Не секрет, что северные территории были колонизированы Великим Новгородом, в частности современная территория Карелии. Слово «колонизация» в научной литературе очень абстрактное и фактов очень мало о приемах и схемах данного внедрения одной субстанции в другую.
Можно даже более сказать конкретно: поглощение новгородцами местной… Местной чего?
Местной территории, языка и культуры. Вот на этих трех столпах и строится колонизация. Наиболее понятный столп – территория. С него и начнем.
Информации везде по крупицам. Одни общие слова, мол новгородцы свои щупальца запустили в северные территории и всё у них славно получилось. Даже есть ответ на вопрос: зачем они сюда приехали на своих суденышках? За пушниной, которая в те затертые годы была шикарным экспортным товаром.
А теперь представьте картину. Живете вы своим племенем в лесу и никого не трогаете. И вот тут приезжают какие-то красавцы и начинают в промышленных масштабах в вашем родном лесу бить всю живность без разбора и без меры. Браконьеры! Хулиганы! Кровавая стычка и снятие скальпов.
Про скальпы я, конечно, погорячился, но суть то одна.
Совершенно случайно недавно узнал про эти самые скальпы в Американской колонизации. Оказывается, скальпы первые стали снимать Белые люди у индейцев, а не наоборот. Лень белым было тащить головы индейцев и получать за это премиальные доллары, процесс несколько упростили и стали снимать просто скальп с башки убиенного краснокожего. Индейцы посмотрели на этот беспредел и тоже начали оскотиниваться потихоньку.
Была ли колонизация Карелии мирной или кровавой никто не знает. По каким принципам проходила никто не ведает. Однако, есть у нас логика и здравый смысл. Займемся творческой реконструкцией событий.
Первый вопрос мы выяснили – новгородцам была нужна пушнина (да и все что не приколочено, я так думаю) для торговли и обмена товарами в Великом Новгороде. Пушнина была на севере. Также на севере были местные племена и запросто так отдавать свое никто не будет.
Второй вопрос: как они умудрялись забирать пушнину?
«Следует добавить, что славянская колонизация территории Карелии шла несколькими волнами. Впереди шли ушкуйники – новгородские разбойники на больших лодках ушкуях. Их целью была охота на пушного зверя, покупка пушнины у местных охотников или грабеж населения для захвата мехов. Меха доставлялись в Новгород и оттуда переправлялись за границу. Постепенно грабеж перерос в планомерный сбор дани.»
Не буду в этой статье спорить о том, был ли это разбой или честная коммерция. Только лишь хочу акцентировать внимание на один момент – в любом раскладе, грабить или торговать удобнее при наличии опорных пунктов на территории. Не забываем про то, что это Север с его не очень приятной погодой. Например, зимой вы точно ничего не сделаете, а тупо замерзнете. Говорить только о летней колонизации как-то даже неловко. Поэтому, колонизация должна быть круглогодичной с «зимними квартирами». И какая у нас информация по данному поводу?
Практически никакой. Новгородцы не основали городов или крепостей. Странная колонизация.
Некоторые исследователи по данной теме отмечают, что оборонные сооружения новгородцы строили только в случае крайней нужды. То ли они бессмертные были, то ли холода вообще не боялись. Много белых пятен в истории.
Но данные по отсутствию городского строительства говорят ровно о двух вещах. Новгород – город купеческий, читай, скупердяйский. И второе, теперь понятно почему Москва вынесла Новгород с политической карты древнего мира – отсутствие оборонных сооружений у вольного города.
Все довольно логично. Не хотите вкладываться в оборону, придет тот, кто ранее вкладывался и в оборону, и в армию, и в оружие. Заберет все ваше добро. Удивительные сентенции для некоторых.
Но это чуть позже. А сейчас новгородцы-скупердяи развлекаются на территории Севера с заведомо слабым противником. Однако, опорные базы все же были – монастыри.
Не стоит идеализировать монастыри того времени. Точно такие же ушкуйники, только с крестом на шее. Тут чистая психология. Ну не может быть такого, что в лихом новгородском обществе вдруг возникают совершенно другие люди. Монахами не рождаются, кстати.
Первый монастырь возник на Ладожском озере – Валаамский. В ту студеную пору это как раз земли карелов, но потом вытеснили шведы с запада Ладоги. Дата основания монастыря плавает во времени, однако интересные дела начинаются чуть позже.
«Из стен Валаамского монастыря вышло множество проповедников, распространявших христианство в самых глухих уголках Русского севера:
· в XIV в. валаамский инок прп. Корнилий основал Палеостровский монастырь на берегу Онежского озера.
· в 1397 г. валаамский инок прп. Арсений основал Коневецкий монастырь.
· в 1429 г. прп. Савватий основал Соловецкий монастырь.
· в 1487 г. прп. Александр Свирский основал обитель в Присвирье.»
Не Валаамский монастырь, а мега-колонизатор какой-то. Это только самые крупные обители.
