Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Мировой парень" (СССР, 1972), "И на камнях растут деревья" (СССР–Норвегия, 1985): разные фильмы, разные мнения

Мировой парень. СССР, 1972. Режиссер Юрий Дубровин. Сценарист Тихон Непомнящий. Актеры: Николай Олялин, Любовь Румянцева, Янис Грантиньш, Харийс Лиепиньш, Рейн Арен, Гурген Тонунц, Николай Ерёменко (ст.) и др. 19,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Трагически погибший режиссер Юрий Дубровин (1937-1983) поставил восемь полнометражных игровых фильмов, из которых только «Мировому парню» удалось войти в тысячу самых популярных советских кинолент.

В «Мировом парне» заболевшего советского гонщика заменяет на авторалли инженер автозавода Виктор (Николай Олялин)…

Советская кинопресса оценила «Мирового парня» весьма неоднозначно.

Писатель и кинокритик Василий Сухаревич (1912–1983) в «Спутнике кинозрителя» оценил «Мирового парня» весьма позитивно, отметив, что по сюжету ленты «кажется, сам капитал, «его препохабие», бросил против нашего парня весь арсенал свинцовых мерзостей, однако зоркий глаз Виктора увидел людей, достойных, скромных, незаметных героев смертельно опасного ремесла гонщиков, и сердце его вступило в дружеский контакт с ними. И даже сердце коварной переводчицы дрогнуло перед мужеством и простотой Виктора. В конце концов побеждают не предательство и корысть, а верность долгу, любовь к родине — прославленная во всем мире, а опасности удесятеряют его силы, его духовную мощь» (Сухаревич, 1972).

А вот Григорий Степанченко на страницах журнала «Искусство кино» был куда более строг к фильму: «Авторы, видимо, полагают, что чем больше препятствий они нагородят на пути героя, тем отчетливее обнаружатся морально-политические качества симпатичного Виктора Логинова. Этот принцип хорош, когда дело касается демонстрации технических достоинств машины. На пути автомобиля можно устроить завал, с тем чтобы посмотреть, как он его преодолеет. Но чтобы понять человека, мало организовать во время его прогулки по пустынной ночной улице засаду из двух подонков с железными скобами. В этом роде можно было бы придумать что-нибудь и позанятнее. Но даже если бы «мировой парень» устоял перед чарами Маты Хари, обезоружил Джеймса Бонда, обезвредил Фантомаса и парировал пенальти от Пеле, то и тогда образ героя едва ли обрел бы свое человеческое, духовное значение. У Виктора как в начале фильма, так и в конце — хорошее лицо: открытое, волевое. Открытое в фас. Волевое в профиль. И это все, чем располагает к себе герой. Остальное — приключения и подвиги, нарочито демонстрируемые упорство и воля, стойкость и мужество — довольно простодушная показуха. Промышленные товары, в том числе мощные МАЗы, безалкогольные напитки, в том числе квас и березовый сок, туристические маршруты, несомненно, нуждаются в наглядной и действенной рекламе. Товар надо показывать лицом. Но характеры и чувства людей нуждаются в другом — в художественном исследовании. Иначе возможны недоразумения. Сами авторы в восторге от героя и обязывают других персонажей говорить ему комплименты. И понемногу, может быть, непроизвольно человек в кадре начинает «нарциссировать». Но с чего, собственно? В меру курил. Почти не пил. Цветы дарил. Не изменял. Никого не убил. Дал сдачи хулиганам. Все это приятно. Но если всему этому надо так много и продолжительно радоваться, то радоваться нечему. Между тем перед авторами стояла серьезная задача. И очень важная. Удача авторов на этом тематическом плацдарме многое могла бы означать для всего нашего кинематографа. Но они позабыли, увы, что серьезные задачи надо и решать серьезно. Иначе не избежать компрометации идеи» (Степанченко, 1972: 60).

