном подвижнике, который жил в богадельне.
Самого же Николая несколько лет подряд причащали ангелы, приходя в виде монахов во главе с игуменом, который исповедовал его. Монахи дивно пели… Приходили они к нему ночью. Блаженный не знал, что это небесная милость к нему, принимая их за монахов и думая: “Вот как хорошо ко мне относятся игумен с братией. Днем им некогда, так вот ночью в святые дни они утешают меня многострадального”.
Но в это время узнал старец Зосима о Николае. А точнее сообщили ему, что в монастырской богадельне есть тяжко болящий Николай и что его вот уже более 30 лет никто не приобщал святых Таин Христовых, он пошел к нему причастить и исповедовать его. Поблагодарил его блаженный Николай и сказал ему: “Я так счастлив! Во все большие праздники игумен с братией причащает меня”, — и рассказал ему все.
Вложил в сердце отец Зосима слова блаженного, но ничего не сказал ему и только по смерти его поведал о дивном чуде, явленном многострадальной душе, которая с великим терпением несла свой крест.
Стоит сказать, что из жития старца Захария (Зосимы) мы узнаем не менее интересные факты:
До принятия монашества Захария был келейником, трапезником, стоял у раки преподобного Сергия, был свечником возле мощей святых Серапиона, Иосифа, Дионисия – здесь он должен был продавать свечи, натирать полы, очищать песком раки угодников, во все время службы неотступно стоять у ящика. Впоследствии Захария, вспоминая время своего послушничества, всегда говорил: «Слава и благодарение Господу за все, за все».
В постриге ему было дано имя Зосима. Затем его посвятили в иеродиаконы, а вскоре – в иеромонахи. Рукополагал его преосвященный Трифон, который давно знал отца Зосиму, уважал и любил его. По получении сана, на него было возложено послушание быть общим лаврским духовником – не только монахов, но и паломников.
Его духовные чада заметили, что он обладает особыми духовными дарами. «Впервые я увидела старца в Сергиевом Посаде, – вспоминала его духовная дочь. – Он был в келье, окруженный разными страждущими людьми. Он поил их чаем, а ложечек чайных не хватало. Я вспомнила, что у меня еще от родного отца осталось несколько чайных серебряных ложечек, и подумала: „Вот, в следующий раз, как приеду к старцу, привезу ложечек и подарю ему“. Едва только эта мысль пронеслась у меня в голове, старец ласково взглянул на меня и сказал: „Несколько? Да я ни одной серебряной ложечки не возьму, не надо монаху серебряных ложечек“. Я удивилась прозорливости старца.
Ему можно было ничего не говорить, он знал все прошлое и будущее.
И вот, что интересно, однажды старец проглотил серебряный крест.
Он взял в рот большой величины серебряный крестик и стал молиться так:
- Господи! Господи! Прошу Тебя! Войди в мене в кресте Твоем! Пусть этот крест растает в устах моих. Я проглочу его и пусть он живет во мне!
На удивление многим тогда этот крест растаял во рту старца и он принял его, проглотив, как живую и святую воду.
Но время шло и вот сбываться стало пророчество блаженного Николая. Всю Троице-Сергиеву лавру выселили, оставалось совсе немного монахов и Зосима (в схиме Захария), который оставался в своей келье. Тут приходят к нему из администрации люди и требуют, чтобы старец убирался немедленно с территории лавры.
“Уходи вон из лавры”. — “Нет, сейчас я не пойду”, — сказал старец. “Мы вытолкнем тебя. Что это такое!” — гневно кричали на старика.
Старец взял крест и им обвел свое помещение, вернее, обнес, и сказал: “Попробуйте-ка, осмельтесь перейти через эту черту, которой я обвел эту келию, попробуйте и тотчас вы упадете мертвыми”.
Пришедшие подумали, что старик обезумел, но самое интересное они все-таки испугались переступить черту. Боязнь была настолько великой, что даже вооруженные испугались и сказали:
- Пусть сидит, сам уйдет когда-нибудь.
И тогда все разошлись.
Но прошло время и старец Зосима действительно последним покинул лавру.
Схиархимандрит Захария (1850–1936) нес свой крест с благословения оптинского старца Амвросия.
Отец Зосима как-то рассказывал: «Я просил Господа, чтобы Он вошел в меня, чтобы я ничего не смел сам говорить, а говорил лишь то, что повелит мне сказать Господь. И бывает иногда благоговейно страшно мне изнутри себя ощущать силу и голос Божий. Знаю, что больно иногда делаю словом своим людям, а иногда Бог утешает словом моим; но я обязан им говорить то, что внушит мне сказать Бог. Своего я никогда не говорю теперь ничего, ничего. И сбывается всегда слово Божие, потому что оно есть истина и жизнь».
Наставления старца
- Почаще осеняйте себя крестным знамением. Помните: «Крест воздвизается, и падают духов воздушных чинове»; «Господи, оружие на диавола крест Твой еси нам». К прискорбию моему, видел я, что некоторые просто машут рукой, не касаясь даже лба и плеч. Это прямо издевательство над крестным знамением. Вспомните, что говорил преподобный Серафим про правильное крестное знамение. Прочтите это его наставление.
- Не стремитесь вы к богатству, не ищите ничего на этой земле. Отдай душу в ад – будешь богат.
- Живите честно и помните, что нет у нас здесь постоянного града, но грядущего взыскуем.
- Смотрите на каждый день свой, как на последний день своей жизни. Всегда помните, что Господь смотрит на вас и каждое движение ваше видит, каждую мысль и чувство. Возненавидьте грехи, так как это самое большое зло. Грех родил диавол. Грех нас ввергает в геенну огненных страданий, оторвав нас от Господа Бога, в Троице единого.
- Христа дает душе пречистая Матерь Его. Молись Пресвятой усердно и будешь с Сыном Ее. Запомните эти слова.
- Некоторые люди, не имущие в сердце Бога, называют любовью нечто совершенно противоположное любви, а именно: страсть, эгоистическую привязанность, увлечение и так далее. Но мы, христиане, знаем хорошо, что не это есть любовь.
- Будьте мужественны даже тогда, когда великие испытания Господь посылает.
19 октября 2019 года останки старца были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру.
Слава Богу за все!