Найти тему
Жорик – историк

История "Марии Целесты" — первого реального корабля-призрака

Оглавление

О "Летучем голландце" знают даже далекие от моря и приключений люди. Про покинутый экипажем парусник написаны книги, сняты фильмы, а его имя стало нарицательным, обозначая в некоторых языках вечно странствующего человека. В основе истории "Летучего голландца" лежит легенда про капитана, обреченного бороздить моря до второго пришествия. В последующем появился даже термин "корабль-призрак", которым награждали персонажей очередных мифов и морских баек. "Октавиус", "Леди Лавибонд", "Калеучи" — это имена самых известных "призраков", героев не реальных происшествий, а именно что легенд.

В отличие от "Марии Целесты" — первого настоящего судна, которое было случайно обнаружено без экипажа и с порванными парусами. Нет, корабль не стал вечным скитальцем и не возникал перед взором моряков в драматичные минуты. Но пропажа его команды до сих пор не дает покоя исследователям, хотя со времени происшествия прошло уже полтора столетия.

Тайне "Марии Целесты" уже минуло 150 лет
Тайне "Марии Целесты" уже минуло 150 лет

Странный дрейф

Это случилось в 1872 году, когда в Атлантике недалеко от Азорских островов экипаж бригантины "Дея Грация" обнаружил в море силуэт корабля. Он привлек внимание тем, что плохо держался на воде, а паруса на судне были частично спущены. По сути, оно дрейфовало, влекомое течением и ветром. Подплыв поближе, капитан "Деи Грации" узнал в странном паруснике бригантину "Марию Целесту", капитана которой — Бенджамина Бриггса — он знал очень хорошо.

Встревоженные необычностью ситуации, моряки решили обследовать "Целесту". Когда они поднялись на борт, их взору предстала странная картина. Паруса частично были порваны, а частично спущены, отсутствовала часть оснастки судна и корабельные навигационные приборы. На месте был лишь компас, и то разбитый. Крышки люков, ведущие в трюм, лежали снятые с петель, причем створки носового люка оказались вырваны с корнем. Но главное — на "Марии Целесте" отсутствовала команда. Семь человек экипажа и капитан Бриггс с семьей словно испарились.

Дальше странности продолжились. Судя по личным вещам, моряки покидали "Целесту" в спешке. На месте были их сундучки, а в каюте капитана на швейной машинке его жены осталось недошитое платье. В шкатулке лежали драгоценности и деньги, на полу — игрушки двухлетней дочки Бриггса. На камбузе присутствовал полный запас продуктов, в рубке лежал судовой журнал с последней записью, сделанной за 10 дней до обнаружения. Что касается груза, то он был на месте. "Мария Целеста" везла из США в итальянскую Геную 1700 баррелей спирта в бочонках. Все они стояли нетронутые в трюме.

Повреждений на судне не имелось, если не считать зарубки топором на поручнях правого борта. Отсутствовала и единственная шлюпка на бригантине, что позволило сделать вывод о спешной эвакуации с "Целесты". Шторм? Нет, судно было совершенно целым, да и множество мелких вещей оставалось на своих местах. Например, масленка, которой смазывают швейную машинку, стояла вертикально на ней самой. Посуда на столе в кают-компании даже не сдвинулась с места.

Единственное реальное изображение "Марии Целесты". Рисунок неизвестного автора XIX века
Единственное реальное изображение "Марии Целесты". Рисунок неизвестного автора XIX века

Мятеж

Сбитая с толку команда "Деи Грации" отбуксировала "Марию Целесту" в Гибралтар, где парусник стали осматривать уже более детально и строить версии исчезновения команды. Первым делом обследовали груз. Владелец спирта недосчитался девяти бочек. Далее в каюте капитана под рундуком нашли его меч с пятнами крови. Такие же засохшие следы обнаружили на поручнях и перегородках. Прокурор Гибралтара после этого выдвинул версию о мятеже на судне.

По его предположению команда, перебрав алкоголя, повздорила с капитаном, убила его с семьей, выкинула тела в море, а потом попыталась уплыть на единственной шлюпке. В итоге все они погибли (или скрылись где-то на Азорах).

Однако из этой гипотезы всюду торчали белые нитки. Зачем команде было покидать судно в открытом океане? Логично было привести "Марию Целесту" в промежуточный порт и сойти спокойно на берег там. А если дело обстояло так, как описал прокурор, то почему тогда взбунтовавшаяся команда оставила на месте деньги и драгоценности и не уничтожила судовой журнал? Окончательный удар по версии прокурора нанесли местные химики. Обследовав тщательно "пятна крови", они заявили, что это техническая жидкость, которая не имеет никакого отношения к биологической субстанции.

