Эту фразу одна из моих коллег-журналистов сказала в сентябре, после того, как наш областной министр образование в очередной раз заявил, что никакого секспросвета в уральских школах не будет. Причину он назвал, но о ней мы поговорим немного позже.
Снова эта фраза мне вспомнилась на выходных, когда мы с женой и дочерью гостили у её родителей. Речь зашла о школе, где учится младшая сестра Лины, и о том, что в этой школе забеременела очередная девятиклассница. От восьмиклассника. Это был уже не первый случай за последнее время.
И у меня в голове снова появился закономерный вопрос: если все согласны с мнением, что беременность в 8, 9 классах - это что-то не совсем хорошее, то почему с этим не борются? Ведь сексуальное просвещение уже доказало свою эффективность в мире. Я полез искать статистику, подумав, быть может, и бороться не надо и ситуация преувеличена? Даже вот среди моих читателей так считает практически каждый пятый.
Но цифры и факты говорят, увы о другом. Давайте попробуем разобраться вместе.
Проблема точно есть?
Как вы думаете, много ли девочек-подростков в нашей стране оказываются в положении? Я нашел статистику - это примерно 14 000 человек. Если судить по абсолютной цифре, то она далеко не рекордная. А вот если сравнивать с другими странами, Россия находится в пятерке антилидеров.
Но настораживают совсем другие цифры. Например, в 2021 году из 11 тысяч несовершеннолетних, у которых появились дети, 37 родили их в 12-13 лет. Около тысячи - в 14-15 лет. Более того, одна девочка в 15 лет стала матерью уже в третий раз.
После этого я читаю статьи о том, как Минздрав в очередной раз подсчитал средний возраст начала половой жизни, насчитал уже привычные для нашей скрепной страны 16-17 лет, и у меня в голове не сходятся цифры. Возможно, я просто слишком сильно гуманитарий?
Я сейчас задам вопрос, отвечу на него чуть позже, но, уверен, вы и сами найдете ответ. Угадайте два региона нашей страны, где показатели подростковой беременности самые низкие? Подумайте, а пока пойдем дальше.
Автор - сам-то просвещался?
За моё сексуальное просвещение отвечал старший брат. Не подумайте ничего плохого, он и сам об этом не знал. Единственная его заслуга была в том, что он очень плохо прятал видеокассеты с фильмами, где очень ненаучным языком, но зато красочно и во всех деталях показывалось, что такое секс и каким он бывает.
После просмотра я пускался в полемику со своими одноклассниками и друзьями. И, конечно же, ничего научного и важного в этих дискуссиях не было.
Самый полезный урок моего сексуального просвещения преподал мне мой друг. Это было в 9 классе. Однажды вечером он прибежал ко мне в гости, с дикими глазами и торжественным шёпотом сказал, что у него "Всё было! Со Светкой! Правда, её родители помешали, пришли слишком рано. Но это очень круто! Главное, презервативы потолще бери, а то рвутся, пока надеваешь. Мы две штуки испортили!"
Ничего более полезного ни в школе, ни в семье я с тех пор не слышал. Надо сказать, что ни я, ни мой друг, ни его Светка, с которой он расстался через пару месяцев, родителями до 18 лет не стали.
Зачем тогда секспросвет?
Не всем повезло так, как мне. Надо сказать, что свою роль в отсутствии у меня ранних детей, сыграл и мой образ жизни. Первый секс у меня случился в 16 лет. И завидной регулярностью он после этого не отличался. Проще говоря - от меня было сложно забеременеть, потому что со мной никто не спал.
Нынешние подростки куда более активны. В России только по официальным данным, беременеет примерно 15 несовершеннолетних девушек на тысячу. Это очень большие цифры.
Для примера, на последнем месте в мире по числу ранних беременной сегодня находится Голландия. Там показатель около 1,3 на тысячу.
Это страна, где половое воспитание вводится уже в детских садах и начальной школе. Естественно, там никто не говорит о сексе. Речь идет об отличиях между мужчиной и женщиной, о том, откуда берутся дети, о дружбе, любви и личных границах.
В школе темы становится более углубленные и личные. Иногда - спорные. Иногда очень спорные, особенно подача. Например, на уроках дети могут играть в карты с изображением и названием половых органов. По задумке - это должно избавить от стеснения и насмешек. В нашей стране такие примеры используют в качестве аргумента против полового воспитания.
В голландских учебниках есть очень откровенные картинки. Там не стесняются показывать и называть вещи так, как они выглядят и называются на самом деле. Есть и темы о том, что мальчик может влюбиться не только в девочку. Есть много о половой идентичности. Если буду перечислять дальше, наверняка нарвусь на штраф о пропаганде сами знаете чего.
Но результат говорит сам за себя: число беременностей среди подростков за последние 10 лет там снизилось едва ли не в три раза.
А мы что, не можем также?
