Найти в Дзене
Просто Вадимыч

Агония немцев в тюрьме Сталинграда.

Сейчас это СИЗО №1 рядом с улицей Голубинской. Перед войной тюрьма №1 УНКВД по Сталинградской области. Здание ещё 1886 года постройки.

Разрушенное здание тюрьмы после боев. Февраль 1943 г. Снимок из Сталинградского альбома подполковника Н. П. Ковалевского, начальника отдела кадров 16-й воздушной армии.
Разрушенное здание тюрьмы после боев. Февраль 1943 г. Снимок из Сталинградского альбома подполковника Н. П. Ковалевского, начальника отдела кадров 16-й воздушной армии.

В ноябре 42-го немцы готовились к зимовке в Сталинграде. 6 числа был издан приказ по 194 пп 71-й пд на организацию обороны восточнее вокзала Сталинград I. Район обороны был разбит на сектора и опорные пункты. Одним из таких пунктов, уже тогда, за две недели до начала контрнаступления, должна была стать тюрьма (нем. Gefängnis). Далее по приказу все опорные пункты должны были быть подготовлены для круговой обороны, для каждого должен быть составлен план ведения огня, предусматривающий прикрытие соседних пунктов.

Хорошо видно здание тюрьмы в виде буквы "Y", в левом нижнем углу кадра
Хорошо видно здание тюрьмы в виде буквы "Y", в левом нижнем углу кадра

В конце января 43-го уже на завершающем этапе ликвидации немецкого "котла" под Сталинградом, в здании тюрьмы разместился штаб 14-го танкого корпуса вермахта под командованием генерала Гельмута Шлёмера, остатки 3-я мотд и 376 пд (командир генерал-лейтенант Александер фон Даниэльс).

Луитпольд Штейдле командир 767 пп 376 пд, со своим полком отступал от самого западного фаса "котла" - хутора "Дмитриевики", около 60 км до Сталинграда.

Возможно на снимке Луитпольд Штейдле
Возможно на снимке Луитпольд Штейдле

Войдя в город числа 24-25 января он узнает о месте сбора остатков своей дивизии - "городская тюрьма":

"Снова мы идём... сворачиваем с улицы вправо, проходим через ворота и оказываемся во дворе огромной тюрьмы. Судя по фасаду, это здание построено в середине прошлого века и с тех пор неоднократно расширялось. Окна, как и в любой другой тюрьме, зарешечены.

Первый, кто меня встречает здесь, – подполковник Вернебург. Его вид пугает меня... Шинель не по росту и волочится по земле... выглядит одичавшим... он докладывает, что его люди размещены вместе с ранеными. О раненых никто не заботится. Здесь же лежат умершие. Выносить их некому. Непрерывно слышатся стоны. Не могли бы, по крайней мере, помочь наши врачи? Никто не знает, где они..."

Штейдле бродит по коридорам тюрьмы, "пол покрыт утоптанным снегом и льдом".

Коридор тюрьмы в наше время.
Коридор тюрьмы в наше время.

Находит недалеко штаб Шлёмера: "Напротив наших помещений – две смежные комнаты; часовой получил строгий приказ никого не пускать. Однако перед командиром он устоять не может. В комнате немного мебели, полки, длинный стол, на неровной доске которого выцарапаны русские буквы (заметил!) , в углу горит высокая железная печка".

"... штабы, как обычно, еще руководят своими дивизиями, хотя в них осталось всего по горстке солдат. Если послушать, о чем здесь говорят, то можно подумать, что все идет нормально и ничего за последние недели не произошло".

Здания тюрьмы после боев. Февраль 1943 г.
Здания тюрьмы после боев. Февраль 1943 г.

А тем временем 26 января наступавшие с запада советские части 21 А соединились на Мамаевом кургане с подразделениями 62-й армии. 6 армия немцев была рассечена на две части: южный котёл в центре Сталинграда с Паулюсом, северный с командиром 11-го армейского корпуса генералом Штреккером. Части 64-й и 57-й армий, наступавшие с юга, заняли весь Ворошиловский район, и вышли к реке Царице. На северном берегу которой, за жд мостом, как раз располагалась тюрьма. И оставалось совсем чуть чуть до окончательной победы.

Тот же Штейдле уже давно для себя "решил больше не посылать в бой ни одного человека. Если командование само не хочет воевать..." В это время его "полк" состоял всего из 11 офицеров, 2 врачей, 1 ветеринара и 34-х солдат.

Но были и другие фанатичные немецкие офицеры. К примеру в районе тюрьмы таким был Вальтер Мюллер, подполковник генштаба. Он организовывал боевые группы (из тех кто ещё мог держать оружие) и бросал их на передовую. Здесь нужно отметить, что 376 дивизия пройдя все 60 км по заснеженным степям Сталинграда под ударами Красной Армии, растеряв боевой состав и всю артиллерию была уже не в состоянии вести какие - либо боевые действия! В отличии от такой дивизии как 71-я. Чья оборона, ещё с октября была в основном построена по берегу Волги. Она не испытывала даже трудностей с питанием. Не далеко от берега была затопленная баржа с мукой и зерном. За счёт такого личного состава 71-й пд и её оставшейся артиллерии и держались немцы в последние дни в южном котле.

