Мать с сыном решили холодильник купить - сватье. У нее старенький, чуть ли не с советских времен.
Когда бывали у нее, то всегда дивились: как можно с таким жить? Надо раз в десять дней размораживать, а на это уходит полдня. И морозилка маленькая, поэтому сватье приходится часто ходить в магазин, а это так неудобно.
И вообще холодильник на ящик похож – никакого дизайна. И веет от него убогой бедностью, даже нищетой.
Придешь к сватье в гости, и хочется выбросить старенький прибор на помойку. Кстати, сейчас служба такая есть, позвонишь – приедут и увезут – мучиться не надо.
Спрашивала женщина сватью: «Почему от старья не освобождаешься? Жизнь быстро бежит, и надо, чтобы удобно было. Новый современный холодильник – комфортно, и не шумит так, как старый. И в квартире не будет ненужных лишних шумов».
Сватья разводила руками и отвечала, что привыкла, да и денег жалко, пусть стоит, пока работает.
Был у сватьи юбилей – шестьдесят пять лет. Что подарить? Посовещались и решили вручить новый холодильник. И с деньгами договорились: половину сын, половину мать. Пусть сватья радуется.
Сделали так, чтобы подарок привезли тогда, когда все за стол садиться будут – вот радость-то какая!
Пришли, зять вручил теще цветы, сватьи расцеловались по-родственному.
Все готово у сватьи – настоящий повар. Все вкусно и красиво.
Сели за стол, сватья с любопытством поглядывает: интересно, где подарок? И решила, что будет банальный конверт с деньгами – но и это хорошо.
Вдруг звонок, пошла хозяйка открывать, а там новенький холодильник в упаковке.
Встали гости, сказали: «Наш подарок. Пусть служит долго и верно».
Зять тут же принялся распаковывать. Старый освободили от продуктов, новый помыли, дали подсохнуть и включили.
«Давайте старый выбросим с почестями», - предложил зять. Но теща нахмурилась – пусть на балконе стоит.
И лицо ее было грустно. Ей казалось, что в сущности -чужие люди – распоряжаются ее личной жизнью. И до конца вечера была молчаливой и задумчивой.
Только на другой день скажет дочери: «Почему не предупредила, что они собираются подарить»?
Дочь ответила, что сюрприз должен быть сюрпризом. И почувствовала, что мать очень недовольна.
А дальше вот что произошло: вышла сватья на балкон, погладила старую свою вещь и печально произнесла: «Бедненький ты мой бедненький, служил нам, когда отец еще жив был, когда доченька наша в первый класс пошла».
В комнату вернулась: «А ты не к душе мне, как чужой».
Неожиданно что-то щелкнуло в новом холодильнике, лампочка погасла. Замер прибор, замолчал.
Нужно к соседям сходить – у них молодые парни есть, попросить, чтобы старую вещь на место вернули, а новую с глаз подальше.
Так и сделала. На следующий день зятю позвонила, сказала торжественно: «Можешь подарочек забирать, сломался. Постарайся до вечера, а то на балконе места мало».
Увезли, гарантия была. Сейчас у молодых два холодильника, потому что хозяйка готовит много: и дома едят, и муж на смену домашнее берет.
Сватьи почему-то общаться перестали. У второй тоже юбилей был, обиженная сватья не пришла, сказала, что плохо себя чувствует.
Старый холодильник до сих пор служит. И находится в привычной компании: платяной шкаф, который достался от бабушки, его в семидесятые годы купили, диван начала девяностых, сервант импортный, зеркало со стажем и несколько старинных венских стульев.
Не нужно ничего нового, в окружении привычного как в крепости.