Азия — транспорт и путешествия. Оглавление
В предыдущей части мы остановились на станции Байконур:
Остановиться на следующих двух станциях — «Театр имени Мухтара Ауэзова» и «Алатау» — просто нет времени, но вот на «Сайрáн» стоит взглянуть:
Она выполнена в радужных тонах, так как неподалёку находятся театр юного зрителя и главный городской пляж — водохранилище Сайрáн.
Интересно, что на этой станции контактный рельс не спрятан под платформу — идёт не с левой стороны, а с правой:
Жёлтый брусок, тянущийся у стены вдоль путевого рельса — и есть контактный рельс, точнее, его защитный короб. Сам контактный рельс, находящийся под напряжением 825 вольт постоянного тока — внутри, а токоприёмник рельсовый (ТР) установлен на тележке вагона и поджимается снизу. Вот старый снимок, где я в одном из электродепо Москвы стою у пути с подвешенным на кронштейнах контактным рельсом:
На ближнем пути контактного рельса нет — по нему электровагоны таскают мотовозом. А на ТР можно взглянуть в начале статьи про рельсовые цепи:
Вернёмся в Алма-Ату. За «Сайраном» лежит «Москва», далее — «Сары-Арка». Если смотреть на неё из вагона — то ничего интересного:
Но стоит заглянуть в зал — и там!..
Здесь изображено урочище Бурабáй, оно же Боровое, где находится знаменитый курорт Боровое. На соседнем панно — река Торгáй (Тургай):
Далее — не менее знаменитое, нежели курорт Боровое, озеро Балхáш, оно и не так далеко от Алма-Аты — в нескольких часах езды:
На это можно смотреть очень долго, но пора на конечную.
На 2023 южной конечной является «Бауыржан Момышулы́», названная в честь Героя Советского Союза, прошедшего всю Отечественную. Что интересно, Бауыржан Момышулы́ — имя и отчество, фамилии у героя нет, что не помешало ему повоевать ещё в 30-е годы, начать Отечественную уже старшим лейтенантом, дослужиться до полковника и прожить долгую жизнь (1911 — 1982).
Целиком станцию я снял только на видео — ко мне ПОДОШЛИ. Видео, что успел снять — вот:
https://dzen.ru/video/watch/65643ea5dc9c9160244bf813
На фото успел снять лишь порталы тоннелей, ведущих в оборотный тупик. Это неправильный путь — отсюда выныривают обернувшиеся поезда, поэтому тут постоянно горит красный:
Обратите внимание на синее табло «УКПТ» над служебной дверью. УКПТ — устройства контроля прохода в тоннель, оно устроено так же, как старые турникеты: срабатывает при перекрытии посторонним предметом светового луча. Само собой, УКПТ не должно срабатывать от поезда, поэтому при занятой рельсовой цепи оно не сработает. А если луч будет перекрыт при свободной — то срабатывают сирена и световой сигнал.
А с правильного пути горит синий, ниже — номер пути, третий боковой, то есть оборотный тупик:
Напомню, что синий поездной сигнал в метрополитенах бывшего СССР означает разрешение двигаться по сигналам АЛС-АРС или ДАУ-АРС, то есть по сигналам локомотивной сигнализации. На светофоры смотреть не нужно, их показания передаются на состав и выдаются на пульт (это АЛС — автоматическая локомотивная сигнализация), а скорость ограничивается в зависимости от показания (это АРС — автоматическое регулирование скорости).
Вновь перенесёмся из Казахстана в Россию и заглянем в кабину советского «номерного» — вагона типа 81-717, панель АЛС-АРС там стоит вверху посередине пульта:
Не обращайте внимания, что у машиниста две правых руки, вспомните старую историю — "это не люди, это машинисты". Пять светодиодов от 0 до 80 км/ч — пять частот, означающих пять сигналов, а ОЧ — отсутствие частоты, когда на вагон сигнал не поступает.
ДАУ-АРС — дублирующее автономное устройство АРС, когда частота посылается не только навстречу поезду — на головной вагон, но и вслед — на хвостовой. Независимо друг от друга работают два комплекта (статива) АЛС-АРС:
А если у вас остались вопросы, как вообще показания светофоров передаются на состав, то есть как работает АЛС — к вашим услугам четвёртое видео цикла «Зелёная полоса»:
https://dzen.ru/video/watch/62d86ecf45dd10344d1c3b25
Всё, возвращаемся в Алматы и едем на горную канатную дорогу. Между станциями «Сарыарка» и «Бауыржан Момышулы» линия метро пересекает улицу Саина, с обеих станций идти по земле примерно километр:
На горизонте маняще туманеют вершины Тянь-Шаня... Но сперва на троллейбусе доедем до парка Первого Президента, вон сколько троллейбусов:
Фонтан и ворота парка:
Цветочки, тип подскажут Южанка Светлана или Рита (Очерки из Тавриды), пока пусть будут анютины глазки:
Пушной зверёк и вездесущий... Точнее, не сущий, а... В общем, вы поняли:
Моя главная слабость в городской архитектуре после этого путешествия — арыки:
Здесь они, к сожалению, были сухими, а вот в Бишкеке в тему арыков мы погрузимся глубоко. Но это через пару отчётов, пока — в горы. К канатной дороге Медеу — Шымбулак нас доставит обычный городской автобус по городскому же тарифу:
По дороге — распространённый в Казахстане сюжет, скульптура чайника:
Канатка, как и составы метрополитена, построена Хундаем:
Это главная станция — Медéу:
Сразу после отправления кабины проносятся над водами Малой Алматинки:
Тележки опор дороги выглядят простыми, а на деле там довольно сложная подрессоренная ходовая часть — можно полистать и представить её работу:
Вот ещё одна тележка:
Конечно, движение куда лучше видно на видео, на днях выйдет — и с работой конечной станции, и с работой подвески.
Станция «Медеу» стоит на высоте 1691 метр, промежуточная станция «Шымбулак», она же нижняя станция — 2260 м, а верхняя — 2860 м. Готовы вознестись на километр с лишним?
Это — в следующей части! А потом спустимся, осмотрим станцию Алматы-2 с дикованными для России французскими электровозами, да и троллейбусам уделим немного внимания.
Помимо ленты Дзена новые статьи выходят в Телеграме: