Прохладным октябрьским днём отправились в Самарский областной художественный музей. Находится он на улице Куйбышева дом 92.
Поражает великолепное здание с колоннами и лепниной с позолотой. Внутри тоже красота, колонны, мраморные лестницы и перила.
Это здание бывшего Волжско-Камского банка построено в 1913-1915 года по проекту архитектора Якунина. И переехал музей в это здание в 1989-м году, на заре перестройки. Переехал из Дворца культуры имени Куйбышева, что на площади Куйбышева дом 1. Сейчас там Театр оперы и балета. В свою очередь во Дворец культуры музейная коллекция переехала в 1937-м году.
Основателем художественного музея по праву считается известный самарский горожанин Константин Головкин. Купец, держатель доходных домов и магазина канцелярских принадлежностей, художник и меценат, он бы ещё подвижником развития самарского культурного общества. В 1896-м году в Самаре был создан Самарский публичный музей, а уже через год, в 1897-м, по настойчивому предложению Константина Головкина при музее была создана картинная галерея, которая со временем переросла в Самарский областной художественный музей.
На первом этаже располагается касса, гардероб, сувенирный магазин. Магазин охраняют пара оскалившихся бронзовых львов с крыльями. Современная стеклянная дверь магазина на лёгких металлических конструкциях вписывается в пространство начала двадцатого века с аркой и колоннами.
Ещё об основе коллекции музея и о Головкине. Купец-художник-меценат, конечно, предложил для создающейся галереи несколько своих работ, но понимал, что это капля в море. И он написал 270 писем всем известным художникам России прислать для галереи свои полотна. Первыми откликнулись выпускники художественных академий, прислав сои дипломные работы. Понятно, им молодым, хотелось признания и славы прямо сейчас, а не через 10 или 20 лет, и возможность сказать, что твоя картина висит на стене Самарской художественной галереи уже хорошая страница в творческой биографии.
Кстати, в музее до сего времени находятся пять работ самого Головкина. К сожалению, во время посещения музея я не знал об этом, и фамилия художника на раме не попалась мне на глаза, поэтому не могу судить о величине его способностей художника. Однако таланта хорошего организатора вполне хватило, чтобы вписать в историю города свою фамилию.
На втором этаже представлена русская живопись, на третьем - иностранная. Поднялись по лестнице с кованными перилами, осмотрели.
Отметили, что в коллекции музея есть картины Боровиковского, Тропинина, Сурикова, Коровина.
На третьем этаже представлено не только западные картины, но и индийские рисунки и скульптуры, и китайский фарфор.
В тридцатые годы прошлого века было уничтожено много икон. Оставлена небольшая коллекция. Тогда посчитали, что именно эти несколько икон имеют историческую и художественную ценность. В музее есть отдельный зал, посвящённый иконам.
Так же в то время хотели уничтожить весь авангард, как ничего не значащую "мазню", но нашлось много других дел, и нашлись ценители, которые отвели глаза и руки уничтожителей. В результате в музее интересная коллекция авангардизма. Мне редко что нравится в авангардной живописи, но пусть она всё-таки будет.
Любителям живописи есть, что посмотреть и что обсудить в Самаре, Дом с четырьмя серыми колоннами на втором и с позолотой на барельефе ждёт вас.