Найти тему

Про Серафима, его занятия в хоре тогда и сейчас. И чуточку про меня

Последний раз присутствовала на занятиях сына лет пять или шесть назад. А тут недавно опять пришлось. Родителей позвали на репетицию перед выступлением. Чтобы посмотрели на детей, сфотографировали, сняли видео.

И если честно, я нашему педагогу не завидую.

Я бы не смогла так. У меня бы не получилось работать с такими детьми, половина из которых уже не дети, совершеннолетние люди.

Один постоянно подскакивает на месте, машет руками как крыльями и громко топает, другая подпрыгивает на стуле и радостно смеётся. А третий, услышав всё это и увидев, закрывает уши, издаёт очень громкий и неприятный звук, идущий откуда-то из недр желудка, и начинает бегать по залу. Его догоняет мама, пытается посадить на место.

И среди всего этого шума и гама совершенно невозмутимый педагог, который сидит за фортепьяно, аккомпанирует и говорит: "Ребята, собрались, поём третий куплет."

А ей, на минуточку, через несколько дней выходить с ними, вот с этими ребятами, на главную сцену города, записывать несколько песен на конкурс, выступать перед жюри.

Это какую нужно иметь нервную систему, как любить своё дело, насколько быть толерантным, чтобы вот так по-доброму относиться к нездоровым людям.

И если вы думаете, что так было всегда, то вы очень сильно ошибаетесь.

Был период, когда педагог говорила: "Ну всё с меня хватит", имея в виду одного конкретного человека, моего сына.

Шесть лет назад, ещё в первом составе, из которого осталось всего три участника, он был самым проблемным.

И после каждого занятия мне намекали, что зря мы на хор пришли. Что мой сын всем мешает, всех отвлекает своими вопросами, что он не сядет ровно на стуле, не будет петь. И как с ним таким выходить на сцену вообще непонятно.

И даже в открытую говорили: "Вам придётся уйти."

Точнее писали в ватсапе очень длинные сообщение с объяснениями причин, по которым с моим сыном невозможно работать.

Фото автора
Фото автора

Я тогда помню расстроилась, написала в ответ, что у меня не самый сложный ребёнок, с ним можно договориться, тем более, что занятия ему нравятся. Он ещё никуда не ходил с такой охотой. Наконец-то появился свой круг общения. И вот сейчас я скажу ему: "Всё, тебя выгнали."

И как он это перенесёт в своём подростковом возрасте с усилившейся самоагрессией, совершенно неясно. А вдруг не захочет жить?

Об этом я педагогу, конечно, не писала, слегка намекнула, что для Серафима уход с хора будет огромным стрессом, который, возможно, скажется на его психическом состоянии.

И меня услышали, дали ещё один шанс. И я, конечно же, поговорила с сыном, попросила его впредь вести себя хорошо, чтобы мне не пришлось больше выслушивать всякие обидные слова.

И он начал стараться изо всех сил быть адекватным человеком, насколько позволяло тогда его психическое состояние.

А тут вдруг пришёл на хор наш знакомый парень, на порядок сложнее моего сына. И жизнь заиграла новыми красками.

Теперь Серафима хвалили, рассказывали, что он молодец. Ведёт себя хорошо.

А потом пришли ещё дети...

И получилось так, что мой сын из сложных стал лёгким.

А со временем он еще выправился. На занятиях шумит редко, вопросов не задёт, никого не отвлекает. Сидит тихо. Поёт.

И это я всё увидела, когда присутствовала на занятии. А потом был концерт и сын мой очень чётко и грамотно выполнял все указания педагога. Сказано из гримёрки не выходить, не разбегаться по этажу, он сидел на стуле и следил за порядком.

Родители, которые знают его давно, удивляются и даже в какой-то мере завидуют. Говорят: "Везёт тебе. Не нужно уже за сыном смотреть, успокаивать."

И спрашивают с надеждой: "А может, и мой (моя) тоже перестанет бегать и прыгать, кричать и махать руками."

Я говорю: "Возможно. Со временем станет легче."

На сколько, конечно, не знаю. Но вижу, что даже очень сложные дети спустя год или два адаптируются и даже выходят на сцену одни, без родителей. И начинают вести себя на порядок лучше.

Так что нужно терпение. Огромное. Со стороны родителей. И педагога. И тогда всё получится. Нужно верить в своих детей.

Нет, бывают, конечно случаи, когда всё очень сложно и вряд ли что можно изменить. Но такие дети сидят дома и никуда не выходят.

А в остальных случаях, как говорится, всё в наших руках. Главное никогда не терять веру в возможности своих детей. И надежду.

Это всё, что у нас есть. Всё, что должно быть. А дальше уже как получится.

А в завершении отвечу на вопрос читателя. Звучит он так: "Не совсем понятно, как вы, испытывая такие проблемы в детстве, видя, что у сына ещё все сложнее, упорно создавали ещё более трудные ситуации для его неокрепшей психики. Как будто эксперимент ставили. Вы пишите, что понимали его реакции, но значит Вам их проще было предвидеть и предупреждать."

Да, так и было. Создавала трудные ситуации. Что-то мне подсказывало, что это именно тот путь, по которому нужно идти. Постоянно выводить сына из зоны комфорта.

Да это трудно, со стороны выглядит жестоко. Но, мне, как человеку, у которого в детстве были огромные проблемы с коммуникаций и ориентацией в окружающем пространстве, отголоски которых есть и сейчас, всегда хотелось, чтобы мой сын был сильнее, лучше меня. Преодолевал те трудности, которые были для меня непреодолимы.

И мне это удалось. Он спокойно выходит на сцену, как с хором, так и один. Поёт, читает стихи. И делает много того, что я даже сейчас не могу себе позволить в силу характера.

И если вспоминать с чего мы начинали, как он всего боялся, и я его буквально вытаскивала на сцену, чтобы он там хотя бы просто постоял, даже не открывая рот, то это какое-то чудо.

Так и со многим, что сейчас происходит в нашей жизни. Поэтому я никогда не говорю: "Нет. Это всё невозможно. Ничего не получится."

Ни в отношении сына, ни в отношении себя. И мне сейчас даже сложнее, чем ему. У меня нет куратора, человека, который будет вот так жестко направлять и вдохновлять, постоянно выводить из зоны комфорта.

Сыном руководить научилась. А собой пока что-то не получается. Это, наверное, какой-то другой уровень, на который мне ещё предстоит перейти.

Вот такие у меня мысли сегодня.

А вас получается быть для себя наставником?