Друзья, всем привет! С Вами Артём Талицкий, канал Artal School. Сегодня затронем тему базовых гитарных аккордов, освоив которые мы получим необходимые технические навыки, для того чтобы было легче изучать уже все остальные.
Для начала давайте дадим определение, что такое аккорд? Аккорд - это созвучие из 3 или более нот, сыгранных одновременно.
Мы не будем сейчас вдаваться в подробности теории и разбирать, какие вообще бывают аккорды и как они строятся. Если хотите, чтобы я объяснил эту тему более детально, напишите об этом комментариях 👇
А сегодня мы рассмотрим именно практическую часть. Я выделяю 13 наиболее распространённых гитарных аккордов, которые встречаются на практике почти во всех песнях и произведениях. Но сейчас мы остановимся пока только на 9 из них, потому что в остальных 4х аккордах используется непростой приём Барре. Поэтому его и оставшиеся аккорды я очень подробно разберу в другой статье.
Согласитесь, часто бывает такое, что отрабатываешь какой-нибудь аккорд, а прогресса совсем мало, он всё-равно не получается и тормозит всю песню.
Так вот именно поэтому я не просто покажу и расскажу про сами аккорды, но также объясню, как же нужно заниматься и правильно их отрабатывать, чтобы наконец-то они начали нормально получаться.
Обязательно дочитайте эту статью до конца, и узнаете главный секрет. Что ж, приступим:
"Аm", "A", "C", "D", "Dm", "G", "E", "Em", и "B7". Вот именно эти 9 аккордов и нужно изучить в первую очередь. Уверен, многие из них вам уже наверняка были хорошо знакомы, но ставим ли мы их по настоящему правильно? Давайте разбираться.
Я покажу самую оптимальную и профессиональную аппликатуру каждого аккорда, а уже потом расскажу, как их лучше отрабатывать.
Начнём с "Am". Здесь трудно ошибиться, поэтому обычно все ставят его правильно: 1ый палец (то есть указательный) прижимает 1ый лад на 2ой струне, 2ой палец (средний) зажимает 2ой лад на 4ой струне и 3ий палец (безымянный) прижимает 2ой лад на 3ей струне.
Если у вас вдруг возникают трудности с обозначением пальцев, то советую почитать эту статью:
Вернёмся к Am, не забывайте прижимать пальцы таким образом, чтобы подушечки находились ближе к порожку, либо на середине.
Нежелательно ставить пальцы в левой части лада - кто хочет подробности о постановке рук, почитайте эту статью:
Со следующим аккордом "А" уже могут возникнуть вопросы - как же его прижать правильно? Многие зажимают таким образом - то есть первыми тремя пальцами.
Так конечно же удобно и можно, особенно в начале обучения, но в перспективе лучше научиться прижимать его по-другому: 2ым пальцем на 2ом ладу 4ой струны, 3им на 2ом ладу 3ей струны и мизинцем на 2ом ладу 2ой струны.
Почему именно так лучше всего его ставить? Дело в том, что это самый оптимальный вариант аппликатуры при связках с другими аккордами. Ну например если сыграть A привычным способом и соединить его со всеми остальными аккордами: Am, C, G, Em и т. д., то появятся много скачков между ними, что сразу же создаст определённые неудобства.
А если поставить аккорд А наиболее оптимальным вариантом аппликатуры, то скачков сразу же станет намного меньше. Проверьте!)
"Профи - это не те, кто играют сложные места невероятно сложно, а те, кто делают эти сложные места как можно удобнее." - В этом и заключается профессионализм.
Следующий аккорд "С" обычно все ставят правильно: 1ый прижимает на 1ом ладу 2ой струны, 2ой на 2ом ладу 4ой струны и 3ий палец на 3ем ладу 5ой струны. Здесь всё с аппликатурой понятно.
Далее, аккорд "D" - Он тоже прижимается довольно понятно: 1ый палец на 2ом ладу 3ей струны, 2ой палец на 2ом ладу 1ой струны и 3ий палец на 3ем ладу 2ой струны.
А вот следующий аккорд "Dm" многие зажимают не самым оптимальным образом. Чаще всего так - то есть 3мя пальцами без мизинца.