Это было одной из причин, что понесшие потери в боях части 64-я и 57-я армия не смогли прорвать с ходу оборону немцев на северном берегу реки Царицы. Так же мешали высокие берега проходу техники танковых бригад.

И весь день 27 января советские войска уже основательно готовились к наступлению подтягивалась артиллерия и тылы, проводилась перегруппировка сил.

Схема боевых действий (с координатами кварталов) в центре Сталинграда в последние дни существования немецкой группировки. Такие карты были у командиров частей 64 А. Под номером 144 - тюрьма. Схема взята из книги А. Чунихина "Забытый Сталинград".
Схема боевых действий (с координатами кварталов) в центре Сталинграда в последние дни существования немецкой группировки. Такие карты были у командиров частей 64 А. Под номером 144 - тюрьма. Схема взята из книги А. Чунихина "Забытый Сталинград".
Тюрьма на немецкой аэрофотосъемке от 31 января 1943 года. Так же отмечен жд мост.
Тюрьма на немецкой аэрофотосъемке от 31 января 1943 года. Так же отмечен жд мост.

А в подвалах тюрьмы уже думали о капитуляции. Шлемер позвонил в универмаг к Паулюсу. Разговор был коротким. Из воспоминаний адьютанта Паулюса Вильгельма Адама: "Шлемер обрисовал положение и состояние войск, обессилевших и неспособных сопротивляться, и попросил разрешения капитулировать. Командующий напомнил ему свой приказ сопротивляться до последнего и положил трубку.

Через полчаса вошел генерал-лейтенант Шмидт. Он сообщил о телефонном разговоре с полковником Мюллером, начальником штаба XIV танкового корпуса.

— Господин генерал-полковник, — доложил он Паулюсу, — 14 танковый корпус намерен капитулировать. Мюллер говорит, будто силы на исходе и у них нет больше боеприпасов. Я ответил ему, что мы в курсе дела, однако приказ «Продолжать сопротивление, капитуляция исключена» не отменен. Все же я рекомендовал бы вам, господин генерал-полковник, лично посетить этих генералов и поговорить с ними.

Паулюс согласился. Поездка к городской тюрьме под артиллерийским огнем противника была рискованным делом, однако она прошла благополучно".

После прибытия в штаб 14 корпуса Паулюс ещё раз довёл приказ присутствуюшим офицерам: «Продолжать сопротивление, капитуляция исключена!»

Когда Паулюс уже покидал двор тюрьмы, его встретил Штейдле. Командующий 6 армии знал полковника ещё по Первой мировой и прислушивался раньше к его мнению. Но не сейчас, когда Штейдле начал уговаривать Паулюса о прекращении сопротивления...

После засомневались о сепаратной капитуляции Шлёмер и Даниэльс, как вспоминал Штейдле. Он решил действовать вопреки Паулюсу и Шмидту, и сумел склонить к сдаче в плен своего командира дивизии.

Из журнала боевых действий 422 сд: "29.1.43 г. В 3.00 в штаб 1326 сп явились парламентеры Генерала Фон Даниэльс - командира 376 пехотной дивизии в составе: н-ка связи дивизии майора Веста, командира 576 ПП полковника (не разборчиво), командира 1-го батальона 134 ПП майра Пуль, и переводчика 376 ПД лейтенант Райхерт - с предложением о капитуляции дивизии. Парламентеров приняли и предварительные переговоры вели: зам. командира по политчасти 1326 сп майор Купцов, н-к штаба 1326 сп капитан Блюменкранц, сотрудник политотдела 422 сд капитан Головин.

После предварительных переговоров парламентеры были доставлены в Штадив, где командир дивизии полковник Морозову поставил им окончательные условия, с которыми парламентеры сопутствуемые зам. командиром дивизии майором А. В. Сорокиным. - вернулись в штаб Генерала Фон Даниельса".

Вырезка из журнала боевых действий 422 сд за 29.01.1943 г.
Вырезка из журнала боевых действий 422 сд за 29.01.1943 г.

Теперь из беседы с гвардии генерал-майором Г.Б. Сафиулиным, командира 38 сд (не ранее 1 марта 1943 г.).

Сафиулин Ганий Бекинович, командир 38-й стрелковой дивизии
Сафиулин Ганий Бекинович, командир 38-й стрелковой дивизии

... получили приказ перейти на ту сторону р. Царица. Здесь не могли сразу прорвать фронт противника потому, что берега открытые, пришлось идти в обход. Как только вышли в район красного здания перед тюрьмой, захватили штаб 14-го танкового корпуса с генерал-лейтенантом Шлеммером. Когда привели его, то он прежде всего обеспокоился: где мои офицеры? Он боялся, не будут ли обижать его офицеров. Офицеров у него было 37 человек. Я говорю ему: «Не беспокойтесь, всё будет в порядке». Я ему предложил побриться, он отказался: «Я лучше в таком виде сдамся».

