Всем привет, друзья! С Вами Артём Талицкий, канал Artal School. Сегодня мы поговорим о таком важном гитарном приëме, как баррэ. Поиграем специальные упражнения для его проработки, ну и конечно же разберём 4 основных аккорда с баррэ, которые дополняют 9 базовых, о которых я говорил в этой статье:
Тема очень важная и непростая, поэтому советую Вам почитать эту статью полностью, чтобы основательно разобраться в данном вопросе.
Что ж, для начала давайте разберёмся, что такое баррэ? Если сказать просто, то баррэ - это гитарный приём, при котором одним пальцем, чаще всего указательным (i), мы прижимаем одновременно больше одного звука.
Например бывает баррэ на 2, 3, 4 струны - можно его обозначить, как малое. И более полноценный вариант на 5 или 6 струн одновременно.
С помощью баррэ гитаристы могут прижимать большее количество нот в одно движение, что соответственно открывает дополнительные музыкальные возможности.
Иногда некоторые, совсем начинающие ученики, меня спрашивают, "а зачем нам играть приём баррэ, если можно использовать каподастр?" :)
Кстати, более подробно об этом устройстве и многих других полезных приспособлениях для гитары я рассказывал в этой статье:
Так вот, каподастр конечно вещь незаменимая и очень часто пригождается, но, к сожалению, всё сыграть с ним невозможно, так как в процессе игры его нельзя быстро перемещать по ладам.
Поэтому, как бы сложно нам не было играть приём баррэ, его нужно обязательно освоить каждому гитаристу. Но, к сожалению, нельзя просто рассказать про этот приëм, и тут же сходу научиться его играть. Даже если я объясню все нюансы баррэ в мельчайших подробностях - без тренировок и должного опыта сразу оно не получится.
Процесс освоения баррэ можно сравнить, например, с подтягиваниями на турнике. Даже если неподготовленному человеку идеально точно объяснить, как нужно правильно подтягиваться - то вряд ли случится чудо, и он сходу сделает хотя бы одно повторение.
Вот тоже самое происходит и с барре, потому что помимо технического понимания данного процесса, необходимо время для натренированности мышечной и интеллектуальной памяти.
Поэтому нам нужно набраться терпения, и приступить к ежедневным тренировкам. У кого-то этот процесс может занять неделю, у кого-то месяц, а у кого-то до двух. Бывает по-разному. Но однозначно, рано или поздно баррэ начнёт получаться у каждого.
Приступим. Чтобы быстрее и легче научиться ставить баррэ, я дам вам два отличных упражнения. Играйте их каждый день, хотя бы понемногу (около 10-15 минут на оба упражнения):
Здесь важна регулярность, но перетруждаться не стоит, если чувствуете, что палец сильно устаёт, обязательно отдыхайте - в этот момент можно поиграть что-то другое, а потом приступить к баррэ вновь. Отдых в данном случае очень важен, чтобы не было переигровки рук.
Что это такое я расскажу как-нибудь в другой раз, кому интересно, напишите об этом в комментариях. 👇
Перейдем к первому упражнению:
Принцип простой. Сначала прижимаем указательным пальцем первые две струны на 5ом ладу, и играем их большим пальцем "p".
О правильных обозначениях пальцев и не только у нас была отдельная статья здесь:
Так вот, зажимать мини-барре старайтесь прямым пальцем ближе к концу лада, чтобы всё звучало качественно.
После того, как сыграли, начинаем прижимать баррэ уже на 1ой, 2ой и 3ей струне, также играя большим пальцем "p". То есть просто увеличиваем количество струн в этом приёме.
Далее ставим барре на 4 струны.
На 5.
И на 6.
Тем самым мы постепенно увеличиваем нагрузку на 1ый палец в этом упражнении, что поможет вам быстрее освоить баррэ.
После того, как сыграли до 6ой струны, можно пойти обратно:
6.
5.
4.
3.
И 2.
Думаю, принцип понятен.
Также можно поиграть это упражнение на 4ом ладу, 3ем, 2ом и 1ом.
Но начинайте лучше с пятого, потому что здесь лады немного поуже и натяжение струн чуть легче - соответственно, будет проще прижимать баррэ. Поэтому постепенно двигайтесь от 5 лада к 1му в этом упражнении.
Переходим к следующему. Оно называется "качели": - сейчас поймете почему :)
Его можно сразу тренировать с первого лада. (Хотя смотрите по ситуации, если сильно тяжело, то играйте с другого).
Зажимаем 1ым пальцем 1ый лад на 6ой струне, и дёргаем в правой руке две струны 6ую и 1ую, одновременно большим и указательным пальцем - получается 6ая прижатая, 1ая открытая.
Далее дожимаем указательный палец до баррэ, при этом не отпуская 6ую струну, и также играем две струны вместе указательным и большим пальцем правой руки.
Здесь не обязательно прижимать все струны, как при полноценном баррэ, достаточно дожать только 6ую и 1ую.
В следующем движении мы отпускаем 6ую струну, но оставляем 1ую прижатой. И также играем две струны вместе правой рукой.
И в завершении упражнения мы снова дожимаем 1ым пальцем 6ую струну до баррэ, и играем их правой рукой.
Видите, получаются небольшие покачивания, напоминающие качели. И таким образом можно поиграть ещё несколько раз - очень полезное упражнение!
После того, как у вас оно начнёт хорошо получаться, можно его немного усложнить, добавив к 1ой струне ещё и 2ую.
