О "Летучем голландце" знают даже далекие от моря и приключений люди. Про покинутый экипажем парусник написаны книги, сняты фильмы, а его имя стало нарицательным, обозначая в некоторых языках вечно странствующего человека. В основе истории "Летучего голландца" лежит легенда про капитана, обреченного бороздить моря до второго пришествия. В последующем появился даже термин "корабль-призрак", которым награждали персонажей очередных мифов и морских баек. "Октавиус", "Леди Лавибонд", "Калеучи" — это имена самых известных "призраков", героев не реальных происшествий, а именно что легенд.
В отличие от "Марии Целесты" — первого настоящего судна, которое было случайно обнаружено без экипажа и с порванными парусами. Нет, корабль не стал вечным скитальцем и не возникал перед взором моряков в драматичные минуты. Но пропажа его команды до сих пор не дает покоя исследователям, хотя со времени происшествия прошло уже полтора столетия.
Странный дрейф
Это случилось в 1872 году, когда в Атлантике недалеко от Азорских островов экипаж бригантины "Дея Грация" обнаружил в море силуэт корабля. Он привлек внимание тем, что плохо держался на воде, а паруса на судне были частично спущены. По сути, оно дрейфовало, влекомое течением и ветром. Подплыв поближе, капитан "Деи Грации" узнал в странном паруснике бригантину "Марию Целесту", капитана которой — Бенджамина Бриггса — он знал очень хорошо.
Встревоженные необычностью ситуации, моряки решили обследовать "Целесту". Когда они поднялись на борт, их взору предстала странная картина. Паруса частично были порваны, а частично спущены, отсутствовала часть оснастки судна и корабельные навигационные приборы. На месте был лишь компас, и то разбитый. Крышки люков, ведущие в трюм, лежали снятые с петель, причем створки носового люка оказались вырваны с корнем. Но главное — на "Марии Целесте" отсутствовала команда. Семь человек экипажа и капитан Бриггс с семьей словно испарились.
Дальше странности продолжились. Судя по личным вещам, моряки покидали "Целесту" в спешке. На месте были их сундучки, а в каюте капитана на швейной машинке его жены осталось недошитое платье. В шкатулке лежали драгоценности и деньги, на полу — игрушки двухлетней дочки Бриггса. На камбузе присутствовал полный запас продуктов, в рубке лежал судовой журнал с последней записью, сделанной за 10 дней до обнаружения. Что касается груза, то он был на месте. "Мария Целеста" везла из США в итальянскую Геную 1700 баррелей спирта в бочонках. Все они стояли нетронутые в трюме.
Повреждений на судне не имелось, если не считать зарубки топором на поручнях правого борта. Отсутствовала и единственная шлюпка на бригантине, что позволило сделать вывод о спешной эвакуации с "Целесты". Шторм? Нет, судно было совершенно целым, да и множество мелких вещей оставалось на своих местах. Например, масленка, которой смазывают швейную машинку, стояла вертикально на ней самой. Посуда на столе в кают-компании даже не сдвинулась с места.
Мятеж
Сбитая с толку команда "Деи Грации" отбуксировала "Марию Целесту" в Гибралтар, где парусник стали осматривать уже более детально и строить версии исчезновения команды. Первым делом обследовали груз. Владелец спирта недосчитался девяти бочек. Далее в каюте капитана под рундуком нашли его меч с пятнами крови. Такие же засохшие следы обнаружили на поручнях и перегородках. Прокурор Гибралтара после этого выдвинул версию о мятеже на судне.
По его предположению команда, перебрав алкоголя, повздорила с капитаном, убила его с семьей, выкинула тела в море, а потом попыталась уплыть на единственной шлюпке. В итоге все они погибли (или скрылись где-то на Азорах).
Однако из этой гипотезы всюду торчали белые нитки. Зачем команде было покидать судно в открытом океане? Логично было привести "Марию Целесту" в промежуточный порт и сойти спокойно на берег там. А если дело обстояло так, как описал прокурор, то почему тогда взбунтовавшаяся команда оставила на месте деньги и драгоценности и не уничтожила судовой журнал? Окончательный удар по версии прокурора нанесли местные химики. Обследовав тщательно "пятна крови", они заявили, что это техническая жидкость, которая не имеет никакого отношения к биологической субстанции.