Я рекомендую сразу учиться ставить его по-другому: 1ый палец на 1ом ладу 1ой струны - это как обычно, 2ой палец на 2ом ладу 3ей струны - это тоже обычное явление, а вот вместо 3его пальца, лучше использовать мизинец, и прижать его на 3ем ладу 2ой струны.
Почему так лучше? А всё по той же причине. Связки с другими аккордами станут наиболее оптимальными, потому что часто начинает использоваться опора на мизинце.
Например при переходе с Dm на C в обычном варианте аппликатуры появляется скачок. А сыграть эти аккорды по-другому, делая опору на мизинце, то скачок сразу же уходит. Попробуйте!)
Все эти связки более подробно мы ещё будем разбирать в следующей статье:
А сейчас нужно пока просто научиться их правильно прижимать.
Что ж, следующий аккорд наверное самый спорный в плане аппликатуры. Я говорю про "G". Как все его обычно привыкли ставить? Либо так - тремя пальцами без мизинца
либо с мизинцем - вот так.
Но на самом деле, ни тот ни другой вариант не являются самыми оптимальными для связок с другими аккордами. Лучше всего зажать "G" таким образом: 2ым пальцем на 2ом ладу 5ой струны, 3им на 3ем ладу 6ой струны и 4ым на 3ем ладу 1ой струны.
Конечно, в начале это будет непросто, потому что в данном варианте нужна хорошая растяжка, но поверьте, когда вы освоите этот аккорд таким образом, все связки станут намного удобнее.
Попробуйте, например, сыграть аккорды G - C со старыми вариантами аппликатуры "G", а потом по-новому. И в скором времени увидите, насколько новая аппликатура "G" станет намного удобнее, особенно когда начнёте опираться на мизинец при переходе.
Ещё раз хочу подчеркнуть, что в начале обучения далеко не сразу будет удобно ставить этот аккорд таким образом, и в каких-то песнях можете играть пока по-старому, но советую вам начать осваивать данную аппликатуру как можно раньше.
Поехали дальше, следующий аккорд "E" достаточно понятен. Здесь многие его ставят оптимально таким образом: 1ый палец прижимает 1ый лад на 3ей струне, 2ой палец на 2ом ладу 5ой струны и 3ий палец на 2ом ладу 4ой струны.
Данный аккорд аналогичен по аппликатуре с Am, только все пальцы зажимают на одну струну выше.
Следующий аккорд "Ем" - наверное один из самых популярных аккордов наряду с Am. Тут тоже всё достаточно просто. Его прижимают 2ым пальцем на 2ом ладу 5ой струны и 3им пальцем на 2ом ладу 4ой струны.
Ну и последний аккорд из 9ти базовых - это "B7". Здесь тоже трудно ошибиться в аппликатуре, потому что задействованы все 4 рабочих пальца левой руки. 2ой палец зажимает 2ой лад на 5ой струне, 1ый палец 1ый лад на 4ой струне, 3ий палец 2ой лад на 3ей струне и 4ый ставится на 2ой лад 1ой струны.
Что ж, с аппликатурой разобрались, что ещё важно знать?
У каждого аккорда есть струна, с которой его нужно играть - басовая нота, которая как раз и обозначается буквой из названия аккорда.
"Am" мы играем с 5ой струны - потому что буква А в названии обозначает басовую ноту Ля, которая играется на 5ой открытой струне.
Аккорд "А" тоже нужно играть с 5ой открытой струны - потому что он также имеет в своём названии букву А (ноту Ля).
В аккорде "С" басовая нота (До) находится на 3ем ладу 5ой струны - поэтому мы его тоже играем с 5ой струны.
"D" играется с 4ой струны - потому что нота D (ре) находится на 4ой открытой струне.
"Dm" также имеет в своём названии букву "D" - то есть басовую ноту "Ре", поэтому также будет играться с 4ой открытой струны.
Следующий аккорд "G" мы играем с 6ой струны - потому что басовая нота "G" или "Соль" находится на 3ем ладу 6ой струны.
Далее аккорд "Е" мы также играем с 6ой открытой струны - потому что нота "Е" или по-другому "Ми" находится на 6ой открытой струне
Аккорд "Еm" вы наверное уже догадались с какой струны нужно играть:) Правильно, с 6ой - потому что в его названии тоже есть буква "Е"
И "В7" мы играем с 5ой струны - потому что басовая нота "B" или "Си" находится на 2ом ладу 5ой струны.
Важно играть каждый аккорд с его басовой ноты, потому что все аккорды в музыке строятся от баса.
И если мы, например, сыграем Am не с 5ой струны, а с 6ой - то это конечно будет не самая страшная ошибка, так как функционально аккорд останется прежним, но формально в этом случае он будет называться уже по-другому Am/E, потому что в нём изменилась басовая нота.
Я не хочу вас сейчас сильно путать, просто запомните пока аппликатуру каждого из 9ти аккордов - то есть какими пальцами их лучше прижимать и с какой струны их нужно играть. Это важно.
Следующий момент о котором также стоит упомянуть - это аккорды, в которых можно задевать лишние струны, и аккорды в которых это делать нежелательно. Сейчас поясню:
Например, когда мы играем боем Am, то можем случайно задеть 6ую струну - и это будет не страшно, потому что нота Е (Ми) на открытой шестой струне присутствует в этом аккорде и на других струнах.
То есть Ми на 6ой струне будет резонировать с другими нотами Ми аккорда Аm - а именно с Ми на 2ом ладу 4ой струны и с Ми на открытой 1ой струне.
Поэтому задевание 6ой струны не создаст лишней грязи, и так играть можно. Аккорд хоть и будет звучать как Am/E, но он всё-равно будет выполнять функцию аккорда Am.
Тоже самое и с аккордом "А" - при игре боем можно играть его вместе с 6ой струной. Потому что в нëм также присутствуют ноты Ми на 4ой и 1ой струне, которые будут резонировать с Ми на 6ой открытой струне.
В следующем аккорде "С" Ми на 6ой струне также совпадает с нотами Ми на 4ой и 1ой струне, поэтому этот аккорд тоже можно играть вместе с 6ой струной.
А вот в аккорде "D" если мы заденем 5ую струну, то ничего страшного не произойдёт - потому что нота Ля на 5ой открытой струне будет резонировать с нотой Ля на 2ом ладу 3ей струны.
Но если мы затронем в этом аккорде 6ую струну, то сразу появится грязь - потому что нота Ми на 6ой струне не будет резонировать ни с одной другой нотой аккорда "D", так как что в нëм нет ноты Ми.
Аналогично происходит и с "Dm", 5ую струну задевать можно, а 6ую нельзя - появится грязь
Со следующими 3мя аккордами: "G", "E" и "Em" вопросов не возникает, потому что они сразу используют все струны и играются с 6ой струны.
А вот в последнем аккорде "B7" задевать 6ую струну нежелательно - потому что в нëм также не будет совпадений по ноте "Ми" и появится грязь.
Я понимаю, что сейчас всё это прозвучало достаточно сложно, но не переживайте, просто запомните, что аккорды Am, A и C, играются с 5ой струны, но в них можно задевать 6ую. Аккорды G, E, Em сразу играются по всём струнах, так что здесь без вопросов. Аккорды D и Dm играются с 4ой струны, здесь можно цеплять 5ую, но 6ую ни в коем случае. И последний аккорд B7 играется с 5ой, 6ую задевать нельзя.
Понятно, что когда мы играем боем, то трудно не трогать лишние струны, но лучше сразу привыкать к этому, и заучивать аккорды правильно.
Как именно это тренировать я буду рассказывать в отдельной статье.
А сейчас пока нужно просто запомнить, какими пальцами мы зажимаем эти аккорды, с какого баса их играем, и какие струны при игре боем можно задевать, а какие создают грязь.
Да, и ещё один момент, пока просто запишите, а более детально об этом поговорим в другой статье.
Если название аккорда состоит просто из буквы, значит это обычный мажорный аккорд - например A, если из буквы + m, то это минорный аккорд, например Am, а если буква + 7 - значит перед Вами септаккорд, например B7.