Исследователи справедливо отмечают, что распространение монастырей происходило по схеме «дерево». То есть из одного монастыря могло образоваться несколько, точнее из монашеской братии отпочковывались подвижники и строили свои монастыри. Потом из малых монастырей снова шли подвижники и снова возникали новые монастыри. Подобным образом на территории маленькой Карелии образовалось 40 таких монастырей. Это не что иное, как сеть опорных пунктов. Для чего сеть или для кого сеть пока непонятно, т.к. монастырские товарищи тоже занимались коммерцией. От новгородской осинки не родятся апельсинки.
Итак, что же захватили новгородцы в Карелии, территорию? Она им нафиг не нужна. Захватили только торговые пути вдоль рек и озер, наволоки и сделали опорные пункты. Местное население выдавили вглубь леса и более им не интересовались. Вообще это называется – колонизация по финикийскому типу.
Да, этот оборот нов, но тем не менее очень точен. Финикийская колонизация распространялась по берегам Средиземного моря и делала свои опорные пункты-города. Все, что было далее пяти километров от линии моря финикийцев вообще не интересовало. Не смешивались с местными, не распространяли свою веру, вообще ничего не делали. Могли торговать, да. Очень интересная тема, ищите материал по финикийцам сами, извиняюсь, а то уйду в дебри античной истории.
Говорят, что новгородцы Заонежье колонизировали. Но что такое Заонежье по сравнению со всей территорией Карелии. Процент. Зато очень вкусный процент. Так что говорить о новгородской колонизации всего края не совсем корректно. Купцы финикийского типа и колонизация такая же.
Забыл рассказать про Муромский монастырь. Там ситуация тоже интересная была. Основатель монастыря имел имя Лазарь. Он вообще не славянин был, я так понял с Византии его занесло в Новгород, а затем из Новгорода на Восточный берег Онежского озера. Молиться что ли в дебри поехал? Мог бы в более комфортных условиях молиться, не так ли?
Кто был в Карелии, и кто живет в Карелии тот лишний раз в лес не ходит. Вопрос не в диких зверях, а тупо в том, что можно заблудиться в течение часа и обратную дорогу не найти. Теоретически можно отойти на десять километров и тебя даже МЧС не найдет с собаками. Это все к тому, что уединенные скиты для отшельников не обязательно основывать на краю света, можно в «шаговой» доступности с таким же эффектом уединения. Но прикол не в этом.
Прикол в том, что через год в никому незнакомое уединенное место к Лазарю пришли три монаха и начали делать монастырь. Как они его нашли? Да никто и не задавал этого вопроса в принципе. Голову вообще никто не включал. Лазарь уединился в глуши и через год к нему пришли. Это вообще, как такое возможно, вопрос. Просто интересно. Наверное, случайно тоже по тайге гуляли и наткнулись на Лазаря. Привет, как дела…
Легенда на то и легенда, чтобы не думать, а внимательно внимать и млеть. На самом деле Лазарь может быть, и был первый, но его местоположение точно знали и селился он не где попало, а там, где было нужно.
Вот так потихоньку мы почти рассмотрели вопрос захвата территории. Остался язык и культура.
Начнем с культуры. Точнее с распространения православия среди местных племен.
Культура.
Новгородские ушкуйники и монахи, конечно, не могли не влиять на местные племена, однако принимая во внимание финикийский характер колонизации взаимное проникновение культур априори было минимальным. Хотите доказательства? Они есть у меня.
Две культуры не смешивались и именно поэтому есть карело-финский эпос «Калевала» и русские легенды про Илью Муромца, Добрыню и прочих персонажей на одной территории (Карелии). При смешении культур, что, собственно, и произошло с новгородскими землями, эпосы бы забылись во времени и исчезли. Нельзя сбрасывать со счетов, что смешение происходит не всегда мирно и могли бы просто вырезать население, т.е. носителей устной информации.
Новгородская культура в пределах самого Великого Новгорода была разбавлена наполовину. Жестко разбавлена Великими московскими князьями при присоединении. Кто не в курсе, то был далеко не мирный процесс завоевания и подчинения. А после подчинения половина новгородцев отправилась в Княжество московское, а москвичи переселились на новгородчину. Москва до сих пор кого-то в себя переселяет и переселяет, порой неуютно себя чувствовать в столице славянского государства среди явно не славянских лиц. Вся степь в Москве. Традиция, однако.
С подчинением Великого Новгорода следом происходило подчинение и его колоний, читай Карелии. Об этом вообще никто не говорит, а зря. На данный момент считается, что сначала была новгородская колонизация, а после неё сразу появилось русское население Карелии со своей уникальной культурой. Так не бывает.
Московская колонизация была тоже. В отличие от «финикийской» новгородской колонизации у Москвы всегда была своя концепция освоения новых земель, и она в корне отличалась по своему характеру. Скажем так, когда пришли новые монастырские власти из Москвы, то несколько удивились «купеческому, коммерческому» характеру монастырей. Москвичи заявили типа следующего: «Совесть то имейте, церковь должна распространять свою веру на местное население, а не только заниматься негоцианством».
