Всем добрый день! Вчера в нашем очередном виртуальном путешествии по ВСЖД мы достигли станции Подкаменная на высоте более 700 метров над уровнем моря. Прилично так уже забрались в гору, но самая высокая точка еще впереди. Вот к ней и отправляемся сегодня. От Иркутска до Подкаменной 64 км, а до Слюдянки 126 км, то есть километр назад мы перевалили середину этого пути.
Малая Олха остается от нас справа по ходу движения и будет сопровождать на протяжении еще нескольких перегонов между остановочными пунктами. Минуем Санаторный, Родниковый и вот уже Источник, у которого эта река собственно и начинается. Что в поселке Санаторный, что в поселке Родниковый проживают буквально единицы людей. И Олха в этих местах тоже совсем маленькая речка:
Где-то между Родниковым и Источником мы преодолели отметку 800 метров над уровнем моря, кстати. И вот здесь железная дорога начинает снова сближаться с автомобильной. А после станции Глубокая под мостом, по которому проходит автомобильная трасса, мы достигаем уже и 840 метров. И вот тут начинаются те самые петли последнего участка перед спуском к Байкалу.
И здесь интересно: автомобильная дорога огибает высоту 1011 метров с востока, а железная дорога - с запада.
После обхода этой возвышенности, железная дорога какое-то время идет параллельно с автомобильной. Есть там такая платформа Переезд, куда приезжают за шишками в сентябре. И вот после очередного прохода под автомобильной дорогой, будет еще одна психологически важная отметка - 900 метров над уровнем моря. Вот это и будет самая высокая точка на этом участке. Если онлайн топографические карты не врут, то это 905 метров. Сама станция Андриановская, которая считается перевальной, уже будет располагаться немного ниже этого уровня. Автомобильная дорога пройдет через точку почти на 100 метров выше, но тоже до 1000 метров не дотянет, но буквально несколько метров
Ну а потом и начинается тот самый знаменитый спуск к Байкалу. На 30 км на 430 метров. Средний (!) уклон 1,4%. Его железнодорожники кстати привыкли рассчитывать не на 100, а на 1000, то есть соответственно 14. И это средний (!). Просто, чтобы было понятно, насколько тут трудно было провести железную дорогу: на том же расстоянии протяженность автомобильной дороги в 1,6 раза меньше! И всё из-за петель, которые вынуждены были сделать, чтобы уменьшить уклон. Именно здесь и нужны толкающие и тормозящие дополнительные локомотивы в конце грузовых составов.
Первая самая маленькая петля в районе скальников Гепард и Андриановский камень. Вот вид на них прямо с полотна железной дороги:
На карте это место выглядит вот таким образом:
Здесь есть легенда, которая, если честно, вообще не походит на правду, что двое заключенных высекли на одной из скал вдоль железной дороги портрет Сталина. Один при этом разбился, а второго освободили. На просторах Интернета есть рассказ человека, которому якобы из кабины машиниста поезда показывали это место.
Ну а дальше самая большая петля в районе станции Ангасолка (это лишь грузовая станция с отгрузкой щебня с карьера, который расположен неподалеку) и остановочных пунктов Поворот и Темная Падь.
Вот как выглядит из космоса разрабатываемый карьер:
Вот фотография карьера:
А вот и сам завод:
А вот так эти места выглядят на карте (от Иркутска мы уже отъехали на 100 км, кстати):
Общая длина петли в одну сторону около 3 км. И отсюда с поворота через распадок уже видно Байкал.
Вообще Старая Ангасолка находится на берегу Байкала на КБЖД. И само слово с бурятского переводится как лодка. Это уже Слюдянский район, кстати. Ну а если вы взгляните на карту сверху, то заметите, что после Темной Пади железная дорога обрывается. Просто в этом месте начинается первый тоннель, если считать от Иркутска.
На вот этом снимке из космоса видно, как железная дорога заходит в тоннель, двигаясь в восточном направлении, а выходит из него в западном:
А вот и вид после выезда из тоннеля. Высота ощутимо меньшая уже даже просто на взгляд. Но спуск еще предстоит длительный. Сначала практически по прямой, а затем с петлей у Партизанского. Там будет еще один тоннель.
Вот карта участка у Партизанского с очередным тоннелем с разворотом внутри на 180 градусов:
Здесь в распадке как бы внутри этой петли есть еще и памятник Борцам за дело революции:
Ну а последняя петля будет уже в самом Култуке. Вот так мы с вами преодолели самый крутой перевал на Транссибирской железной дороге. Он не самый высокий - Яблоновый в Забайкальском крае на 100 метров выше. Вроде как есть точка выше и за Улан-Удэ в районе Петровского завода. Но по крутизне нашему участку нет равных.
В наши дни опять вернулись к разработке идеи строительства еще одной ветки. Вдоль Иркута она должна выйти к хребту Быстринская грива, через которую должны быть пробит тоннель. Ну а потом уже в Култуке соединится с существующей веткой.
Наверное, теперь мы развернемся и направимся по Кругобайкалке, если нет возражений. Но это будет уже в следующей публикации. Так что до встречи!