Постоянное и устойчивое сокращение поддержки, сопротивление при движении
Чтобы обеспечить должное звучание, поддержка должна быть активной, непрерывной и устойчивой, словно преодолевающей сопротивление. Внутренняя поддержка – лучший способ сэкономить на поддержке. Чтобы проиллюстрировать это сопротивление, поднимите руку вверх без какого-либо сопротивления и почувствуйте работу мышц руки. Это несложно. Теперь сделайте то же самое, но на этот раз другой рукой препятствуйте движению вверх. Теперь вы чувствуете, что мышцы работают сильнее. Теперь поднимите руку точно таким же образом, но не давя на неё, на этот раз создавая сопротивление в самой руке, чтобы движение выглядело и ощущалось так, как будто рука преодолевает сопротивление. Благодаря этому движение становится плавным и устойчивым, а затраты энергии относительно высоки. Почувствуйте, как работают мышцы. Именно эта «работа против сопротивления» так важна. Это сопротивление и устойчивое мышечное напряжение должны стать вашей опорой. Вы также можете испытать это ощущение, когда аккуратно надуваете воздушные шары.
Найдите внутреннюю поддержку
Положите руки на талию, покашляйте и при этом почувствуйте, как мышцы талии выталкивают ваши руки наружу. Теперь максимально прижмите руки без чувства дискомфорта. Напрягите мышцы, которые вы почувствовали при кашле, и заставьте их работать против сопротивления. Почувствуйте это крошечное напряжение в талии – это «внутренняя поддержка». Увеличьте эту поддержку, ещё немного увеличив напряжение мышцы. В конце концов, мышцы начнут давить на ваши руки. Когда это происходит, значит вы превысили внутреннюю поддержку.
Пробуйте снова и снова напрягать мышцы, но следите за тем, чтобы они НЕ двигали ваши руки наружу. Может возникнуть ощущение, что мышцы просто касаются рук, но не выталкивают их наружу. В тот момент, когда вы почувствуете, что ваши руки выталкиваются наружу, у вас остаётся мало поддержки. Вы больше не можете напрягать мышцы, и, следовательно, у вас кончается поддержка. Внутренняя поддержка очень экономична, и с её помощью вы можете достичь большей мощи в вокале. Кроме того, остальная часть движения (когда руки выталкиваются наружу) будет у вас в запасе при необходимости. Будьте осторожны, чтобы живот не стал твёрдым, чтобы не создать неправильную поддержку или скрытую неправильную поддержку.
Упражнение
Два певца стоят друг перед другом, разместив руки перед собой, как будто собираются аплодировать. Один певец кладет руки на тыльную сторону ладоней партнера. Обратите внимание на расстояние между внутренней парой рук. Певец с внутренней парой рук давит, пытаясь развести свои ладони, скажем, с силой 20 из 100. Теперь задача другого певца, того, у кого внешняя пара рук, – поддерживать расстояние между руками. Для этого, если «внутренний» давит наружу с силой 20, «внешний» должен давить внутрь с силой 20. Если «внутренний» применяет исходящую силу в 40, то «внешний» должен ответить силой в 40. Если «внутренний» ослабляет силу, «внешний» должен ослаблять соответственно, чтобы поддерживать точно такое же расстояния.
Это упражнение можно перевести на язык поддержки, если представить, что внутренняя пара рук размещена внутри талии. Прижимайте руки к талии как можно сильнее без ощущения дискомфорта. Обратите внимание на расстояние между руками. Это расстояние необходимо сохранять. Покашляйте и почувствуйте, как мышцы выталкивают ваши руки. Представьте, что эти мышцы соответствуют парам рук, которые в предыдущем упражнении «давили наружу». Если мышцы давят наружу с силой 20, вы должны давить внутрь с силой 20. Практикуйтесь держать мышцы под контролем с помощью силы, которую, наверное, проще назвать «энергией поддержки», от 1 до 100.