То есть мы сначала также прижимаем только 6ую, но теперь играем вместо двух струн вместе сразу три: 6ую пальцем "p", 2ую пальцем "i", и 1ую пальцем "m".
А далее дожимаем баррэ указательным пальцем, но уже включая 2ую струну.
Потом отпускаем 6ую струну, при этом держа 1ую и 2ую прижатыми.
И в конце завершаем движение, прижимая баррэ вновь.
Так можно покачаться несколько раз. Этот вариант упражнения тоже поможет укрепить указательный палец и плавно подготовит вас уже к аккорду F, который мы рассмотрим далее.
Вот такие два очень полезных упражнения я советую вам играть каждый день, чтобы отработать приëм баррэ качественнее. Конечно, их может быть намного больше, но именно эти два я считаю самыми эффективными на начальном этапе.
Что ж, с этим разобрались, теперь можно переходить к 4ëм основным аккордам с баррэ, которые входят в список 13ти базовых гитарных аккордов, о 9ти из которых я упоминал в одной из своих предыдущих статей:
Начнём с F (Фа мажор):
Он ставится таким образом - 2ой палец прижимает 2ой лад на 3ей струне, 3ий палец 3ий лад на 5ой струне, мизинец 3ий лад на 4ой струне, а 1ый прижимает баррэ на 1ом ладу, зажимая 6ую, 1ую и 2ую струну. Прям как в последнем упражнении "качели".
Конечно 1ым пальцем можно держать зажатыми и все 6 струн, но в таком случае усилий будет намного больше, и рука устанет быстрее.
А как вы помните, лучше всегда искать самые удобные и лёгкие варианты при игре.
Так вот, после того, как мы поставили все пальцы на струны, у нас получился аккорд F (или по другому Фа мажор). Не забывайте играть его с 6ой струны, потому что именно она отвечает за басовую ноту F или Фа.
Следующий аккорд Fm (или Фа минор) будет тоже считаться базовым:
Ставится он практически также как и F, только вместо 2го пальца на 2ом ладу 3ей струны, нужно просто дожать баррэ на 3ей струне первым пальцем, то есть убрать 2ой палец. Этот аккорд также играем с 6ой басовой струны.
В данном случае баррэ уже придётся прижимать полностью на 6 струн, и здесь вряд ли получится сэкономить усилия.
Третий аккорд B (Ещë его называют H или Си мажор) ставится наверное самым неудобным образом, но его также необходимо освоить в первую очередь вместе с остальными:
2ой палец прижимает 4ый лад на 4ой струне, 3ий палец 4ый лад на 3ей, мизинец зажимает 4ый лад на 2ой струне, а первый ставит баррэ на 5 струн на 2ом ладу. То есть аккорд играется таким образом.
Здесь можно постараться сэкономить усилия 1го пальца и давить только на 5ую и 1ую струну, но тут всё индивидуально, делайте как удобнее.
Также не забывайте, что аккорд B или H, мы играем с 5ой басовой струны Си, и при этом стараемся не задевать 6ую, чтобы не было лишней грязи, так как 6ой открытой струны (или ноты Ми) нет в аккорде B.
Ну и последний аккорд Bm (можно обозначить как Hm или Си минор) очень похож на F - полностью смещаем позицию вправо на один лад и ниже на одну струну:
То есть прижимаем 2ой палец на 3ем ладу 2ой струны, 3ий палец на 4ом ладу 4ой, мизинец на 4ом ладу 3ей струны, а 1ым пальцем зажимаем баррэ на 5 струн на 2ом ладу. Играем всё с 5ой струны, не задевая 6ую.
Здесь тоже можно частично распределять нагрузку на баррэ, дожимая именно 5ую и 1ую струну - но смотрите по удобству.
F, Fm, B и Bm также ещё являются аккордами - схемами, при перемещении которых по ладам у нас будут появляться новые аккорды. Но об этом более подробно я расскажу в следующей статье:
Конечно эти 4 аккорда нужно будет отрабатывать в одно движение.
Сначала можно потренировать отдельно по пальцам, а уже потом полностью всем аккордом.
Например в F можно сначала поиграть только 2ой, 3ий и 4ый палец, а потом уже с добавлением баррэ. Если 2ой, 3ий и 4ый пальцы сразу не получаются, то делите их на более мелкие связки и отрабатывайте. И так пройдите по каждому аккорду.
Этот принцип мы подробно разбирали в этой статье:
Вот и всё, что я хотел рассказать сегодня в этой статье. Тренируйте баррэ каждый день, но с умом, без фанатизма, и оно обязательно рано или поздно начнёт получаться.
Упражнения помогут быстрее освоить этот приём. Играйте их медленно и лучше в том порядке, который был сегодня.
Ну и про аккорды не забывайте, они уж точно пригодятся в жизни :)
Если у вас остались какие-то вопросы по данной теме, не стесняйтесь, задавайте их в комментариях 👇
Да, кстати, тем, кто хочет записаться ко мне на индивидуальные занятия и более подробно разобрать какие-то свои гитарные вопросы, песни или пьесы, пишите нам на WhatsApp +7-985-152-76-91.
Для благодарностей и поддержки :)
Сбербанк по номеру карты: 5469 3801 2658 3722
Сбербанк по номеру телефона: +7-985-152-76-91
На сегодня всё, спасибо за просмотр! Я надеюсь, что эта статья оказалось для вас полезной.
"И помните, каждый может научиться классно играть на гитаре, нужно только начать!" С Вами был Артём Талицкий, канал Artal School.