Скорее, не хотим. В нашей стране попытки ввести сексуальное просвещение в школах всегда заканчивались провалом. Причем уже на местном уровне, когда на стражу нравственности вставали члены очень целомудренных родительских комитетов. Причина "против" называлась всегда одна и та же, как и в случае с министром из начала статьи, мы вернемся к ней позже.
Для меня стало открытием, что в России секспросвет фактически вообще под запретом. В 2010 году был принят закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". В нем в том числе запрещаются "изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной". Вы сможете рассказать о сексе, не рассказывая о сексе? Я вот себе это слабо представляю.
Тогда инициаторами в том числе выступили священники, заявляя, что "Цель подобных уроков – не просветить и таким образом обезопасить. Их реальная цель – подтолкнуть к началу ранней половой жизни".
И это безусловно логично, ведь наши дети о сексе могут узнать исключительно из этих отвратительных уроков по секспросвету, а не из телевизора или интернета, где уровень целомудрия и цензуры находится на невероятно высоком уровне.
Я помню историю, когда в Питере вынудили уволиться учителя биологии, которая в свободное от школы время консультировала в блоге подростков на тему анатомии, секса и половой гигиены.
А ранее покончили с попыткой в Москве проводить уроки полового воспитания, во время которых детям просто рассказывали о биологии за 8 класс, но чуть подробнее.
А это - неправильно?
Здесь нужно остановиться на очень важном тезисе: уроки по секспросвету - это не про секс. Точнее, в основном - не про секс.
Одна из основных тем на таких занятиях должна касаться личных границ. Детям и подросткам важно объяснять, что их не должны касаться без их разрешения. И сами они не должна этого делать с другими.
Существенная часть уроков должна быть посвящена безопасности во время секса, предохранению и методах защиты от инфекционных болезней. Что такое секс и каким он бывает, подростки и так узнают. А вот о возможных последствиях и о том, как их избежать лучше рассказать.
В комментариях вот к этому посту, где я спрашивал, нужны ли такие уроки, многие ответили, что их нужно проводить не в школе. И преподавать должны не учителя. И я с этим согласен. Тут мы подходим к еще одному важному вопросу.
Так кто должен просвещать?
Я вам обещал вернуться к причинам, почему чиновники и многие родители выступают против уроков сексуального просвещения в школах. Причина, на самом деле, одна - разговоры о сексе должны вестись в семье, а не в школах.
Эту причину называли 10 лет назад, эту же причину называют сегодня. Я покажу пару цифр, которые этот довод делают абсолютно не состоятельным.
В своем телеграм-канале я провел опрос среди подписчиков, разговаривали ли с ними родители о сексе. Результаты вполне ожидаемы: в абсолютном большинстве семей об "этом" либо не говорили совсем, либо делали это слишком поздно.
И вторая цифра, уже из опроса, который проводили по всей России: лишь около 40% девочек-подростков в возрасте 16 лет знают об элементарных способах контрацепции. У мальчиков показатель еще хуже.
Делаем простой вывод: о важных темах как не разговаривали родители моих сверстников, так не разговаривают и родители сегодняшних подростков. Естественно, это не касается всех. Есть ответственные и прогрессивные родители, которые уделают время действительно разговорам о важном.
Кстати, интересный факт, наиболее просвещенными оказались подростки из Москвы и Питера. И, как вы уже, наверное, догадались, именно в этих регионах самые маленькие показатели подростковой беременности.
Если в школах - не могут уделять внимание этой теме, а родители - не хотят, остаются сторонние лекторы. В Москве есть что-то вроде центра гигиены, куда водят подростков. Но и там рассказывают лишь о том, как развиваются плоды и что существуют опасные инфекции. Это лучше, чем ничего, но меньше, чем нужно. Напишите в комментариях, есть ли в других регионах что-то подобное?
В моем понимании лекции должны проводить профессиональные сексологи. Которые досконально знают темы и умеют говорить с людьми разного возраста. Их и слушать будут гораздо внимательнее, чем обычных учителей.
Но до этого нашему обществу еще нужно дорости.
А пока...
Разговаривать с детьми, действительно, могут только родители. Моей дочери пока год и 4 месяца. Ближе к детскому саду мы обсудим с ней правило нижнего белья. Оно очень простое - никто не должен касаться ребенка в тех местах, которые закрыты нижним бельем. Если это произошло, нужно срочно рассказать родителям. Родителям, кстати, тоже не советуют нарушать это правило, не спросив разрешения.
И еще важный момент - сексологи советуют не ждать "более позднего возраста", чтобы поговорить с ребенком. По статистике, большинство детей "созревают" до интереса к проявлениям секса примерно к 9-10 годам.
-----------------
Извините за "многобукв", но короче и не скажешь. Тема большая и сложная. Расскажите, как вы относитесь к таким урокам? И говорили ли уже о чем-то подобном со своими детьми?