Найти в Дзене
Vivan755 — авиация, ЖД, техника

Метро и горнолыжная канатка Алматы. Азия-23, часть 4

Азия — транспорт и путешествия. Оглавление

В предыдущей части мы остановились на станции Байконур:

Остановиться на следующих двух станциях — «Театр имени Мухтара Ауэзова» и «Алатау» — просто нет времени, но вот на «Сайрáн» стоит взглянуть:

-2

Она выполнена в радужных тонах, так как неподалёку находятся театр юного зрителя и главный городской пляж — водохранилище Сайрáн.

-3

Интересно, что на этой станции контактный рельс не спрятан под платформу — идёт не с левой стороны, а с правой:

-4

Жёлтый брусок, тянущийся у стены вдоль путевого рельса — и есть контактный рельс, точнее, его защитный короб. Сам контактный рельс, находящийся под напряжением 825 вольт постоянного тока — внутри, а токоприёмник рельсовый (ТР) установлен на тележке вагона и поджимается снизу. Вот старый снимок, где я в одном из электродепо Москвы стою у пути с подвешенным на кронштейнах контактным рельсом:

-5

На ближнем пути контактного рельса нет — по нему электровагоны таскают мотовозом. А на ТР можно взглянуть в начале статьи про рельсовые цепи:

Вернёмся в Алма-Ату. За «Сайраном» лежит «Москва», далее — «Сары-Арка». Если смотреть на неё из вагона — то ничего интересного:

-6

Но стоит заглянуть в зал — и там!..

-7

Здесь изображено урочище Бурабáй, оно же Боровое, где находится знаменитый курорт Боровое. На соседнем панно — река Торгáй (Тургай):

-8

Далее — не менее знаменитое, нежели курорт Боровое, озеро Балхáш, оно и не так далеко от Алма-Аты — в нескольких часах езды:

-9

На это можно смотреть очень долго, но пора на конечную.

На 2023 южной конечной является «Бауыржан Момышулы́», названная в честь Героя Советского Союза, прошедшего всю Отечественную. Что интересно, Бауыржан Момышулы́ — имя и отчество, фамилии у героя нет, что не помешало ему повоевать ещё в 30-е годы, начать Отечественную уже старшим лейтенантом, дослужиться до полковника и прожить долгую жизнь (1911 — 1982).

Целиком станцию я снял только на видео — ко мне ПОДОШЛИ. Видео, что успел снять — вот:

https://dzen.ru/video/watch/65643ea5dc9c9160244bf813

На фото успел снять лишь порталы тоннелей, ведущих в оборотный тупик. Это неправильный путь — отсюда выныривают обернувшиеся поезда, поэтому тут постоянно горит красный:

-10

Обратите внимание на синее табло «УКПТ» над служебной дверью. УКПТ — устройства контроля прохода в тоннель, оно устроено так же, как старые турникеты: срабатывает при перекрытии посторонним предметом светового луча. Само собой, УКПТ не должно срабатывать от поезда, поэтому при занятой рельсовой цепи оно не сработает. А если луч будет перекрыт при свободной — то срабатывают сирена и световой сигнал.

А с правильного пути горит синий, ниже — номер пути, третий боковой, то есть оборотный тупик:

-11

Напомню, что синий поездной сигнал в метрополитенах бывшего СССР означает разрешение двигаться по сигналам АЛС-АРС или ДАУ-АРС, то есть по сигналам локомотивной сигнализации. На светофоры смотреть не нужно, их показания передаются на состав и выдаются на пульт (это АЛС — автоматическая локомотивная сигнализация), а скорость ограничивается в зависимости от показания (это АРС — автоматическое регулирование скорости).

Вновь перенесёмся из Казахстана в Россию и заглянем в кабину советского «номерного» — вагона типа 81-717, панель АЛС-АРС там стоит вверху посередине пульта:

-12

Не обращайте внимания, что у машиниста две правых руки, вспомните старую историю — "это не люди, это машинисты". Пять светодиодов от 0 до 80 км/ч — пять частот, означающих пять сигналов, а ОЧ — отсутствие частоты, когда на вагон сигнал не поступает.

ДАУ-АРС — дублирующее автономное устройство АРС, когда частота посылается не только навстречу поезду — на головной вагон, но и вслед — на хвостовой. Независимо друг от друга работают два комплекта (статива) АЛС-АРС:

-13

А если у вас остались вопросы, как вообще показания светофоров передаются на состав, то есть как работает АЛС — к вашим услугам четвёртое видео цикла «Зелёная полоса»:

https://dzen.ru/video/watch/62d86ecf45dd10344d1c3b25

Всё, возвращаемся в Алматы и едем на горную канатную дорогу. Между станциями «Сарыарка» и «Бауыржан Момышулы» линия метро пересекает улицу Саина, с обеих станций идти по земле примерно километр:

-14

На горизонте маняще туманеют вершины Тянь-Шаня... Но сперва на троллейбусе доедем до парка Первого Президента, вон сколько троллейбусов:

-15

Фонтан и ворота парка:

-16

Цветочки, тип подскажут Южанка Светлана или Рита (Очерки из Тавриды), пока пусть будут анютины глазки:

-17

Пушной зверёк и вездесущий... Точнее, не сущий, а... В общем, вы поняли:

-18

Моя главная слабость в городской архитектуре после этого путешествия — арыки:

-19

Здесь они, к сожалению, были сухими, а вот в Бишкеке в тему арыков мы погрузимся глубоко. Но это через пару отчётов, пока — в горы. К канатной дороге Медеу — Шымбулак нас доставит обычный городской автобус по городскому же тарифу:

-20

По дороге — распространённый в Казахстане сюжет, скульптура чайника:

-21

Канатка, как и составы метрополитена, построена Хундаем:

-22

Это главная станция — Медéу:

-23

Сразу после отправления кабины проносятся над водами Малой Алматинки:

-24

Тележки опор дороги выглядят простыми, а на деле там довольно сложная подрессоренная ходовая часть — можно полистать и представить её работу:

Вот ещё одна тележка:

Конечно, движение куда лучше видно на видео, на днях выйдет — и с работой конечной станции, и с работой подвески.

Станция «Медеу» стоит на высоте 1691 метр, промежуточная станция «Шымбулак», она же нижняя станция — 2260 м, а верхняя — 2860 м. Готовы вознестись на километр с лишним?

-27

Это — в следующей части! А потом спустимся, осмотрим станцию Алматы-2 с дикованными для России французскими электровозами, да и троллейбусам уделим немного внимания.

Помимо ленты Дзена новые статьи выходят в Телеграме:

Всё, что движется

Общее оглавление канала