В художественных изображениях Иисус Христос и Дева Мария всегда одеты в одежду разных цветов. Иисуса регулярно изображают в красных одеждах, а Марию – в синих.
Библейские корни
Синий — цвет израильского народа, как упоминается в книге Чисел в Библии. В отрывке 15:38-39 из Чисел говорится:
«Объяви народу Израилеву и прикажи ему сделать кисточки по углам одежд своих во все поколения их и прикрепить к кисточке каждого угла по синей веревке; и это будет для тебя кисточкой, чтобы смотреть и помнить все заповеди Господни, исполнять их, а не следовать своему сердцу и своим глазам, которым ты склонен следовать безрассудно».
И еще:
«Левиты должны «расстелить [Ковчег Завета] ткань целиком голубого цвета» (4:6). И далее: «И над столом с хлебами Присутствия расстелит одежду из синего цвета» (4:7).», Числа.
Небесные цвета
В византийских и православных изображениях Иисуса и Марии цвета окрашены вместе как для внешнего, так и для внутреннего износа. Синий в данном случае показан как символ божественного и трансцендентного. Тогда красный цвет считается более связанным с кровью и землей.
В данном случае Иисус одет в красное и завернут в синее. Это показывает его человечность, окутанную божественностью. Мария – противоположность, и это предположительно показывает, что она родила божественное существо, несмотря на свою человечность.
Древнегреческая и римская иконография изображает Христа в красной тунике в качестве его внутренней одежды, на которую наложена синяя мантия в качестве его верхней одежды.
В отличие от изображений Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, изображения Богородицы не столь последовательны. На восточных иконах Богородица почти всегда изображена в синем платье и красной мантии. Так обстоит дело с греческими иконами, на которых она держит Младенца Христа, свое место при Распятии и даже на постели во время Успения.
Однако есть исключения: Мария носит красное и синюю мантию. Последнее расположение более популярно в западных изображениях. Например, Рафаэль всегда украшал Марию красным платьем с синей мантией, независимо от того, изображалась ли она на свадьбе или держащей на руках Младенца Христа.
Самый ценный цвет
На протяжении всей истории синий считался священным и ценным цветом. Это не природный пигмент, поэтому он особенно мистический и редкий. Одним из первых производимых «настоящих синих» пигментов был ультрамарин, цвет ляпис-лазури, дорогого камня, когда-то более драгоценного, чем золото. В искусстве оно было предназначено только для самых возвышенных предметов. Египтяне начали импортировать лазурит из Афганистана около 6000 лет назад, но только в начале V века синий цвет стал ассоциироваться с Девой Марией.
Марианский синий, как этот оттенок стал известен, стал официальным цветом Мадонны с появлением мариологии и культа Богородицы. После того, как она была введена в высшие эшелоны канона, провозглашена Церковью в 431 году «Царицей Небесной, Духовной Матерью и Заступницей», византийские художники, используя менее дорогой минерал азурит, начали штамповать стилизованные иконы, изображающие Святую Матерь, одетую в голубые одежды Марианского цвета на плоском фоне сусального золота.
Откуда взялся красный
На этих иконах Мадонна обычно изображалась как любящая мать, держащая на коленях младенца Иисуса. Хотя в то время это был не модный цвет, в 13 и 14 веках Чимабуэ, Дуччио и Джотто были одними из первых, кто изобразил младенца Иисуса в сияющем розовом цвете. Однако позже розовый стал символом брака. В «Розовой Мадонне» Рафаэля (1506–1507) младенец Иисус дарит своей матери розовый цветок, иллюстрируя духовный союз между ними.
По мере развития эпохи Возрождения типы сцен с изображением Богородицы расширялись и включали больше повествований из жизни Марии, таких как Благовещение, Рождество и Успение. В произведении Джерарда Дэвида «Отдых на пути в Египет» (1512–1515 гг.) рассказывается менее ожидаемая история, и он почти полностью сосредоточен на богатой синей одежде, которая драпируется вокруг расположенной в центре Мадонны, нежно кормящей своего ребенка.
Изображения Иисуса в более позднем возрасте, когда он стал взрослым, почти всегда изображают его одетым в ярко-красный или киноварь — цвет, имеющий множество сложных значений. В христианстве он может символизировать грех, адский огонь или Дьявола. Но оно также может означать мученичество или кровь Христа. Даже древние греки и евреи считали красный цвет романтическим символом, а также символом жертвоприношения.
Что сейчас
Тем не менее, сегодня баланс красного и синего, мужского и женского остается ключом к поддержанию определенных христианскими гендерных норм — традиций, от которых мы, похоже, еще не можем полностью отказаться. Тогда как в более ранние времена цветовая кодировка Иисуса и Марии связывала красный цвет с мужественностью, а синий — с женственностью, и эти ценности в конечном итоге изменились. Но кто знает, куда символические значения этих цветов приведут нас в будущем, когда мы продолжим развивать наши представления о гендерных ролях, религии и искусстве.