Этот проект стал одним из наиболее крупных в принципе за историю кино. Взять хоть такие факты:
- 30 номинаций на «Оскара» и 17 премий «Оскара» на 3 серии;
- 11 «Оскаров» по всем 11 номинациям конкретно в 3-й части – рекордное число этих наград для 1 фильма;
- положительные отзывы практически всех критиков (причем как профессионалов, так и любителей);
- множество достижений в области съемок – от эксклюзивного реквизита до компьютерной графики. Так, Голлум стал 1-м героем кино, которого целиком сотворили на основе технологии захвата движения;
- и т. д. и т. п.
Восхищаясь этакими достижениями, так и хочется процитировать персонажа известной вам советской комедии, причем процитировать дважды. Сначала – «Красота какая! Лепота!»; потом, по мере того, как приходишь в себя и начинаешь осмыслять, – «А за чей счет этот банкет?»
Вот ведь трилогия Питера Джексона по книге Джона Рональда Руэла Толкиена стала рекордной и по бюджету: 0,5 млрд. (!) долл. – только на производство и маркетинг.
Уже 1 факт задействования такой огромной команды создателей (более 3 тыс. человек!) чего стоил. Ведь каждого из них надо было не просто транспортировать в Новую Зеландию, но и, так сказать, равномерно и достойно распределить-расселить вблизи мест съемок, всё это время кормить, поить, воспитывать…
При этом трилогия находилась в производстве ни много ни мало целых 8 лет.
Словом, то были колоссальные затраты. Но… стоили ли они того? Нельзя ли было обойтись и без чрезмерных «наворотов» и «излишеств нехороших»?
Назовем лишь несколько ярких примеров таких трат на съемки:
На самом деле их гораздо, гораздо больше – у нас просто места в посте не хватит, чтоб перечислить все.
- реквизит был не только уникальным и дорогим, но часто и одноразовым. Так, ступни хоббитам для каждой сцены создавали заново.
И это были не замашки капризного режиссера, а необходимость.
Дело в том, что огромные эти лапти искусственные конечности актерам, игравшим хоббитов, приходилось приклеивать. Да-да, самым настоящим клеем на самые настоящие ноги. Соответственно, снять их в конце рабочего дня можно было, лишь повредив что-либо – или этот реквизит, или ноги актеров. Догадайтесь: какой выбор делала съемочная группа?..
Вот так и получилось, что для Фродо, Сэма, Мерри и Пиппина в сумме изготовили 1800 таких ног.
Так же хоббитам создавали одноразовые уши. К моменту окончания съемок их накопилось целых 1660 штук.
Кстати, забавно, что ноги с ушами стали одними из немногих «трофеев», которые актерам удалось унести со съемочной площадки. Их сохранил на память Доминик Монахан, воплотившийся в Мериадока;
- оружие и доспехи изготавливали как эффектными по виду, так и уникальными под каждого героя, плюс максимально похожими на настоящие. Одних только мечей создали более 100. А для Леголаса и прочих эльфов смастерили более 10 тыс. стрел.
Между прочим, Орландо Блум после съемок «выторговал» себе лук своего персонажа – опять-таки «на добрую, вечную…». А Миранда Отто, сыгравшая Эовин, забрала потом ее меч и платье;
- пожалуй, самым сложным и затратным оказалось создание городов. Чтоб не просто вырезать из фанеры и картона домики, но стилизовать все селения под живущий там народец, потребовалось много месяцев.
В частности, для Лориэна только полистироловых деревьев диаметром по 1,5 метра изготовили целых 8 штук. Добавьте к ним экзотичные архитектурные постройки эльфов, их утонченные украшения... каждый листик на дереве тщательно проектировался и долго «отшлифовывался».
Да на создание только 1 дерева рядом с домом Бильбо ушло… более 1 млн. долл.
Причем оно было искусственным. Режиссер забраковал все росшие рядом настоящие деревья и решил привезти гиганта... с другого материка. Его там выкопали, аккуратно распилили и доставили к месту съемок. А на месте его сложили буквально по кусочкам, дополнив эту уже неживую древесину фальшивыми листочками, придававшими ему вид цветущего и благоухающего.
Стоило ли тратить настолько много денег, времени и усилий?
Некоторые зрители ворчат: мол, лучше бы раздали эти деньги малоимущим, сиротам и т. д.; пока на Земле огромная часть населения банально не имеет еды к обеду – Голливуд тратит миллионы направо и налево…
Взять хоть дерево у дома Бильбо. если не знать его цену, выделишь ли его вниманием среди прочей растительности и антуража (см. фото ниже)? Неужто стоило на него так тратиться?
В пользу того, что затраты были не напрасны, говорят такие факты:
1) трилогия стала и остается до сих пор одной из самых финансово удачных за историю мирового кино. Сравним затраты и сборы в долларах:
- в серии 1: бюджет – 93 млн; сборы – 880 млн в дебютном прокате и 898 млн на момент 2021 г. после дальнейших перевыпусков;
- в серии 2: бюджет – 94 млн; сборы – 936,7 млн в целом;
- в серии 3: бюджет – 94 млн; сборы – 1,1 млрд (!).
Словом, трилогия Джексона побила рекорды кассовости. Ее серия 1 заняла 5-е место среди самых кассовых фильмов за историю мирового кинематографа, серия 2 – 3-е место, серия 3 – 2-е место;
2) после завершения съемок реквизит продолжал «работать», компенсируя затраты на фильм. Например:
- в месте, где команда Джексона устроила селение хоббитов – Шир, аборигены оборудовали музей. И вот уже много лет туда возят туристов на экскурсии. Приехавшие платят на только за работу гидов, но и за многочисленные сувениры. Мало кто, оказавшись здесь, откажется купить на память «настоящее кольцо всевластия» или плащ, якобы принадлежавший Фродо;
- многие предметы со съемок пошли на аукцион. Так, одним из самых дорогих стал шлем Саурона, который продали за 41,6 тыс. долл.;
- в Новой Зеландии поместье, где снимали отдельные сцены трилогии Джексона, недавно продали за добрые 5,2 млн долл.
В принципе, конечно, поместье и само по себе вполне приличное – 5 гектаров площади, замечательные здания и постройки, дорогая мебель… Но большая часть денег пошла, конечно, на оплату «атмосферы»;
3) наконец, съемочной команде благодаря чуткости к каждой мелочи удалось воссоздать по-настоящему фентезийный, уникальный дух – ауру чудесных книг Толкиена.
Может быть, это самое главное.
Так, затраты более чем 1 млн долл. на 1 дерево можно оправдать, вспомнив слова Джона Гарта – биографа писателя – о том, что «глубокое чувство к деревьям было самой характерной реакцией Толкиена на природу»...
Итого выходит, что проект Джексона «Властелин колец» в целом оправдал себя как материально, так и художественно.
Или вы не согласны? :)
П. с. В продолжение темы читайте посты «6 "гаджетов" в фэнтези Толкиена» и еще «Живой "транспорт": "вождь всех коней" у Гэндальфа». Плюс отгадывайте тест на знание различий книги Толкиена и экранизации Джексона.