Основатель Iron Maiden Стив Харрис неоднократно заявлял, что название группы было навеяно экранизацией романа «Человек в железной маске» из романа «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» Александра Дюма. Дюма написал несколько книг, в которых беллетризировал жизнь французской знати XVII века. Эта книга стала продолжением его предыдущей книги «Три мушкетёра». В книге Дюма дает собственную интерпретацию популярной и очень реальной исторической легенды.
На самом деле «Человек в железной маске» был неизвестным государственным преступником времён правления короля Франции Людовика XIV (1643–1715). По неизвестным причинам он был заключён в тюрьму на 34 года и оставался в ней до самой смерти. «Железная дева» (Iron Maiden) упоминалась в экранизации романа «Человек в железной маске». В версии Дюма таинственный узник в железной маске оказывается братом-близнецом короля.
Если железная маска, как в фильме, закрывала только лицо и голову, то железная дева представляла собой ящик в человекообразной форме, утыканный острыми шипами, которые, предположительно, должны были вонзаться в жертву с обеих сторон, когда ящик закрывался. Загвоздка заключалась в том, что шипы не были достаточно длинными, чтобы убить человека, — они были короткими и располагались таким образом, чтобы жертва умирала медленнее и мучительнее, со временем истекая кровью.
Несмотря на то, что в народе считается, что это средневековое орудие пыток, существуют некоторые споры о том, применялись ли они вообще в ту эпоху. Есть сведения о том, что подобные устройства использовались ещё в 200 году до н. э. и при казни Марка Атилиуса Регула. По словам Августина Гиппонского в «Городе Божьем» (написанном около V в. н. э.), его экзекуторы «заключили Регула в узкий ящик, в котором он был вынужден стоять, и в котором вокруг него были закреплены тонко заточенные гвозди, так что он не мог опереться ни на одну его часть тела без сильной боли». Но и этот рассказ вызывает споры.
Во всяком случае, в некоторых музеях выставлены «железные девы», но их подлинность как настоящих средневековых реликвий не была подтверждена. Они имеют форму гроба, на котором, как правило, вырезаны женские лица (отсюда и прозвище «железная дева»). Считается, что предшественницей железной девы была Апега Набиса, на которой было изображено лицо царя Спарты, жены Набиса, и которая применялась к тем, кто не платил налоги.
Одна из знаменитых «железных дев» находилась в Нюрнбурге (Германия). Считалось, что эта дева была использована в 1515 году, однако выяснилось, что она была создана в начале XIX века. Она была уничтожена во время бомбардировки города в 1945 году. Но к тому времени легенда о железной деве распространилась, и было создано несколько диковинок — одна из них даже была выставлена на Всемирной выставке 1983 года в Чикаго как образец варварского средневекового пыточного устройства.
Концепция «железной девы» как орудия пыток имеет и более поздние примеры — в 2003 году на территории Иракского национального олимпийского комитета в Багдаде было найдено устройство, вдохновлённое «железной девой». Как сообщает TIME, в свое время Удей Хусейн, сын Саддама Хусейна, возглавлял и Олимпийский комитет, и футбольную федерацию страны. Предполагается, что он мог использовать «железную деву» для пыток спортсменов, которые плохо выступали или чем-то не устраивали его. Многие игроки и сотрудники подтвердили, что он применял садистские пытки к своим игрокам, но факт использования «железной девы» так и не был подтверждён.
Подлинную историю использования «железной девы» в качестве пыточного устройства, пожалуй, лучше оставить специалистам по истории, но, безусловно, существовали гораздо более эффективные методы пыток и казней, которые использовались на протяжении многих веков, такие, например, как четвертование — невероятно жестокая практика с хорошо задокументированной историей. Тем не менее легенда о «железной деве» прочно вошла в человеческую историю как одно из самых жестоких пыточных устройств, которое, возможно, никогда не применялось, что вполне нормально, поскольку это довольно садистский метод, и его совершенно не стоит применять к кому-либо — даже к тем, кто не считает, что группа Iron Maiden должна быть включена в Зал славы рок-н-ролла.