Почувствовав контроль, пропойте ноту и почувствуйте, как мышцы сразу же до определенной степени выдвигаются наружу. Это соответствует тому, какой поддержки требует эта нота. Если для ноты требуется энергия поддержки 20, вы должны держать её под контролем с эквивалентным количеством энергии («встречная энергия»). Спойте небольшой звукоряд вверх и вниз и почувствуйте, как каждая нота требует своей степени поддержки. Держите исходящую энергию под контролем, применяя соответствующее количество противодействующей энергии; живот не должен становиться твёрдым, как при неправильной поддержке. Чаще возвращайтесь к началу. Прижмите руки к талии как можно сильнее, чтобы это не вызывало дискомфорта. Обратите внимание на расстояние между вашими руками. Это расстояние, которое необходимо поддерживать, когда вы поёте. Хорошо обученные певцы могут поддерживать почти постоянное расстояние между руками. Тяжело держать дистанцию и не позволять талии расширяться.
Обратите внимание: когда вы берёте фальшивую ноту, внутренняя энергия (идущая наружу) становится больше, чем встречная энергия (идущая внутрь). Попробуйте ещё раз и приложите больше усилий для сохранения расстояния между руками. Даже если вы усердно работаете, постоянно следите за тем, чтобы использовать достаточную поддержку, необходимый тванг, избегайте выпячивания челюсти и сжатия губ. Будьте осторожны, чтобы не спровоцировать неправильную поддержку или скрытую неправильную поддержку.
Внутренняя поддержка через образы и ощущения
Полезно будет попробовать представить внутреннюю поддержку через различные образы.
- Вообразите, как вы втягиваете живот внутрь без заметного изменения объёма. Другими словами, вы втягиваете живот внутрь, в то время как снаружи он почти не двигается.
- Представьте, что готовитесь к забегу на 100 метров.
- Попробуйте думать о внутренней поддержке как об идеальном балансе между мышцами живота и поясницы.
- Может показаться, что движение живота внутрь может продолжаться вечно.
N.B.: Эти образы и ощущения предназначены только для помощи. Используйте их, если они вам понятны, но, если они не помогают вам моментально, забудьте о них. Не путайте их с тем, что происходит на самом деле!
Поддержка = Движение
Даже если вы стараетесь сохранять одинаковое расстояние между руками, важно понимать поддержку как ДВИЖЕНИЕ, пусть даже и небольшое. Пока движение непрерывно преодолевает сопротивление, у голоса будет поддержка. Чем больше поддержки вам нужно, тем больше сопротивления необходимо в движении. Именно это сопротивление и необходимая для него сила позволяют сохранять это движение пока вы поёте. Будьте осторожны и не путайте внутреннюю поддержку с «заблокированной» поддержкой. При блокированной поддержке движение прекращается, напряжение усиливается, и поддержка быстро заканчивается. Блокированная (неправильная) поддержка может требовать столько же силы, как и правильная поддержка (т. е. поддержка, которая преодолевает сопротивление), но вы не получите от неё пользы, потому что мышцы заблокированы.
Внутренняя поддержка
Важной частью работы певца является сохранение сильной и гибкой поддержки, а также умение максимально эффективно использовать энергию. Это можно практиковать, найдя и используя внутреннюю поддержку. Внутренняя поддержка трудно уловима, но в то же время придаёт голосу столько энергии, что только она одна может обеспечить всю необходимую энергию. Однако певцу требуется опыт, чтобы найти и использовать её.
Если вам трудно сразу найти внутреннюю поддержку, не волнуйтесь. Если эта глава вам не интересна, просто продолжайте работать с поддержкой, описанной далее в этой книге. Освоив её, вы всегда можете вернуться к этой теме и усовершенствовать свою поддержку, поработав над внутренней поддержкой.
На Boosty вы можете найти более новую версию книги (2020 года):
Кэтрин Садолин - Complete Vocal Technique 2020 RUS
Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK