Анисья особо не общалась с соседями, сторонилась их, при встрече старалась избегать бесед с ними и уж тем более совсем не жаловала их в гости. Привыкла проводит время в одиночестве, тоскуя о собственной судьбе. Дочь далеко, мужа схоронила уж пару лет назад - кто её поймёт? Не жизнь, а тоска сплошная...
Сегодня же, совсем другой расклад - в радостном волнении поглядывала на часы в перерывах между делами, ждала дочь из города. С самого утра намыла полы, замесила тесто на пироги, поставила в печь томиться крутые щи - Галя должна прийти с минуты на минуту, рейсовый автобус приходил обычно без опозданий.
Целых полгода Анисья ждала этого момента, готовилась к нему за месяц, скупая в местном магазине всякие вкусности, а вернувшись, по второму кругу перестирывала постельное бельё, полотенца, что бы дочь, после шумного города чувствовала себя в отчем доме уютно, тепло...
Представляла, как они вдвоём будут сутра готовить завтрак, болтать о том о сём, Галя натаскает в баню воды, затопят, а вечером - как же это приятно! -долго станут парится берёзовыми вениками, что женщина заготовила на днях. После бани долго будут пить чай, секретничать, там Анисья под шумок посоветует дочери не тянуть с замужеством. Две недели счастья!
Не зря она откладывала пенсию, экономила - сейчас есть на что побаловать дочку и с собой немного дать, пусть ребёнок себе нарядов каких купит, в кино сходит лишний раз... Глядишь, жениха найдет хорошего... Много ли на заводе своем получает? Который год уже в одних сапогах приезжает...
Выглянула в который раз в окно и замерла - идёт её красавица, да не одна, а с женщиной какой-то молодой, да девчушкой лет десяти. Завидев мать, Галя замахала рукой, стала подгонять своих спутниц, около ворот радостно кинулась на встречу к матери.
-Мама, привет! А чего не встречаешь? Я думала на остановку выйдешь, вон сколько сумок у нас!
Анисья была уверена, что эти незнакомки просто шли рядом, по пути, и сейчас пойдут дальше по своим делам, не мешая им с дочерью насладится встречей, но они вальяжно прошагали во двор, оценивающе глядя на деревянный дом. Было очень трудно скрыть разочарование, она поникла.
-А я же и не поняла, дочка...Да и нельзя мне тяжести таскать после операции, еле в себя пришла после неё. Ждала, ждала тебя тогда...
-Ой мам, я же говорила, не пустили меня с работы тогда.. Как сейчас? Не болит? Ну и славно. А воды в баню я сейчас живо наберу. Кстати, мам, знакомься, моя подруга лучшая, Лиза и дочурка её, Катюшка. Решили со мной махнуть на чистую природу, надоел нам вонючий город, а то одной мне тут скукотища.
Анисья еще до последнего надеялась, что сейчас они всё же уйдут, и поняв, что душевной беседы не получится, расстроенно ушла на кухню, про себя возмущаясь тому, что дочери видите ли скучно с мамой! Спустя пару минут натянула улыбку, опасаясь разозлить Галю.
-Ну идёмте, щи готовы, а пока вы обедаете, я пирогов налеплю.
-Ой, а ты их еще не приготовила? Я думала к приезду всё готово будет...
-Так ты же сама говорила, Галюнь, что любишь из печи прямо, с пылу жару.
Галя с Лизой переглянулись, похихикали, чем сильно задели Анисью. Дочь накинула на себя старую кофту, напялила калоши и продолжая улыбаться собралась во двор.
-Мамуль, ну ладно тебе, ну поленилась, ничего страшного! Пойду воду в баню таскать...
Весь вечер молодые женщины болтали между собой, шушукались, смеялись над старым убранством дома. Анисье было горько на душе - да, она не любит современные штуки, нравится ей убирать постель по старинке, под цветастое покрывало и накрывать стопку подушек ажурной накидкой. А ярко желтые занавески с огромными подсолнухами покупали еще с покойным мужем...
В баню, молодые женщины пошли тоже вдвоем, оставив Катюшку ей под присмотр. Анисья возмутилась было, неловко спрятала полотенце, что приготовила для себя и уверенным шагом шла за Галей и Лизой с веником в руке. Разочарованно развернулась, слабо попыталась возразить.
-Чай девчонка уже большенькая, ты в таком возрасте уже сама в соседнюю деревню шагала к бабке... Давайте я всё же с вами пойду?
-Мам, ну Катька боится, а Лиза в кое-то веки без мужа отдохнуть вырвалась, дай нам поболтать без лишних ушей...