Мнения зрителей XXI века о «Мировом парне», как это часто бывает, сильно отличаются:

«Мировой парень» — мировой фильм. Очень запомнился благодаря Николаю Олялину. Один голос артиста чего стоит. Мужественный герой Олялина вызывает большое уважение. На таких гонках и развивается жесточайшая борьба. И очень жаль, что наши же некоторые зрители, если герой положительный, не верят в него, приписывают «приукрашивание». Будто таких людей у нас не может быть» (В. Беляева).

«Очень слабый сценарий… Кажется, что кино сняли в «лучших» традициях конца 30-х - начала 50-х годов. Словно, авторы фильма заснули в середине 50-х годов, пропустили все 60-е и проснулись только в 1971- м году. И сняли, как умели. А умели не слишком много» (Александр).

Киновед Александр Федоров

-2

И на камнях растут деревья. СССР–Норвегия, 1985. Режиссеры Станислав Ростоцкий, Кнут Андерсен. Сценаристы: Станислав Ростоцкий, Александр Александров, Геннадий Шумский (по повести Юрия Вронского "Необычайные приключения Кукши из Домовичей"). Актеры: Александр Тимошкин, Петронелла Баркер, Тор Стокке, Торгейр Фоннлид, Михаил Глузский, Валентина Титова и др. 19,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Станислав Ростоцкий (1922–2001) – один из фаворитов советских зрителей. Из одиннадцати его полнометражных игровых фильмов восемь («А зори здесь тихие…», «Доживем до понедельника», «Дело было в Пенькове», «На семи ветрах», «Земля и люди», «Эскадрон гусар летучих», «Белый Бим – Черное ухо», «И на камнях растут деревья») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Эта совместная советско–норвежская постановка, рассказывающая приключенческую историю времен викингов, пользовалась по сравнению с большинством других фильмов С. Ростоцкого меньшим успехом. Быть может, из–за того, что Станислав Ростоцкий не смог найти общего языка со своим норвежским сопостановщиком – Кнутом Андерсеном (1931–2019).

В 1990–х годах мне довелось побывать в Норвегии и встретиться с режиссером Кнутом Андерсеном, который довольно подробно рассказал мне о съемках фильма «И на камнях растут деревья», подчеркивая при этом, что по причине творческих расхождений у него постоянно возникали острые конфликтные ситуации со Станиславом Ростоцким. Кнут Андерсен был убежден, что картина вышла недостаточно зрелищной именно из–за того, что С. Ростоцкий не прислушивался к его советам и трактовкам сценарного материала.

Киновед Александр Федоров

Советская кинокритика отнеслась к фильму «И на камнях растут деревья» добродушно. Весьма позитивно оценил его кинокритик Андрей Зоркий (1935–2006)

Столь же комплиментарен был и кинокритик Николай Савицкий, отметивший, что «картине свойственны свободное дыхание, определенная независимость от жанровых канонов, естественность драматургических ходов» (Савицкий, 1985: 9).

В любом случае работа Станислава Ростоцкого над фильмом «И на камнях растут деревья» говорит о том, что был готов экспериментировать и после своих знаменитых психологических драм на современном материале обратиться к приключенческой тематике на материале далекого прошлого.

Мнения нынешних зрителей об этом фильме существенно расходятся:

«Замечательная приключенческая сага для всех возрастов. Великолепные боевые сцены, скупая, но такая привлекательная скандинавская природа, отличная игра актеров. … И этот фильм – один из лучших образцов отечественного историко–приключенческого жанра. (Сергей).

«Действительно, замечательный костюмный исторический фильм. Для любителей варяжской темы, я считаю, вообще, просто подарок! Когда этот фильм вышел на экраны, я училась в старших классах, и он "сподвигнул" почти весь наш класс на изучение истории викингов. Помню, как мы все тогда были помешаны на этой теме! Учительница истории была в восторге ("вот, какие молодцы, ребятки!")! :)) Раздобыли где–то словарь древненорвежского языка, изучали язык, обычаи, богов, заучивали наизусть саги и даже имена викингов» (В. Никитченко).

«Не понравился абсолютно. Сплошная грубость, грязь, пошлость, ругательства, человек во всей его ничтожности. Банальный сюжет. Некрасивая музыка и угнетающая атмосфера севера» (Цветок Зла).

Киновед Александр Федоров