Таким образом следствие зашло в тупик. "Марию Целесту" пришлось освободить из-под ареста и вернуть владельцу. После этого парусник ходил по морям еще 12 лет, пока не налетел на рифы у берегов Гаити. Дело о пропаже экипажа закрыли за отсутствием доказательств злого умысла. "Исчезли при невыясненных обстоятельствах" — вот вердикт следственной комиссии Гибралтара.

Опять виноват Бермудский треугольник

Капитан Бенджамин Бриггс и его жена
Капитан Бенджамин Бриггс и его жена

Но официальное прекращение расследования ничего не значило. История, лишенная ответов и полная странных фактов, стала очень популярна в газетах того времени. А когда в 1883 году в глянцевом американском журнале вышла значительно приукрашенная подробностями статья о "Марии Целесте", начался новый виток уже любительских расследований и предположений.

Продолжается он и поныне, хотя и есть относительно правдоподобная версия, объясняющая если не все, то многие странные факты. Но перед тем как рассказать о ней, стоит вскользь упомянуть про пиратов, Бермудский треугольник, кракенов, инфразвук и сговор двух капитанов. Ни одно из этих предположений не стоит рассматривать серьезно (про НЛО и речи нет, хотя вездесущие уфологи умудрились отметиться и в этом случае), потому как они не объясняют ни наличие и целостность груза, ни плачевное состояние такелажа, ни повреждения люков на палубе. А вот версия американца Лоуренса Кобба, выдвинутая им в 1940 году, заслуживает внимания.

Взрыв в трюме

Итак, всему виной оказался спирт. Будучи налит в негерметичные бочки, он медленно испарялся из них и смешивался с воздухом в закрытом пространстве трюма. Такая смесь могла взорваться от любой искры, что и произошло накануне трагедии. Мощность взрыва оказалась небольшой, но чувствительной. Капитан Бриггс приказал снять крышки кормовых люков, чтобы обследовать и проветрить трюм.

Но видимо весь его освободить от опасных паров не получилось, потому как следом произошел еще один взрыв, уже в носовом отсеке. Он был сильнее, и крышку носового люка сорвало с петель. Бриггс, опасаясь третьего взрыва, приказал спешно покинуть судно. Сборы наверняка проходили в обстановке близкой к панике. Этим объясняется то, что матросы взяли с собой хронометр и секстант, но не смогли извлечь хорошо закрепленный компас. Разбили его и бросили. Про судовой журнал тоже в спешке забыли, хотя другие документы (например, на груз) капитан с собой захватил.

Капитан Бриггс с командой покидает "Марию Целесту"
Капитан Бриггс с командой покидает "Марию Целесту"

Вообще-то он не собирался покидать "Марию Целесту" навсегда. Он просто хотел отплыть на шлюпке от брига на безопасное расстояние, чтобы переждать возможный третий взрыв. Поэтому из кубрика исчезла приготовленная пища, а запасы продуктов остались на месте. Чтобы не отстать от парусника, Бриггс приказал снять часть оснастки и сделать трос, которым и привязал шлюпку к судну.

Тяжело груженая лодка отошла от "Целесты" на расстояние 100–130 метров и дрейфовала рядом с судном. Моряки ждали либо очередного взрыва, либо когда трюм проветрится окончательно, чтобы потом безопасно вернуться. Но внезапно изменившийся ветер наполнил паруса бригантины и она быстро стала набирать ход. Связывающий ее со шлюпкой трос натянулся, и не выдержав рывка, лопнул. Неуправляемая "Мария Целеста" ушла на восток, а лодка с людьми вскоре затонула, так как оказалась перегруженной.

Версия Кобба кажется вполне правдоподобной, хотя не объясняет порванные паруса и пропажу девяти бочек со спиртом (а это почти полторы тысячи литров). Но остальные предположения, например, связанные с инфразвуком (напугал моряков, заставив творить безумные вещи) или со столкновением с плавучим островом при более детальном рассмотрении выглядят еще менее достоверно.

Так что тайна "Марии Целесты" так до конца и остается неразгаданной, продолжая плодить догадки и домыслы. Равно как и пропажа парусника "Копенгаген" в 1928 году. А это уже не бриг, а пятимачтовый барк, и не 7, а 61 человек команды 👇:

(При написании статьи была использована информация сайтов: ru.wikipedia.org; n-t.ru; zhurnal.lib.ru; numa.net)