Утром, Анисья подоила корову, собрала сливки с молока, заквасила сметану, приготовила завтрак, дождалась пока гости выспятся, раза два грела чайник, ворчала про себя. Вылезли, едва продрав глаза, уселись за стол неумытые, все трое, стали хватать блины, макать их прямо в банку с прошлогодним вареньем. Глядя на это, женщина придумала затею.
-Галь, а пойдем за ягодами в лес сходим? Самая пора настала.
Галя вроде оживилась, но её гости особо не воодушевились, скорчили недовольные гримасы.
-Там мошки, комары... Лучше позагорать во дворе, или на речку сходить...
-Мам, сходи и правда с соседкой, я тоже особо не хочу...
Тут уж обиделась Анисья не на шутку, стала наступать на дочь, размахивая руками, едва сдерживая слёзы.
-Я тебя ждала, мечтала как мы с тобой будем отдыхать, говорить, а ты меня променяла на подругу! Пусть сами сходят, чай не маленькие...
-Ну ладно, ладно, чего кричишь... Идем в лес твой, комаров кормить..
Поход по лесу был вполне приятный - Анисья задавала вопросы дочери, интересовалась о её жизни, выпытала про жениха городского, порадовалась про себя и пока мило беседовали, не заметили, как набрали два полных ведёрка спелой, сочной земляники.
Дома, Галя принялась собирать на стол к обеду и пока грелся суп, промыла ягоды, достала свежие сливки их холодильника. Первым делом, очистив землянику от листьев, насыпала целый стакан, щедро намешала со сметаной, отдала Катюшке, второй точно такой же стакан сделала подруге, и следующий - себе. Анисья, с улыбкой на лице, уже ощутила вкус ягод со сливками, чуть ли не протянула руки в ожидании, что дочь сейчас сделает ей такой же десерт.
Галя же собрала остатки ягод и убрала в морозилку.
-Остальное в Москву заберём, вспоминать будем поездку.
Анисья не выдержала - не скрывая слёз выбежала из кухни в сени и от души поплакала. Было так больно, что Галя ухаживала за гостями с таким трепетом, а на родную мать было ей совсем наплевать... "Как же так? Мы вместе собирали, спину гнули, неужели я не заслужила такой же заботы?"
Галя даже не поняла, почему мать весь вечер ходила надутая, не разговаривала ни с кем. Ночью Анисья ругала себя за то, что не могла скрыть злорадства - москвичи не выдержали такой природной свежести и натуральности ягод со сливками, всю ночь бегали в туалет на улице, видать желудок совсем слабый у городских...
Утром сидели за столом все бледные, почти без сил ковыряли ложками постную овсянку, к огорчению Анисьи решили ехать домой спустя всего три дня пребывания. Проводила их женщина, стало совсем грустно, решила пожаловаться соседке на дочь, взяла остатки пирога, отправилась в гости. Та приняла её с огромной радостью, пригласила к столу.
-Представляешь, Михайловна, сын-то у меня который год носа не кажет... Даже позвонить ему не могу сама. В этом году ждала его, хотя бы проездом, на один день, но не получилось... Шлёт деньги, а на что мне они? Твоя, вон, умничка, и сама приехала и подругу привезла, хоть на людей ты поглядела... Каждый свой отпуск мамку навещает... А я сижу тут целый день одна, только ты и ходишь проведать... Знаешь как плохо все праздники одной встречать...
Неловко стало Анисье, всё желание жаловаться пропало, второпях выпила чаю бегом побежала домой, набрала номер дочери.
-Галюня, как там Лизавета с Катюшкой? Прошёл живот? Как сама? Деньги не жалей, купи себе что-нибудь. А на новый год приезжайте все вместе, и Лизу с мужем зови, с дочкой.
-Мам, ты у меня такая хорошая! Они так обрадуются, у них нет ни бабушек ни дедушек, сидят в четырех стенах! Мы приедем!
Немного посидела с трубкой в руке, испытала снова радость, счастье предстоящего ожидания... А потом вдруг подивилась совей недогадливости, набрала номер соседки.
-Марь Петровна, а чего ты одна сидишь всё время? Заходи-ка ко мне, сегодня баню затопим, воды там еще полно осталось. Потом чаю выпьем с гостинцами из города... Косточки перемоем кому ни-будь.
-Да мне как-то неудобно, стесняюсь, у тебя дел наверное полно...
Не успела положить трубку, Анисья по доброму усмехнулась - бежит соседка с полотенцем подмышкой, торопится, издали видно как улыбается, довольная, что её в гости позвали...