Океан хорошо умеет хранить свои тайны. Тысячи пропавших моряков, сотни бесследно канувших в бездну судов — за всю историю водная стихия забрала немало жизней. Многие морские катастрофы так навсегда и останутся загадкой, неподвластной современным исследователям, несмотря на арсенал технических средств. Одна из них — странная пропажа парусника "Копенгаген" в 1928 году.
Пятимачтовый красавец
Пятимачтовый учебный барк "Копенгаген" (а на датском его название звучало как "København") был построен в 1921 году в Шотландии. На то время это было самое передовое парусное судно в мире. Корпус из высокопрочной стали, оснащенный всеми последними новинками технической и инженерной мысли. На борту имелась электростанция, все приводы лебедок были оборудованы электроприводами, что существенно экономило время на палубных работах. Кроме этого на барке стояла современная судовая радиостанция, очень мощная с большим радиусом покрытия.
"Копенгаген" стал учебно-производственным судном. Основное его предназначение состояло в перевозке крупнотоннажных и сыпучих грузов. Часть команды составляли и кадеты датской мореходной школы.
К 1928 году парусник мог похвастаться обширной географией плавания — он успел поработать во всех океанах, кроме Северного Ледовитого, и побывать на всех континентах планеты. Проходить практику на "Копенгагене" считалось очень престижным среди датских курсантов, и руководство морского ведомства поощряло такие стремления. Постепенно команда парусника стала состоять на 80% из кадетов и только на 20% из профессиональных моряков. Вот в таком составе он и отправился в рейс из аргентинского Буэнос-Айреса в австралийский порт Мельбурн. На борту судна находились 16 человек штатного экипажа и 45 кадетов, которые были распределены на должности палубных матросов. Груз в трюме — зерно.
Бесследная пропажа
Все шло своим чередом, маршрут был несложным и вполне знакомым капитану. Спустя неделю плавания, 21 декабря 1928 года, парусник вышел на связь и подтвердил, что плавание проходит штатно. И это был последний сеанс радиосвязи с судном. Больше "Копенгаген" на связь не выходил и в Мельбурн он так и не пришел.
Когда вышли все сроки, датчане забили тревогу. Во все порты полетели просьбы — сообщить кто что знает о возможной судьбе парусника. Откликнулись капитаны английского и норвежского судов. Они сообщили, что проходя южную часть Атлантики, выходили на связь с "Копенгагеном". Капитан барка поздравил их с наступающим Рождеством и сообщил, что у них все в порядке. На этом все.
Дания снарядила пароход "Дюкальен". Он должен был пройти маршрутом исчезнувшего парусника с заходом на лежащие по пути острова Крозе и Принца Эдуарда. Их следовало осмотреть с особой тщательностью — если произошло крушение, то волны могли выбросить на берег какие-либо части парусника. Но тщетно. "Дюкальен" дважды прошел по маршруту с заходом на острова — никаких признаков людей и разбитого парусника на них не обнаружилось. Более того, запасы еды, сделанные там на случай возможного крушения, оказались нетронутыми.
Дания объявила о крупном вознаграждении за любые сведения о "Копенгагене" и в течение трех лет команды всех судов, следовавших этим маршрутом не забывали оглядывать горизонт — вдруг что удастся обнаружить. Кроме этого была организована специальная комиссия, которая дополнительно проштудировала все чертежи барка в поисках изъяна в конструкции, способного натолкнуть на версии о его пропажи. Не нашли.
Пришлось признать что пятимачтовый барк "Копенгаген", имевший на борту 61 человек команды погиб ввиду "действия непреодолимых сил стихии и непредвиденных на море случайностей". Самым странным в этой истории было два обстоятельства. Первое — команда не передала в эфир ни одного сигнала бедствия, а ведь это дело всего одной минуты. И второе — моряки не воспользовались спасательными шлюпками. Единственное, что могло объяснить оба этих фактора — внезапное столкновение с айсбергом. Но даже в таком случае у выживших было время спустить на воду спасательные плоты. Вероятно, считали эксперты, удар был настолько внезапным и сильным, что парусник мог переломиться пополам и затонуть меньше, чем за минуту.
Берег Скелетов
После этих выводов поиски "Копенгагена" остановили, а моряки были признаны официально погибшими. Однако смущало отсутствие хоть каких-либо находок, связанных с парусником. Ни одного обломка, ни малейшей части — ничего такого так и не было обнаружено. Завеса тайны приоткрылась лишь в 1932 году.
Есть на юго-западном берегу Африки земля, которую моряки издавна называют "Берегом скелетов". Это место, где пески пустыни Намиб вплотную подступают к океану. Территория совершенно безлюдная и на несколько сот километров от берега нет ни одного жилого пункта. Такое название побережье получило из-за того, что оно является фактической ловушкой. Пристать к берегу возможно, а вот отчалить от него ввиду течения и сильного прибоя не получится, как ни пытайся.
Так вот в конце 1932 года британская экспедиция обнаружила на в этом месте семь иссохших скелетов, на которых были полуистлевшие морские бушлаты. По строению черепа ученые поняли, что погибшие европейцы, но самую ценную информацию дали именно бушлаты, а точнее медные пуговицы. По их рисунку специалисты определили, что пуговицы принадлежат форме кадетов датского мореходного училища. Получается, несколько несчастных все же сумели добраться до берега и умерли там от голода и жажды. Загадка "Копенгагена" все же разгадана. Или нет?
В октябре 1959 года капитан голландского грузового судна "Страат Магелхэс" находясь возле южных берегов Африки, внезапно увидел движущийся навстречу ему пятимачтовый парусник. Он появился словно из ниоткуда и шел курсом прямо на голландское судно. Экипажу с большим трудом удалось предотвратить столкновение, а когда опасность миновала, странное судно с обрывками парусов на мачтах скрылось в тумане. Команда лишь успела прочесть надпись на борту "призрака" — "København".
В мировой истории случались не только пропажи морских судов. Гораздо более необъяснимы пропажи судов воздушных, когда даже целые пассажирские лайнеры внезапно исчезали с экранов радаров 👇:
(При написании статьи была использована информация сайтов: ru.wikipedia.org; ria.ru; nordlight-spb.livejournal.com)