Таким образом следствие зашло в тупик. "Марию Целесту" пришлось освободить из-под ареста и вернуть владельцу. После этого парусник ходил по морям еще 12 лет, пока не налетел на рифы у берегов Гаити. Дело о пропаже экипажа закрыли за отсутствием доказательств злого умысла. "Исчезли при невыясненных обстоятельствах" — вот вердикт следственной комиссии Гибралтара.
Опять виноват Бермудский треугольник
Но официальное прекращение расследования ничего не значило. История, лишенная ответов и полная странных фактов, стала очень популярна в газетах того времени. А когда в 1883 году в глянцевом американском журнале вышла значительно приукрашенная подробностями статья о "Марии Целесте", начался новый виток уже любительских расследований и предположений.
Продолжается он и поныне, хотя и есть относительно правдоподобная версия, объясняющая если не все, то многие странные факты. Но перед тем как рассказать о ней, стоит вскользь упомянуть про пиратов, Бермудский треугольник, кракенов, инфразвук и сговор двух капитанов. Ни одно из этих предположений не стоит рассматривать серьезно (про НЛО и речи нет, хотя вездесущие уфологи умудрились отметиться и в этом случае), потому как они не объясняют ни наличие и целостность груза, ни плачевное состояние такелажа, ни повреждения люков на палубе. А вот версия американца Лоуренса Кобба, выдвинутая им в 1940 году, заслуживает внимания.
Взрыв в трюме
Итак, всему виной оказался спирт. Будучи налит в негерметичные бочки, он медленно испарялся из них и смешивался с воздухом в закрытом пространстве трюма. Такая смесь могла взорваться от любой искры, что и произошло накануне трагедии. Мощность взрыва оказалась небольшой, но чувствительной. Капитан Бриггс приказал снять крышки кормовых люков, чтобы обследовать и проветрить трюм.
Но видимо весь его освободить от опасных паров не получилось, потому как следом произошел еще один взрыв, уже в носовом отсеке. Он был сильнее, и крышку носового люка сорвало с петель. Бриггс, опасаясь третьего взрыва, приказал спешно покинуть судно. Сборы наверняка проходили в обстановке близкой к панике. Этим объясняется то, что матросы взяли с собой хронометр и секстант, но не смогли извлечь хорошо закрепленный компас. Разбили его и бросили. Про судовой журнал тоже в спешке забыли, хотя другие документы (например, на груз) капитан с собой захватил.
Вообще-то он не собирался покидать "Марию Целесту" навсегда. Он просто хотел отплыть на шлюпке от брига на безопасное расстояние, чтобы переждать возможный третий взрыв. Поэтому из кубрика исчезла приготовленная пища, а запасы продуктов остались на месте. Чтобы не отстать от парусника, Бриггс приказал снять часть оснастки и сделать трос, которым и привязал шлюпку к судну.
Тяжело груженая лодка отошла от "Целесты" на расстояние 100–130 метров и дрейфовала рядом с судном. Моряки ждали либо очередного взрыва, либо когда трюм проветрится окончательно, чтобы потом безопасно вернуться. Но внезапно изменившийся ветер наполнил паруса бригантины и она быстро стала набирать ход. Связывающий ее со шлюпкой трос натянулся, и не выдержав рывка, лопнул. Неуправляемая "Мария Целеста" ушла на восток, а лодка с людьми вскоре затонула, так как оказалась перегруженной.
Версия Кобба кажется вполне правдоподобной, хотя не объясняет порванные паруса и пропажу девяти бочек со спиртом (а это почти полторы тысячи литров). Но остальные предположения, например, связанные с инфразвуком (напугал моряков, заставив творить безумные вещи) или со столкновением с плавучим островом при более детальном рассмотрении выглядят еще менее достоверно.
Так что тайна "Марии Целесты" так до конца и остается неразгаданной, продолжая плодить догадки и домыслы. Равно как и пропажа парусника "Копенгаген" в 1928 году. А это уже не бриг, а пятимачтовый барк, и не 7, а 61 человек команды 👇:
(При написании статьи была использована информация сайтов: ru.wikipedia.org; n-t.ru; zhurnal.lib.ru; numa.net)