Найти тему
🎬💥Кинодом

"Гардемарины 1787. Война" - полет фанеры над Парижем состоялся

Обзор на первую часть фильма можно прочитать здесь: "Гардемарины 1787": вместе с носами повисло всё".

Вторую часть "Гардемаринов 1787" я смотрела примерно с тем же чувством, с каким мой хомяк в данный конкретный момент, пока я пишу этот обзор, бегает вокруг меня под моим свитером: НАДО!!! Можно просто посидеть на месте и ничего не делать, но НАДО. Долг, Родина и труба зовут. Уж очень хотелось написать обзор.

Скажу сразу: чуда не произошло. Хотя на мой взгляд вторая часть чуть-чуть, где-то на пол-процента, может, даже на три четверти процента лучше, чем первая. Но всего на три четверти процента. И в ней, как и в первой части, "нелепостям нет счета" (с). Сложилось впечатление, что, прочитав сценарий первой части, создатели фильма ужаснулись, но деваться было некуда: работа проделана, время и деньги потрачены, других не дадут, и поэтому они сделали максимально возможное, что можно было сделать в это ситуации: прогнали к ёжкиной кошке тех школьниц, которые накропали первый сценарий, и наняли других. Уже не школьниц, а студенток первого курса инженерно-строительного института.

Краткое изложение сюжета: Паруса. Молебен на корабле. Церковь. Ольга Машная в компании каких-то теток идет к церкви. Взрыв, визги, крики, Машная тушит пожар. Турки куда-то высаживаются. Корсак-старший с сыном, Сашка Ягужинская, Горин и Мамаев обедают на корабле. Тревога. Молебен на корабле (тот же самый). Суворов ходит по берегу. Драка на корабле. Гардемарины плывут под водой. Машная все еще тушит пожар. Суворов ползает по песку. Гардемарины то ли все еще, то ли снова плывут под водой. Буза. Суворов ждет взрыва. Взрыв. Большой взрыв. Большая буза. Суворов кричит "Виват матушке Екатерине". Обнимашки. Всё.

И в этой части нет ни Екатерины, ни Брильи, ни загадочной дамы в клетчатом, и Бобринского. Напуркуа они были нужны в первой части? А кто б знал ответ на этот вопрос. Подозреваю, что и сами авторы его не знают.

"Сделайте, пожалуйста, героические лица"
"Сделайте, пожалуйста, героические лица"

О, чудо! Турки внезапно заговорили на турецком, а французы на французском! Но при этом для чего-то авторы сценария решили ввернуть в речь русский персонажей одно старо-славянское слово: "тако" (так). Из всего обилия старо-славянских слов они выбрали одно - вот это. К чему, для чего, зачем? В конце 18 века на этом языке уже не говорили лет 500 как. Что за дешевые понты? Несведущий человек может подумать, что речь о мексиканской шаурме.

Русский всадник, которого при каждом скачке лошади винтовка хлопает по заду, так что он даже был вынужден придерживать ее рукой. Ну где уж тут туркам противостоять?

Актер, играющий Шурку Корсака, мог бы ради съемки и поучиться грести. Когда показывали, как он пытается в шлюпке отплыть от галеры, то сердце кровью обливалось: козе понятно, что шансов у него никаких. И получилось, собственно, то, что должно было получиться: пока он в такой манере догребал до своих, турки успешно высадились на берег и начали атаку. А как же морская сигнальная система, которой в то время уже вовсю пользовались на русском флоте? Напуркуа надо было парня гнать, а если бы его турки заметили и прихлопнули? Суворов так и не узнал бы о высадке? Пути авторов сценария воистину неисповедимы.

Сашенька Ягужинская наконец-то сняла с себя драную полупрозрачную тряпку с разрезом до некуда, надела более-менее пристойное платье (совершенно не соответствующее эпохе) и тусит с мужиками на обеде. Вы это серьезно? Вспомните "Бесприданницу" - даже сто лет спустя репутация девицы, кутившей в компании мужчин, считалась бесповоротно погубленной, а тут незамужняя девица в компании пяти матросов посторонних мужиков, да еще что-то там говорить изволит, да еще и прикасается к ним... Рука-лицо. При этом Харатьян, я хотела сказать - Лешка Корсак явно тащится, обнимая будущую "сноху". Горин с лицом Домогарова с какого-то перепугу облачается то в рясу, то в военный мундир, видимо, это отсылка к Арамису с его метаниями между сутаной и мушкетерским плащом. Ежли что - священники в боях участвовать не могли по причине заповеди "не убий". Священник, нарушивший эту заповедь, извергается из сана. Это, конечно, не исключало отдельных случаев, когда священник на поле боя брал в руки винтовку и начинал отстреливаться от врагов, но вот так открыто совмещать военную службу со священнической он не мог. Просто не мог. Потому что. Потому что гладиолус апостольские правила. Не мог и всё.