Шлёмер Гельмут (Helmuth Schlömer). Командир 14-го танкового корпуса (январь 1943). Генерал-майор, генерал-лейтенант (декабрь 1942).
Шлёмер Гельмут (Helmuth Schlömer). Командир 14-го танкового корпуса (январь 1943). Генерал-майор, генерал-лейтенант (декабрь 1942).

Захватила этот штаб штурмовая группа, фактически два автоматчика, фамилии их я не помню. Оба награждены орденом Красной Звезды. Был ещё с ними один сержант. Там большое здание, четырёхэтажное. Два человека вошли в здание, пять человек лежали около здания. Фактически окружили этот штаб десять человек. Немцы залегли. Заходит эта группа, бросает несколько гранат через окна. В это время врывается третья группа в пять человек и заставляет поднять руки вверх. Охрана их разбежалась.

Ещё снимок тюрьмы после боев
Ещё снимок тюрьмы после боев

Правда, там пять человек убили. Когда генерал бросил оружие и поднял руки, тогда все остальные тоже подняли руки. Эти автоматчики забрали генерала, посадили на машину и привезли ко мне.

Посадил я его за стол, никак не садится ближе, сидит в двух метрах от стола и не ест.

— Разве в таком состоянии вы бы стали кушать?

Я говорю, конечно, понимаю, в каком состоянии вы находитесь. Он старик уже. Когда подвыпил сто грамм, начал разговаривать.

— Удивительный русский солдат, <нрзб> день, целую ночь на снегу. Как они не мерзнут! Мало ли что в валенках. Утром посмотришь, идут в атаку. Если бы мы так лежали, у нас все обморозились бы, ни одного человека не осталось бы!

Правда, в госпитале мы забрали человек 470 обмороженных.

— Если бы русская армия была в союзе с немецкой армией, мы бы покорили весь мир.

Я ему на это заметил, что у нас есть союзники. Он мне на это ответил, что «Англия — большая свинья. Вы надейтесь больше на свои силы».

Я говорю, что мы больше на свои силы и надеемся.

... Шлеммер, ему 58 лет. Спрашивает меня, сколько мне лет. Я говорю: «36-й год».

— Командующий дивизией?

— Почти два года командую дивизией.

— Большая карьера у вас. Всё же вы умеете воевать. Поставили меня на колени.

Потом Шлеммер просит разрешения поговорить с офицерами.

Я по всем правилам вывел всех офицеров, выстроил. Он всплакнул три раза. Держал речь. Между прочим, сказал: «Немецкие солдаты, где бы вы ни находились, держите дисциплину». В общем — общие фразы. Потом мы его отправили.

* * *

Сильные бои были в районе тюрьмы. У них там были большие склады продовольствия и боеприпасов. Целый день шла борьба за тюрьму. Не только мы, но и 422-я [стрелковая дивизия] воевала здесь. Когда они сдались, мы почти весь гарнизон истребили.

Когда тюрьму взяли, несмотря на то, что Паулюс ещё не сдавался, шли уже целыми батальонами с белыми флагами. Как мы только увидим, что немцы идут с белыми флагами, мы прекращаем огонь, забираем.

Несколько человек возвращали обратно. Один привёл 300 человек..."

Что интересно и в беседе с Сафиулиным, и в донесениях 38 сд взятый в плен командир 14 корпуса везде называется по разному, ну не привыкли наши войска ещё брать так много немецких генералов, да ещё с непонятными фамилиями.

Из боевого донесения 38 сд. Командир 14 - го танкого корпуса "Шлембер"
Из боевого донесения 38 сд. Командир 14 - го танкого корпуса "Шлембер"
В этом донесении взят в плен "Шмеллер"
В этом донесении взят в плен "Шмеллер"

В группу армии "Дон" поступает донесение:

6-я армия, отдел Ia - группе армий "Дон" (через ОКХ)

Радиограмма, передана в 9.10 29.1.43

Расположение штаба XIV танкового корпуса ночью с 28 на 29.1 захвачено русскими. Генерал Шлёмер, по-видимому, попал в плен. Полковник генерального штаба *юллер (неразбочиво, возможно Мюллер) предпринял попытку прорыва.

-15

Это был конец немецкой обороны в районе тюрьмы. Колонны пленных начали выстраиваться в районе жд моста.

Колонна немецких пленных спускается в овраг Царицы. Справа на кадре виден жд мост.
Колонна немецких пленных спускается в овраг Царицы. Справа на кадре виден жд мост.
Командир 376 пд генерал фон Даниэльс по дороге в плен.
Командир 376 пд генерал фон Даниэльс по дороге в плен.
Здание тюрьмы в наши дни.
Здание тюрьмы в наши дни.

Источники:

1. Штейдле, Л. От Волги до Веймара. - Москва, 1973.

2. Адам, В. Трудное решение. - Москва, 1967.

3. Чунихин, А. Забытый Сталинград. - Москва, 2020.

4. Сайт "Память народа".

5. Сайт "Сталинград 1942-1943": http://stalingrad1942-1943.ru/

6. Группа в контакте:

ВКонтакте | ВКонтакте