Найти в Дзене

Писательский шедевр или беспомощность в сюжете?

Оглавление

Всем пишущим знакомо понятие «бог из машины», означающее чудесное спасение героя с помощью внезапно возникшего помощника или обстоятельства в сюжете.

Фото из интернета, сайт chezsoi.org
Фото из интернета, сайт chezsoi.org

Как известно, понятие пришло из античного театра, когда на сцену в отчаянный момент из устройства– «машины» – откуда-то сверху спускался на веревке актер в роли такого спасающего. И это не всегда было именно божество по сюжету, это мог быть, король, волшебник, воин. Основной чертой такого «бога» - была немотивированность его поведения, полное отсутствие персонажа в предыдущих сценах. Однако он будто взмахом волшебной палочки решал все проблемы героя. Этот герой со временем перекочевал и в литературу.

Избавление может приходить не только от всесильного лица, но и от других внезапных факторов или событий: прилет героических иноземцев, погодные катаклизмы, техногенные выверты.

Такой волшебный персонаж (или удачное событие) может случиться как в начале истории, так и при ее развязке. Так примером, определяющим дальнейшее развитие сюжета, можно считать Фею в сказке «Золушка», давшую девушке волшебную возможность попасть на бал и встретиться с принцем.

фото из интернета, сайт triptonkosti.ru
фото из интернета, сайт triptonkosti.ru

Всякого рода чудодейственные моменты мы чаще всего встречаем в фантастических фильмах. Главный момент, объединяющий все счастливые коллизии, связанные с «богом из машины» является их немотивированность.

Классика построения сюжетов произведения

Что значит немотивированное внедрение персонажа? Начинающих писателей порой упрекают, если у них появляется такой герой-спасатель вдруг, без «чеховского ружья» в начале романа или рассказа. В классической школе писательского мастерства такой факт относят к неумению разработать сюжет: вставка в произведение такого «бога из машины» считается чаще всего ошибкой. Поэтому, прежде чем нарушать каноны и отстаивать право на использование внезапного случая, вспомним шаблоны сюжетов.

Существует с десяток видов композиции, а также их всевозможные комбинации.

Все они отличаются друг от друга только комбинированием элементов сюжетной линии, обычно содержащей пять элементов.

Схема развития сюжета, фото с сайта triptonkosti.ru
Схема развития сюжета, фото с сайта triptonkosti.ru

Основные варианты комбинации элементов

1. Хронологическая линейная композицию (все части схемы следуют хронологически, чередуясь как на картинке).

2. Кольцевая композиция (герой в завязке и в развязке оказывается в одном и том же месте, но более мудрый).

3. Зеркальная композиция (место одно и то же, а персонажи в сценах могут быть разными).

4. Обратная композиция (показывается финал - развязка, а потом разворачивается вся история).

5. Ретроспекция (рассказ с отсылкой к давним событиям, обычно вводят воспоминания героя).

6. Рамочная композиция (классический пример: в истории «Тысяча и одна ночь»).

7. Прочие, комбинированные, варианты. Обычно они создаются при совмещении нескольких сюжетных линий с разными героями. Доступно при определенном мастерстве.

Главное, что следует помнить при использовании любой композиции – это обязательное усиление внимания к кульминации (показать наивысшее напряжение в противоборстве хороших и плохих обстоятельств, в противостоянии героя и антагониста). И выводить победителей мотивировано, а не просто широким жестом вставлять «бога из машины»!

Но … Из каждого правила существуют исключения.

Исключительные случаи использования «бога из машины»

Неожиданное появление важного помогающего героя схоже с этюдом акробата под куполом цирка. Поэтому от исполнителя номера (в нашем случае – от писателя, закидывающего в сюжет "бога") требуется незаурядное мастерство.

Фото из интернета, сайт triptonkosti.ru
Фото из интернета, сайт triptonkosti.ru

Но вначале прикинем, когда использовать счастливое стечение обстоятельств, появление героя или «бога из машины» нежелательно:

  • Избегаем использовать "бога" в финале, если для появления спасителя не было заранее вывешено «ружье». Нужна определенная логика событий, чтобы читатель поверил, что так в жизни бывает. Он должен быть ненавязчиво уже подготовлен к некоторой неожиданности, запрограммирован на какое-то предчувствие.
  • Если герой волшебник спас кого-то в середине повествования, то следует и дальше дать ему сделать что-то полезное или приятное.

Пример исключительного случая в развитии сюжета

Недавно я столкнулась с таким исключительным случаем в современной реалистической литературе. Увидела, едва ли не впервые , когда читала современный роман со сложной композицией, где переплетались и сюжетные линии с разными героями, и разные временные пласты. В романе в критический момент (где-то в середине книги), когда героине грозит гибель, вдруг появился герой, организующей ей спасение. Несчастная героиня в своих размышлениях сама как бы иронизирует над фантастичностью обстоятельств, произносит слова: «бог из машины». Ситуация в романе, действительно, почти с нулевой вероятностью, но ей веришь! Веришь по двум причинам:

  • почти невероятные события все же случались в жизни едва ли ни каждого читателя (встречи, события, обстоятельства);
  • основательная весомость введенной через случай героической фигуры и дальнейшее раскрытие ее характера и значимости в судьбе героини.

И только наличие двух этих условий ( как в математике – необходимость и достаточность) позволили автору органично вписать этот образ в канву романа.

И при чтении книги (не стану здесь ее рекламировать) убедилась, что можно удачно ввести в канву сюжета «бога из машины»! И надеюсь, читатели канала сами предложат примеры книг с таким твистом.

Но, еще раз подчеркну, с такой сложной задачей может справиться только автор, обладающий высоким уровне мастерства.

----------------------------------

Дополнение. Внезапные страшные события, глобально поворачивающие сюжет в худшую сторону, тоже встречаются в литературе, но они, как и в жизни, всегда выглядят более мотивировано. И хотя бы задним числом почти всегда находят объяснение.

А для для тех, кто делает только первые шаги в писательстве, только начинает задумываться о построении сюжетов, предлагаю свою статью для начинающих. В ней рассказывается, как набросать схему произведения в первом приближении, не заморачиваясь всей сюжетной линией из пяти позиций. (Статья использована и в моем печатном пособии Галина Врублевская. «Как писать прозу. Полный курс для начинающих»).