Тяни, батюшко!
Тяни, батюшко!

Гардемарины, доплыв до турецкой шлюпки, прячутся под кормой. На шлюпку поднимаются два турка. Что делают наши герои? Максимально глупое, что можно сделать в этой ситуации: ныряют в воду. Зачем? Если бы они просто затаились, то их там никто и не заметил бы, но они нырнули. Они что, не в курсе, с каким шумом выныривает человек из воды? Это гарантированный способ привлечь к себе внимание. Логика покинула чат.

Когда в церковь, в которой Суворов слушает хор мальчиков-зайчиков, попадает снаряд, великий полководец говорит хористам: "Вон там схоронитесь" и указывает в угол. Там это где? В другом углу обстреливаемой церкви? Гениально.

Матрос Харатьян, ой, простите, Корсак, орет на лейтенанта (на самом деле мичмана) Ломбарди, да еще и руки распускает. Надо рассказывать, что делали с рядовыми за нарушение армейской субординации?

Помните же Софью Зотову, которая из монастыря сбежала и за Лешку Корсака замуж вышла? Матвея Зотова дочь? Ну так вот, из Софьи Матвеевны она чудесным образом превратилась в Софью Николаевну! Ну это дно, господа. Честный офицер после такого застрелился бы.

И все это под пафосную музыку из самого первого фильма, под "Спаси, Господи, люди Твоя", которые там неуместны и смотрятся (слушаются) как корове седло.

И я даже не буду писать (уже написала) про несчастный орден святой великомученицы Екатерины, который на Руси-матушке вручали только женщинам, но в этом фильме он болтается на груди у каждого мужика. Ну красивый же, выглядит эффектно, налепили их десяток, не пропадать же добру.

Главная неожиданность фильма: роль прославленного полководца Александра Васильевича Суворова сыграл непрофессиональный актер. И какой! Скульптор, народный художник России, академик Российской академии художеств Владимир Александрович Суровцев!

Владимир Суровцев
Владимир Суровцев

Не буду касаться качества его игры, ибо тут все понятно, актер непрофессиональный, какие к нему претензии. Коснусь образа, которые лепила досточтимая Светлана Сергеевна, она же режиссер всего этого бардака, это ведь она задавала тон, кому и как играть. Так вот генерал-аншеф Суворов, которому на момент событий было 56 лет, в фильме представлен дряхлым стариком (Владимиру Суровцеву на момент съемок было 69 лет, да его еще для большей похожести на Суворова состарили гримом, и он выглядел на все 80), и самое главное - он в фильме представлен человеком со старческой деменцией, с которым подчиненные нянькаются, как с младенчиком, который даже связно говорить не в состоянии. Знаете, дорогие мои, это просто откровенная издевка и над великим полководцем, который в 68 лет перешел с войсками через Альпы, и над нами всеми. Вот чем занимается Суворов в этом фильме: ходит по песку, повторяет одни и те же фразы, скачет на лошади, ползет по песку, умывается в море, машет треуголкой, зачем-то крестит расположение турок. И тут я полностью на стороне генерала Мордвинова, который отправил Потемкину донос на Суворова: "Пусть узнает, что делается в российской армии!" Подписываюсь под каждым словом. И пока Суворов занимался ползанием по песку и в обмороках валялся, наши четыре храбреца - Корсак-старший, Корсак-младший, Горин и Оленев организуют диверсию в тылу врага и одерживают победу. Вот так вот. А вы, наивные, думали, что Александр Василич там чудеса стратегии проявлял? Что Ламбарди в одиночку на своей галере отпи... отделал турецкий флот? Ага, щас вам. Кучка матросиков, вооруженных факелами и парой ножей, все сделала, а учебники истории врут.

Так перевирать историю России нельзя! Что мешало госпоже Дружининой войти в интернет и посмотреть портреты Суворова. Ее ждало бы удивительное открытие - Александр Суворов не всегда был дряхлым стариком со смешным чубчиком на макушке. Стыдно, честно слово - стыдно!

В общем, вышло тако, како и пуко. В целом впечатления от фильма можно описать фразой "пролетели, как фанера над Парижем". Добавить даже нечего. А, да, чуть не забыла: авторы остались верны своим принципам и полностью забили на Ольгу Машную Софью Матвеевну-Николаевну Зотову. Но вопросы остались, как минимум один: зачем надо было вообще вводить ее в сюжет? Надеюсь, они не будут снимать еще одну часть?

Да, еще. Тема сизег раскрыта: на этот раз Харатьян сверкает сисяо, правда, обвисшими и целлюлитными. Дамы, трепещите.