«Ничего не читают…» – как часто слышим мы от учителей и родителей учеников эту фразу! А ведь изучение литературы сопровождает ребенка весь период обучения в школе. Далеко не все школьники добровольно и с радостью берутся за прочтение художественной литературы. И в этом нет, на мой взгляд, прямой вины педагогов, так как в школе в первую очередь отрабатывается культура чтения. Понятно, что желание самого ученика существенно расширяет возможности формирования активного читателя.
Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений
Как пробудить читательский интерес на уроках? Как помочь ребенку найти ту самую книгу, с которой начнется его чтение с интересом, выходящее за рамки школьной программы?
Начинать нужно с развития умения видеть и понимать слово, его смысл, заложенный автором произведения (принцип – от слова к книге). Для этого учим читать не формально, а детально, то есть вникая в каждое слово писателя, используя различные задания: иллюстрация, художественное чтение, инсценирование. Важное значение имеет постановка для учеников условий и задач выполнения работы. Вот несколько приемов, которые использую в своей практике.
Иллюстрация
Условия: не использовать готовые иллюстрации к произведению, не прибегать к посторонней помощи, художественное качество рисунка не влияет на его ценность.
Задача: максимально близко к тексту изобразить эпизод (например, если конь с розовой гривой – пряник, то и на рисунке должен быть пряник (Виктор Астафьев, «Конь с розовой гривой»), то есть все образы, движения, эмоции изображаются буквально).
Первые иллюстрации ученики защищают на уроке (зачитывается фрагмент и демонстрируется рисунок), впоследствии делается выставка рисунков учеников, и дети сами «выбраковывают» заимствованные или не соответствующие эпизоду (аргументация по тексту произведения) рисунки.
Использование иллюстраций на уроках хорошо было бы завершить групповым проектом по созданию диафильма/мультфильма или индивидуальным проектом по созданию экскурсии по экспозиции рисунков (своих или одноклассников, авторских) к произведению.
Художественное чтение
Условие: объяснить выбор интонации и манеры прочтения, опираясь на контекст произведения или биографические данные автора.
Задача: передать свое понимание чувств и эмоций эпизода или произведения.
Все выступления обязательно комментируются самим выступающим, учителем, учениками (например, различную интонацию и логическое ударение в стихотворении Михаила Лермонтова «Нищий» дети объясняли по-разному: кто-то горькими чувствами слепого, ждущего подаяния, кто-то жестокостью поступка, кто-то безответной любовью автора, отсюда и разные варианты прочтения).
Работу с художественным чтением можно завершить конкурсом чтецов, пригласив классный коллектив или признанных классом лучших чтецов в качестве членов жюри.
Инсценирование
Условия для учеников: обязательное наличие в группе режиссера-постановщика (сначала назначается учителем, позднее по желанию ученика, который самостоятельно набирает себе группу учеников, распределяет роли); максимально близко к авторской задумке передать свое видение текста; можно использовать декорации, аксессуары, музыкальное сопровождение. В финале такой работы (либо в конце года, либо по завершении изучения раздела литературы, например изучения творчества Мольера) можно провести театральный фестиваль. Это коллективная проектная деятельность, в которой все функции, начиная от выбора эпизода и заканчивая костюмами и декорациями, возлагаются на учеников.
Подобная работа заставляет более внимательно относиться к авторскому слову. Она ведется, конечно же, не на каждом уроке литературы, однако не носит эпизодический характер и должна встраиваться в систему, предложенную авторами учебно-методических комплектов.
Кроме того, представленные формы работы – это далеко не все, что можно использовать для развития читательской грамотности, читательского интереса. Чем выше ступень обучения, тем сложнее задания, больше поле для деятельности (работа с музыкой, анимацией, кинофильмами).
Результаты такой деятельности могут проявиться сразу. Мне недавно позвонила мама моей ученицы и спросила, какие еще книги написал Экзюпери: девочка после подготовленной ею экскурсии по экспозиции иллюстраций автора к «Маленькому принцу» очень заинтересовалась произведениями этого писателя. Эффект от такой деятельности может быть и отложенным. Так, несколько лет назад моя ученица, категорически не любившая читать, ныне уже тридцатипятилетняя дама, отчиталась, увидев меня:
– Прочитала «Мастера и Маргариту», сейчас читаю «Преступление и наказание».
Спрашиваю:
– Почему, зачем тебе это? Столько лет прошло, никто не спросит, оценки не поставит…
– Стыдно как-то стало, все наши читали, обсуждали, а я нет…
– Понравились книги?
– Да!
Вот из этого «да» начинает уже формироваться читательская культура, «хочу читать» переходит в новую стадию, стадию освоения высокохудожественной литературы.
Мария РЫЖЕЧКИНА, учитель русского языка и литературы школы №2045 имени Героя Российской Федерации Д.А.Разумовского
Комментарий
Анна МИХАЙЛОВА, учитель немецкого языка школы №1150 имени дважды Героя Советского Союза К.К.Рокоссовского:
– Учителя часто сталкиваются с проблемой развития речи у школьников. Хорошо развитая речь – основа для полноценного развития ребенка. Научить детей правильной и красивой речи – сложная задача, которая требует от учителя комплексного подхода. От того, насколько успешно будет решена эта задача, зависят дальнейшее развитие личности школьников, а также их обучение и воспитание. Для достижения этой цели можно использовать чтение, в частности выразительное чтение, которое способствует воспитанию нравственных качеств и читательской восприимчивости учащихся, развитию их творческих способностей и речи.
Выразительное чтение играет большую роль в системе развития речи школьников. Навык выразительного чтения формируется как важнейший вид умственной и речевой деятельности и как сложный комплекс умений и навыков, который имеет общеучебный характер и применяется школьниками при изучении всех других учебных предметов, а также во внеклассной и внешкольной жизни.
Выразительное чтение текста основывается на таком качестве, как выразительность чтения. К средствам выразительности относятся интонация, логическое ударение, пауза, темп, сила и высота голоса.
На уроках чтения учитель работает над развитием выразительной речи учащихся. При обучении навыку выразительного чтения главным является понимание текста, отношение автора к героям произведения, а также и собственное отношение к описываемым событиям.
Научить ребенка этому навыку даже на родном языке нелегкая задача для учителя, что же говорить об иностранных языках…
Для учеников школы №1150 эта задача оказалась очень актуальной. Наши учащиеся приняли участие во Всероссийском конкурсе выразительного чтения на немецком языке Lesekino, организованном ДДТ на Таганке. Знакомство ребят с детской фантастикой началось с книги «Охотники за приведениями» успешного и известного немецкоязычного автора детских и юношеских книг Корнелия Функе. Отрывок именно из этого произведения был выбран для выразительного прочтения согласно уровню владения языком.
Однако для успешного участия в конкурсе необходимо было также представить себя на немецком языке, рассказать о своих увлечениях и достижениях. Талантливый человек талантлив во всем, поэтому помимо изучения немецкого языка наши ученики прекрасно рисуют, поют, танцуют. Мы поздравляем с успешным участием в конкурсе К.Васильеву, В.Шлык, Д.Солнцева, М.Карасеву, А.Ромашову, В.Терехину, К.Лагун, Ю.Задорожную!
«Хотя возможность научиться читать дается ныне каждому, лишь немногие замечают, как могуществен талисман, который они получили» (Герман Гессе, «Магия книги»).
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».