Она ходила всегда в чёрном, походка у нее была осторожная, мягкая. Улыбка, казалось, никогда не сходила с со маленького, румяного личика. И говорила она обычно сладким, вкрадчивым голоском.
В трудные зимние дни эту маленькую, кроткую старушку можно было часто встретить в очереди у булочной, возле столовой, у магазина. Она быстро заводила знакомства с людьми, узнавала все их печали и радости, соболезновала, ободряла. Она приходила на дом к больным или ослабевшим, ухаживала за ними, выкупала им хлеб, приносила воду.
- Ох, миленькие, - говорила обычно старушка, когда люди, которым она оказала помощь, начинали её благодарить, - это долг мой - служить ближнему. Нет для меня чужих людей - все люди для меня сёстры и братья.
Зинаида Берёзова познакомилась с Анисьей Андреевой - так звали старушку - случайно, на улице. У Берёзовой были неприятности по работе, и она обрадовалась возможности рассказать об этом такой душевной и ласковой на вид старой женщине.
- Ох, миленькая, - говорила старушка. - много ты, видно, страдаешь. Надо рассеять все твои горькие думушки. Приходи вечерком ко мне, чайку попьём, побеседуем., вареньице у меня припасено, кисленькое. Приходи, милая.
Вечером Берёзова пришла к старушке и затем стала её частой гостьей.
Вскоре в столовой, где работала Берёзова, заметили, что она стала скучной, молчаливой, раздражительной. Она похудела, пожелтела, подурнела и на все расспросы отвечала злобно и мрачно:
- Если бы вы знали то, что мне известно... Вот, погодите, придёт скоро срок и тогда узнаете...
А потом среди работников столовой поползли враждебные слухи. Стало ясно: кто-то занимается здесь антисоветской агитацией.
***
Восемнадцатилетняя Анна Б., работница одного из заводов, всю осень пробыла на оборонной стройке. Вместе с другими ленинградскими женщинами она строила грозные, неприступные для врага укрепления, потом отправилась на лесозаготовки.
В Ленинград она вернулась в феврале. Сердце её сжималось от боли, когда она проходила по улицам. Она видела пробитые вражескими снарядами стены домов, фонарные столбы, поваленные взрывной волной, трамвайные провода, свисающие над занесёнными снегом путями. И ненависть, жгучая ненависть к фашистским злодеям ещё сильнее вспыхивала в её душе.
Соседи рассказали ей про старушку, жившую в квартире напротив. Как много она делает в эти трудные дни для людей, помогает им, не жалеет сил! Анну этот рассказ несколько удивил: раньше она знала старушку, как нелюдимую, необщительную.
"Должно быть война сильно изменяет людей", - думала Анна.
Однажды, возвращаясь с работы, она услышала на лестнице чьи-то тихие голоса. Она подняла голову. Разговаривали двое - старушка и незнакомая молодая женщина с худым, жёлтым лицом.
- Только смотри, миленькая, - говорила старушка, - ты эту бумажку спрячь. Эту бумажку не годится всякому показывать. Потому, знаешь...
Она не договорила, заметив Анну. Хлопнула дверь, и лестница опустела. Анна подошла к двери, за которой скрылись женщины, и постояла немного в раздумье.
"Тут что-то неладно, - размышляла она, входя к себе в комнату: - почему они так поспешно скрылись? И что это за бумажка?"
Шли дни. Подозрения всё больше тревожили Анну. Она не раз подходила к дверям, обитым черной клеёнкой. Какая тайна скрывается за этими дверьми? Кто там живёт - свой или враг? И что за женщина так часто приходит к старушке?
***
Это случилось в марте. Был вечер, тихий и тёплый. В воздухе уже чувствовалось приближение весны. Анна с санитарной сумкой через плечо стояла во дворе на посту. Из репродуктора, установленного неподалёку на улице, лилась чудесная, волнующая мелодия - "Лебединое озеро" Чайковского.
Вдруг Анна вздрогнула. Что такое? Почему из уличного репродуктора по-прежнему звучит музыка, а здесь... Она ясно слышала неприятный, резкий голос диктора, произносившего злобные, лживые слова.
"Передача из-за границы! Приёмник скрыли!" - мелькнуло в голове у Анны.
Она выбежала на середину двора, быстро осмотрела окна. Голос диктора раздавался из квартиры, где жила старушка. Там забыли закрыть форточку.
Волнуясь, Анна попросила соседку заменить её, а сама, забыв даже снять санитарную сумку, побежала по улице. Через полчаса она уже сидела в кабинете у следователя.
И вот раскрыта тайна этой старушки - благодетельниц, "помощницы ближних". Под маской "добродетели" скрывался враг, злобный и хитрый. Знакомясь с больными и слабыми, морально неустойчивыми людьми, вражеская наймитка оплетала их паутиной мнимого участия, отравляла их ум ядом сомнения, вела антисоветскую агитацию.
Так было с Берёзовой, так было с ещё несколькими женщинами, попавшимися на удочку врага. Старушка сделала их своим оружием для распространения пораженческих слухов, показывала им антисоветские листовки, давала возможность слушать вражеские радиопередачи.
Бдительность молодой патриотки, любящей свою родину и всем сердцем ненавидящей врага, помогла распознать волка под овечьей шкурой, сорвать с него маску.
Вражеская наймитка и её помощники понесли заслуженную кару.
М.Медведев, Е.Сорокина "Старушка". Газета "Комсомольская правда" от 25 августа 1942 года, №199 (Библиотека им. Н.А.Некрасова)
СПАСИБО ЗА ПРОЧТЕНИЕ, ТОВАРИЩ!
Прошу оценить материал лайком и комментарием, а также поделиться прочитанным в соц.сетях! Буду признателен, если Вы изучите другие публикации и видеоролики канала "Зеленая книга".