Найти в Дзене
КиноБуква

Малоизвестный фильм «Внутри вихря» - экранизация книги воспоминаний Евгении Гинзбург о сталинских репрессиях и лагерях «Крутой маршрут»

Оглавление
«Иногда приходится слышать от людей, переживших сталинскую эпоху на воле, что им было хуже, чем нам. В какой-то мере это верно. Во-первых, — и это главное, — мы были избавлены судьбой от страшного греха: прямого или косвенного участия в убийствах и надругательствах над людьми. Во-вторых, ожидание беды бывает порой мучительней, чем сама беда».
Е. Гинзбург

Воспоминания Гинзбург о периоде массовых политических репрессий в СССР у нас в стране опубликовали только через десять лет после смерти автора. Казалось бы, такая «благодатная» тема должна быть интересна и киношникам. Но нет.

Тем, кто отрицает сталинские репрессии просьба не беспокоиться и не читать дальше, давайте не будем тревожить друг друга. Тем, кому интересно, и кто пропустил пост про саму книгу, почитать можно здесь.

Так вот, «Крутой маршрут» экранизировали лишь раз. И то не в России. У нас был только спектакль. Осмелилась на него Галина Волчек в 1989 году, отдав роль Евгении Марине Неёловой.

В 2018 году о планах запустить в работу фильм по книге Гинзбург заговорил Павел Лунгин. Как обстоит дело спустя 5 лет, неизвестно. После получения прав на экранизацию – тишина.

И потому первым и пока что единственным является фильм совместного производства Германии, Польши и Франции, о котором и пойдет речь. Фильм, который, по идее, должен быть ориентирован на постсоветского и российского зрителя, отчего-то сняли не мы. Режиссер Марлен Горрис хотела снимать при участии российской стороны, но российская сторона осталась в стороне. Более того, в прокате «Внутри вихря» также замечен не был.

Отзывов скудное количество. Правда, бОльшая их часть – сплошь восторженные и на иностранных языках.

«Только недавно благодаря таким фильмам, как "Внутри вихря", я пришел к пониманию того, что Сталин и Гитлер были двумя сторонами одной медали. В то время как мучительная осада Гитлером Европы уносила миллионы жизней, Сталин делал то же самое в России».

Но несмотря на такой положительный отклик и первоисточник, который понравился мне так, что пока что равных книг на эту тему я не нашла, к фильму у меня есть вопросики.

🎬Внутри вихря (2009)

Within the Whirlwind

Сначала положительное:

  • В роли Евгении Соломоновны Гинзбург, репрессированной в 1937 году по 58 статье «за участие в троцкистской организации» (10 лет в тюрьмах и 8 лет в ссылках) – британская актриса Эмили Уотсон. Очень талантливая и харизматичная. С образом главной героини справилась хорошо, очевидно прочувствовав всю боль книжных страниц.
«Внутри вихря» - самая захватывающая вещь, которую я сделала как зрелая актриса».
Эмили Уотсон

  • Хороши определенные сцены. Например, сцена вынесения приговора, когда показывают часы до и после. На то, чтобы «посовещаться» уходит 5 минут, о чем красноречиво и неумолимо говорит минутная стрелка. Очень хорош взгляд Эмили Уотсон.
  • Красной нитью сквозь весь фильм проходят стихи. Поэзия хорошо ложится на события и всегда к месту.

Что не понравилось:

  • Фильм снимали, скорее всего, по большей части в Польше, очевидно, посчитав её наиболее приближенной к советским реалиям. Но не это плохо, конечно. К архитектуре можно не очень придираться (хотя лагерные декорации выглядят несколько топорно), а вот к внутреннему убранству и интерьерам домов – сколько угодно. Если сравнить нашу среднестатистическую комнату 30-40-ых из любого советского фильма и квартиру Гинзбург-Аксеновых, разница будет очевидна.
  • Одежда Евгении, головной убор – точно не из Казани образца 1937 года. Этот когнитивный диссонанс очень отвлекал и поэтому время от времени происходящее на экране казалось каким-то клюквенным лубком. Уверена, что режиссер не преследовал такую цель, но впечатление все равно подпорчено.
  • Есть ошибки в надписях. Их немного, но всё же. Например, лозунг на воротах лагеря. И вот тут я считаю, что таких «опечаток» быть в кино не может. Ведь нет ничего сверхсложного в том, чтобы при помощи специалиста грамотно перевести одну короткую фразу и не перепутать окончание слов, правда же?

  • Заметно, что снег какой-то ненатуральный. Разумеется, это тоже в норме вещей, использовать искусственный снег в кино, но здесь он иногда выглядел, как странная субстанция, особенно если попадал в кадр крупным планом.
  • Не могу сказать, что фильм прям по книге, так как очень многое вырезано. Общая суть произведения донесена. Каким образом и насколько точно - другой вопрос.
  • Перевод жуткий. Я долго искала, но нашла только два варианта – одноголосый едва ли не гнусавый (смотреть и слушать такое невыносимо) и двухголосый, тоже не ахти. Вообще безэмоционально, сухо и ограниченно, словно из предложения переведено несколько слов.
  • Контрольный в голову – пластиковые окна. Пластиковые окна!!! Да, в наших фильмах тоже такие косяки встречаются, но тут почему-то особенно хочется включить режим «бабка у подъезда» и ворчать.
Кадр из фильма «Внутри вихря», 2009 год, режиссер Марлен Горрис
Кадр из фильма «Внутри вихря», 2009 год, режиссер Марлен Горрис

Но и окна — это не главное! Мне показалось, что мало жести, простите за такое сленг. Да, именно жести и жестокости. Одних выразительных глаз Уотсон мне мало. В фильме сделан акцент на морально-волевые качества героини. Вот она читает по памяти русских классиков, вот стоит на 50-градусном морозе, вот встречает хорошего мужчину, а тут и вовсе всё налаживается. Но ведь это ДАЛЕКО не так. Вместо того, чтобы впихивать постельную сцену, на мой взгляд неуместную и даже неправдоподобную, учитывая обстоятельства, можно было показать детальнее невыносимо тяжелый быт репрессированных женщин. Лагерь – это не только психологические, моральные страдания, это страдания физические. И с этим здесь провал.

Любовь, конечно, и луч света, и надежда, и вера в будущее. Но не так, как здесь. Ведь и у Гинзбург в «крутом маршруте» - НЕ ТАК. Это выстраданное кратковременное счастье, которое без конца подвергается испытаниям, а не романтизированный финал.

«Это было фантастично, невероятно, но об этом было напечатано в «Правде» – значит, сомнений быть не могло».
Е. Гинзбург

Кадр из фильма «Внутри вихря», 2009 год, режиссер Марлен Горрис
Кадр из фильма «Внутри вихря», 2009 год, режиссер Марлен Горрис

Могу ли я рекомендовать «Внутри вихря» к просмотру? Если вы НЕ читали «Крутой маршрут» - нет, не советую. Если читали, то можно ознакомиться, вполне вероятно, оцените.

На мой взгляд, фильм при всей своей вроде как правдивости – очень чёрствый. Сердце не защемило, комка в горле не было – не потому, что нет эмпатии, а потому что нет здесь ни пронзительной тоски, ни глубокой драмы. Есть факты, тщательно переложенные искусственным снегом и спасительной любовью к мужчине. И даже Эмили Уотсон, при всём своем таланте ситуацию не спасает, увы.

Но в любом случае, отрадно, что экранизация существует и, как говорится, спасибо за попытку рассказать. Очень интересно, что получится у Лунгина, когда выйдет наш вариант.

А вы знали, что есть такой фильм? Может быть, кто-то смотрел?