В меньшей степени город Пушкин ассоциируется с северным модерном, однако есть весьма интересные адреса на эту тему.
В здании городской поликлиники 66, что на Московской улице, 15, можно угадать небольшой доходный дом начала XX века. Чтобы он появился на этом месте, снесли как раз типичный для Царского села двухэтажный деревянный дом в стиле классицизма. С тех пор здание изменилось: два этажа надстроены третьим (для этого разобрали мансарду и башенки, отсылавшие к замкам, будто выросшим из скал), справа достроили ещё один корпус. С того обстоятельства, что в войну дом не пострадал, началась история медицинского учреждения в его стенах. Сразу после освобождения г. Пушкина здесь разместились скорая помощь, противотуберкулезный диспансер, психиатрическое, терапевтическое и стоматологическое отделения.
Но откуда нотки северных скалистых пейзажей во внешнем облике здания? В первую очередь тон задает красный рваный гранит, обернувший весь цокольный этаж. Использование гранита было одним из требований к проекту дома. И это тот неизрасходованный материал, что остался после строительства в камне набережной императора Петра Великого, ныне Петровской (ею занялись с началом возведения Троицкого моста – и к двухсотлетию Санкт-Петербурга те и другие работы были завершены). «Родственные» связи дома в Пушкине и Петровской набережной неслучайны. Владельцем участка и в дальнейшем построенного на нём дома была Мария Алексеевна Савицкая. Её супруг, инженер путей сообщения Василий Яковлевич Савицкий, ведал вопросами по поставке материалов для строительства набережной.
Авторами проекта выступили братья А.В. и Н.В. Васильевы. Дом строился в 1904-1905 годах. И уже немногим позже Николай Васильев, ученик Леонтия Бенуа, ценитель немецкой и финской архитектуры, войдёт в число признанных мастеров северного модерна. Самая известная его работа – Соборная мечеть на Петроградской стороне.
Рассматривая Дом Савицкой, погружаешься в выразительную игру объёмов, линий, выступов и плоскостей. На эту игру работает контраст монументального нижнего этажа и облицовка более «легким» светлым отделочным кирпичом верхних этажей, керамические вставки добавляют цвета. Сохранились металлические решетки открытых балконов, оригинальная мелкая расстекловка окон. Перед домом был разбит палисадник и обнесен металлической оградой, опирающейся на гранитные блоки. Металлические фонари-торшеры встречают на дорожке, ведущей к парадному входу. Зайдя внутрь, вы обнаружите у лестницы ещё один фонарь-торшер и зеленую плитку в декоре. Лепные пучки хвои и шишек поддерживают тему северной флоры.
Арка-портал приведёт к не менее живописной стороне дома. Она выходила на сад. На каждом из двух этажей при строительстве предполагалось по две квартиры на 5-6 комнат для состоятельных арендаторов. Все они имели комнаты для прислуги, по два клозета, балкон и остекленную террасу при гостиной.
Мало известно о дальнейшем пути хозяев дома. Но существенный след оставил их сын, Артемий Васильевич Савицкий, яркий представитель восточной ветви русской эмиграции. После революции он связал свою судьбу с северо-восточным Китаем: поселился в Харбине, получил должность при КВЖД (его дядя занимал там важный пост). Был редактором нескольких газет, издававшихся на двух языках. И стал автором художественных исторических романов, снискавших положительную оценку в среде критиков и печатавшихся в том числе в Австралии. Писал он под псевдонимом Артемий Лишин. Среди его работ: «Наследие Петра», «В дни Елизаветы», «Трагедия Царского села». Любовь к литературе у Артемия Васильевича зародилась в стенах Николаевской мужской гимназии в Царском селе. Директором тогда был Иннокентий Фёдорович Анненский.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал.
Наш проект "Открытый город" - бесплатные экскурсии, лекции, квесты.
Автор статьи: Анастасия Сугоняко, специалист в области прикладной культурологии и экскурсовод по Санкт-Петербургу.