Найти в Дзене
Финансовый гений

Завод "Москвич" оказался в огромных убытках и долгах. Сравниваю было/стало.

Весной прошлого года французский концерт Renault вынужденно продал принадлежащий ему завод "АвтоВАЗ" в Москве московским властям за символический 1 рубль.

Концерн Renault оценил 68% акций АвтоВАЗа, которыми он владеет, в 1 рубль
Финансовый гений28 апреля 2022

И здесь очень наглядно можно сравнить, как работала в России европейская автокомпания, собирающая европейские автомобили, и как теперь ровно на том же месте, на тех же мощностях, причем доставшихся совершенно бесплатно (за 1 рубль), работает российская компания. Сравниваем было/стало.

Вот производственные и финансовые результаты деятельности.

В 2021 году группа Renault в России получила выручку 2,85 млрд евро и чистую прибыль 166 млн евро. При этом выручка АвтоВАЗа выросла более чем на 10%.

В рублях чистая прибыль завода в 2021 году составила 13,9 млрд рублей по курсу 84 рубля за евро на конец года.

За 2021 год АвтоВАЗ выпустил и продал более 350 тысяч автомобилей, из которых на долю Lada пришлось только около 21%.

-2

Это было. А вот что стало.

В 2022 году предприятие, образованное на месте автозавода Renault в Москве, получило чистый убыток 2,4 млрд рублей. Выручка АвтоВАЗа рухнула в 1,8 раз, а прибыль - сильнее чем в 7 раз, от нее осталось чуть более 200 млн рублей.

Даже была новость о том, что АвтоВАЗ не заплатит налог на сверхприбыль из-за отсутствия сверхприбыли:

АвтоВАЗ не заплатит налог на сверхприбыль из-за отсутствия сверхприбыли: все что надо знать о российском машиностроении
Финансовый гений26 сентября 2023
-3

Помимо этого, у завода "Москвич" остались огромные долги, с одной стороны - перед российскими автодилерами (за ремонты и техническое обслуживание ранее выпускаемых европейских машин), а с другой - перед гонконгской компанией, ранее поставлявшей оборудование и компоненты для автомобилей Renault.

Российским дилерам "Москвич" должен 1,5 млрд рублей.

-4

А гонконгской компании - 2,6 млн евро, причем эти деньги уже взыскиваются через суд (суд обязал "Москвич" выплатить их компании "Сильвер Бейзис"). В рублях по нынешнему курсу 97 это 252 млн рублей. И это только первый выигранный иск, а всего их около десяти! (от западных, восточных и даже российских (!) компаний).

-5

У работающей в России компании Renault была возможность обслуживать все эти долги, с этим не возникало никаких проблем, а вот у "Москвича" уже совершенно иная ситуация: откуда брать деньги, если производство и продажи на порядок меньше?

На данный момент, с момента запуска завод "Москвич" продал только около 12 тысяч автомобилей, а произвел около 15 тысяч (примерно за год).

-6

Завод Renault в 2021 году реализовал 131,5 тысячу автомобилей, что более чем в 10 раз превышает текущие показатели "Москвича".

-7

Итого, если очень кратко.

Продавали 130 тыс европейских автомобилей в год, теперь продают 12 тысяч китайских.

Была прибыль 14 млрд рублей в год, теперь убыток 2,5 млрд + долги (в т.ч. уже взыскиваемые по суду) около 2 млрд, и еще продолжается десяток судебных разбирательств.

Можно сейчас успокаивать себя тем, что "это же только начало", "нужно время на раскрутку" и т.д. К слову, то же самое мне писали, когда я сравнивал финансовые результаты "Макдональдса" и "Вкусно и точка" (а там ровно то же самое: прибыль против убытка).

Но даже если сравнить производство гамбургеров и производство автомобилей - это как бы в корне разные технологические процессы, требующие разных технологий. "Вкусно и точка" может и выйдет на прибыльность, а вот насчет "Москвича" в ближайшие годы это видится почти невозможным.

Некоторые СМИ уже написали о том, что банкротство "Москвича" неминуемо, и это лишь дело времени.

-8

Процитирую довольно простые и понятные мысли:

Главный вопрос заключается в том, как еще долго сможет работать возрожденный “Москвич”. На первом этапе инвестиции в это предприятие составили порядка 5 млрд. руб. Но что мы получили по факту? Если Renault имел полный цикл производства, и широкий ассортимент продукции, с конвейера сходили такие марки авто как Renault Duster, Renault Kaptur, Renault Arkana и Nissan Terrano. Все эти авто разлетались как горячие пирожки.
Теперь “Москвич” банально занимается сборкой китайских автомобилей, цена на которые зашкаливает, и большой популярностью у народа они не пользуются. Все обстоятельства говорят о том, что “Москвич” это глубоко убыточное предприятие.
Народ не может себе позволить покупать авто за 2 220 000 - 2 478 000 руб.
Ситуация усугубляется еще тем, что США ввели санкции против “Москвича”, а это значит что под вторичные санкции  могут попасть все поставщики завода, в случае с “Москвичем” это JAC. Производство может встать.
Сегодня на автозаводе работает более 4 000 чел, всем им нужно платить зарплату. Жители столицы не привыкли работать за копейки. Поскольку прибыль небольшая, то и с выплатой зарплаты могут возникнуть проблемы. А на следующий год предприятие понизило план по выпуску готовой продукции с 100 тыс. до 44 тыс авто. То есть получается, что “Москвич” на всей скорости мчится к своему банкротству?

Альтернативный банкротству вариант (который, с моей точки зрения, более вероятен) - это бесконечные финансовые вливания ради поддержания деятельности завода. То есть, "Москвич" станет еще одним "Аэрофлотом", "РЖД", "Почтой России" и т.п. предприятиями, которые государство не может обанкротить, но которые при этом приносят бесконечные убытки. Правда, по своей экономической, инфраструктурной, социальной значимости "Москвич" все же сильно уступает вышеперечисленным компаниям. Так что, его могут держать только из принципа. Не знаю, как долго.

Дзен не показывает все публикации в ленте даже подписчикам. Чтобы читать все мои статьи - заходите непосредственно в канал.

Ваш лайк и подписка - это необходимая поддержка каналу!