Тема, конечно, интересная, но материалов по ней нет. По логике развития событий все боярские и монастырские вотчины должны были переходить под новую власть. Это можно сделать только запустив на подчиненные территории свои отряды, своих монахов, свою администрацию. Никто не говорит об изгнании старых жильцов, но новые жильцы должны были появиться точно и в большом количестве. Появились ли они? Конечно да!
Тут стоит откатиться к одной моей старой статье о Ксении Шестовой и времени Великой Смуты. И вот там как раз говорится о московских вооруженных отрядах, которые бились со шведскими-польскими разбойниками. Как-то я не очень обращал внимание на одну фразу, а с написанием данной статьи она стала очень актуальной, читайте:
«Воеводой в Толвую был послан подьячий Богдан Иванович Чулков. По его донесениям в Москву, «острог рублен в тарасы, а насыпаны тарасы каменьем мелким, да по тем же тарасам ставлен тын стоячий: а в остроге семь башен рубленых, а башни осыпаны каменьем, да в остроге же ставлены для осадного времени дворы осадные и избы крестьянския и монастырския, Вяжинского монастыря, Палеостровского монастыря и Хутынского монастыря, всего 23 двора, да 14 изб. Да в остроге же были церкви: церковь Троицкая, да церковь Георгия Великомученика. Ставили тот острог Вяжинского монастыря крестьяне Толвуйской же волости»
В Толвуе были избы Вяжинского монастыря, Палеостровского монастыря и Хутынского монастыря. Про Палеостровский монастырь вопросов вообще нет, он по сути в шаговой доступности от Толвуи. А вот что за два других монастыря, избы которых были в Толвуе?
Вяжинский монастырь и Хутынский монастырь это – новгородские обители. Вот и вопрос, на кой им нужны избы в Толвуе? Ответ только один – коммерция, соль, торговые пути и связи. Мало того, что вся Карелия была опутана сетью монастырей, так еще были и «торговые представительства» на Севере других монастырей.
Почему я делаю упор на монастыри. А это и есть единственная ниточка культуры. Как никак умели считать и писать, читать умели. В монастыри порой попадали далеко неглупые люди, та же Ксения Шестова и её муж, боярин Романов. Мало ли кого в монастыри ссылали, примеров тысячи. Но это не всё, что надо знать.
Монастыри были, так сказать, второй властью до Петра Первого. Церковь и государство жили отдельно, но рука об руку. Только при Петре светская власть «вписала» церковь в свои органы власти и она (церковь) стала отдельным «министерством» внутри государственной машины.
Петр, опять же, очень сильно ограничил хозяйство монастырей через Монастырский приказ, так сказать, наложил императорскую длань на доходы-расходы и в целом на хозяйство. Эпоха первоначального средневекового накопления капитала завершилась в пользу государства. Настала эпоха петровского госкапитализма.
Ну а что такое культура? Похоже, что до Екатерины Великой даже такого слова то не было. Вся культура это – церковные книги, обряды, да старые устные предания от народа. Никаких тебе школ и гимназий, академий художеств, театров-балетов, книг-библиотек на Севере не было. Или есть у кого другие сведения?
В завершении темы «культура» всё равно надо отметить один момент. В отличии от финикийской модели колонизации Москва пользовалась все-таки другой моделью – эллинской, где вместе с колонизацией и колонизаторами заходила культура в местные глубокие леса, к местному населению. Эту тему никто не качал, не прорабатывал и даже не намекал на её существование. Теоретически можно сделать предварительный вывод: новгородско-московская колонизация Карелии завершилась между 1700 и 1800 годами.
Осталась только тема «язык». Тут все очень просто. Для продвижения русского языка для начала нужно самим научиться на нём разговаривать. Не секрет, что мы все сейчас говорим на языке Пушкина, а это 1830-е годы. Пока до провинции дошло, пока школы понастроили, пока правила выучили вот и настал 1900 год.
Так-то оно так, но на территории Карелии живут русские, карелы, финны и вепсы. На русском языке начали говорить все только к концу 1950-х годов, я так думаю.
Вспоминаем с чего начали: колонизация это – захват территории, новая культура, новый язык (язык колонизаторов). Пока территорию колонизировали пропала Новгородская Республика, Московское Княжество, Российская Империя, а также очень сильно изменился первоначальный язык и культура. Срок колонизации – 1000 лет, от начала до конца по принятой мной лично формуле «территория, культура, язык».
Колонизационный «Хвост кометы» задел и меня лично. Мой первый паспорт был на русском и финском языке. Магазин продуктов назывался везде «Ruokatavaraa». Впрочем, это было недолго и русский язык окончательно вошел на территорию Карелии.
Друзья, завершаю. Тема очень обширна и неизведанна. Теме 1000 лет. За эти 1000 лет может быть 1000 мнений, в том числе и Ваших. Я же просто перевожу научные труды на нормальный русский язык и чуть добавляю своего, личного мнения.
Всем всего светлого и ясного!
P.S. Неравнодушные могут поддержать, автор вложит в нужное дело.
Большое спасибо!