Без паники, с теорией на сегодня закончили :))
Теперь, как я и обещал, расскажу секрет, как же нужно отрабатывать все эти аккорды :)
Первое и главное правило в отработке такое - чтобы выучить как следует любой аккорд, нужно научиться ставить его одновременно в одно движение и в подвижном темпе!
Сначала пробуйте играть медленно, постепенно повышая темп. Здесь очень важно приучить свои пальцы прижимать аккорд именно в одно движение - все сразу.
Если это пока не получается, то разбейте аккорд на маленькие части, то есть по отдельным пальцевым связкам, и тренируйте их таким образом:
Например, если аккорд "Am" сразу поставить не получается - то сначала потренируйте его только 2ым и 3им пальцем - прижимая и отпуская одновременно, потом 1ым и 3им и 2ым 1ым. А в конце уже полностью весь аккорд в одно движение.
В аккорде A также сначала отработайте 2ой и 3ий пальцы, потом 3ий 4ый, 2ой 4ый и полностью весь аккорд.
В аккорде С отработайте сначала 2ой и 3ий палец, потом уже оставшиеся связки: 3ий 1ый, 2ой и 1ый, и в конце уже весь аккорд.
Ну и по аналогии в D сначала 1ый и 2ой палец, потом 1ый 3ий, 2ой 3ий, и полностью аккорд целиком.
В Dm сначала 2ой и 4ый палец, потом 1ый и 4ый, 1ый 2ой и целиком.
Далее в G, если вы уж решились изучить самый оптимальный вариант аппликатуры этого аккорда, то сначала советую отработать 2ой и 3ий палец, потом 2ой 4ый, 3ий 4ый и в конце полный вариант.
С аккордом Е всё также, как и с Am, только выше на струнах. То есть сначала 2ой 3ий, потом 1ый 3ий, 1ый 2ой, и полностью. Хотя если Вы уже отработали по этой методике аккорд Am, то E будет получаться сразу.
Аккорд Em делить не нужно, так как тут задействованы только 2 пальца, поэтому тренируйте его всегда полностью.
Ну и последний аккорд B7 один из самых сложных в отработке, наравне с G. Здесь начните его учить таким образом: сначала 2ой и 3ий палец, потом 3ий 4ый, далее сразу 3 пальца: 2ой 3ий и 4ый, и в конце уже добавляем 1ый и играем целиком.
При тренировке играйте каждый аккорд большим пальцем P вниз, соблюдая при этом нужный бас, и не дергая лишние струны, если они не нужны - обо всëм этом уже говорили выше.
Да, ещё небольшой, но важный нюанс - когда мы прижимаем аккорды, где нужно ставить несколько пальцев на одном ладу, например: A, B7, Am и т. д. То самый нижний палец прижимает строго в правой части лада, тот что повыше, уже чуть левее, тот, что ещё выше, ещё левее. То есть получается небольшая лесенка.
Все пальцы зажимать в конце лада не имеет смысла, но и сильно влево уходить тоже не нужно - старайтесь самым верхним пальцем придерживаться середины лада. Надеюсь, понятно.
Что ж, вот я и поведал главный секрет отработки, помните про все правила, о которых я упомянул в данном ролике. Отрабатывайте аккорды не торопясь, но с верными движениями. Тогда прогресс не заставит себя долго ждать ;)
В следующей статье мы рассмотрим ещё одну наиважнейшую тему, связанную с базовыми аккордами. А именно поговорим о том, как же наиболее оптимально их соединять. Поэтому не пропустите!)
Да, кстати, если кто хочет записаться ко мне на индивидуальные занятие и более подробно разобрать какие-то свои гитарные вопросы, песни или пьесы, то пишите нам на WhatsApp +7-985-152-76-91.
Для благодарностей и поддержки :)
Сбербанк по номеру карты: 5469 3801 2658 3722
Сбербанк по номеру телефона: +7-985-152-76-91
На сегодня всё, спасибо за просмотр! Я надеюсь, что эта статья оказалось для вас полезной.
"И помните, каждый может научиться классно играть на гитаре, нужно только начать!" С Вами был Артём Талицкий, канал Artal School.