СВО, задуманная как стремительная чисто полицейская акция: навести порядок на территории, где местные власти ведут себя неправильно – пошла по иному пути. Пришлось напрягать силы, пересматривать концепции, обнаружилась масса недоработок, но в результате сложилось так, что в боксе называют клинчем: оба противника, измотанные, висят друг на друге, ожидая прилива сил.
Украинское наступление провалилось, скорее всего, шансов его повторить уже нет. Россия перехватывает инициативу, но точно так же пока не имеет достаточно сил, чтобы разгромить противника окончательно и показательно. На Западе открыто заговорили, что ситуация стала тупиковой. Значит, напрашивается вывод, пора начать говорить, но этого не случается. Как объяснить ситуацию?
Прусский военный теоретик генерал Карл фон Клаузевиц в своём труде «О войне» сформулировал постулат: «Война есть не что иное, как продолжение политики с привлечением иных средств», – то есть когда возникают противоречия, которые не сумели разрешить с помощью инструментов политических, вступает в силу то, что кардинал Ришелье назвал «последним доводом королей» – так было выгравировано на французских пушках во времена Тридцатилетней войны, а потом эту фразу полюбил Фридрих II и украсил ею свои орудия.
Но война – это сплетение множества интересов различных государств, не только тех, что сошлись в открытом поединке. Часто за спиной у одной из воюющих сторон стоит реальный зачинщик и получатель выгоды (но чужими руками). Такие столкновения называют гибридными.
Мастером гибридных войн была Британия: чтобы одолеть Наполеона, англичане столкнули Александра I и Бонапарта. А в ХХ веке, получив ощутимый удар во Вьетнаме, США стараются добиваться своих целей чужими руками.
Кто участвует в столкновении на Украине?
Запад. Прежде всего, Соединенные Штаты, использующие Евросоюз в качестве боевых зверьков – от немецких «леопардов», польских «орлов» до румынских отчаянных хомячков (с начала спецоперации эти «тихушники» отправили из Румынии на Украину более 500 «солдата удачи», правда, больше сотни уже полегло, ещё столько же поспешило вернуться). Но в целом Евросоюз безропотно следует в русле американской внешней политики, помогая и материально, и финансово, и живой силой.
США — главный выгодополучатель конфликта. США преследует цели:
• Ослабить Россию. При удаче – сменить политический режим. «Опустить» РФ до уровня второразрядного послушного государства.
• Возродить НАТО, превратить его в монолитный боевой блок, поскольку после наказания и обуздания России следующая – и реально грандиозная цель США – Китай, с которым в одиночку американцы не справятся.
• Полностью подчинить Европу. ЕС не должен быть конкурентом США, евро не должен конкурировать с долларом.
Украина имеет собственные цели, пересекающиеся и с американскими, и с европейскими, но идущими гораздо дальше:
· Показать состоятельность молодой украинской государственности.
· Разгромить и вывести из игры Россию, находясь при этом на полном западном обеспечении и «под зонтиком» американской системы безопасности, получая современное оружие и специалистов, перевооружая и обучая собственную армию.
· Войти в состав НАТО и ЕС. Стать особым партнером США, доказавшим и свою полезность, и силу.
Россия. Кремль отказывает Украине в самостоятельности, считая, что это искусственно созданное образование, состоящее из совершенно разных регионов, отличающихся и ментальностью, и образом жизни, и национальными амбициями, и отношением к России.
Кремль неоднократно заявлял, конфликт на Украине – это лишь часть глобального противостояния с Западом. Цели РФ:
• Стать равноправным мировым игроком. Заставить Запад уважать российскую зону влияния и интересы Москвы.
• На корню ликвидировать угрозу, исходящую от Украины. Насколько возможно продолжать декларировать денацификацию и демилитаризацию, будет зависеть от итогов СВО.
• Обеспечить контроль над Северным Причерноморьем. За эти земли Россия сражалась сотни лет и не по прихоти правителей, а потому что такова логика развития российского государства: там пересекаются экономические, политические и культурные интересы страны.
Каковы возможные итоги?
Ставки в игре высоки, но не равнозначны:
Для США конфликт на Украине – лишь очередное обострение противостояния с Москвой. Важное, но не главное. Главный враг США – Китай.
Для Украины ставки непомерно высоки. В случае поражения Украину ждет судьба «разменной монеты», американцы её спокойно «сдадут». Поэтому Зеленский и его окружение будут бороться до конца, иначе политическая (возможно, не только политическая) смерть.
Для Москвы это вызов, затрагивающий саму сущность государства, хотя при начале СВО Кремль не мог предполагать, что события повернутся именно так: очевидно, власть ожидала падения режима Зеленского, восторженную встречу освободителей, рушники, караваи, проклятия нацистам, сбившим с пути добрых людей. Когда всё пошло по-другому, выяснилось, что воевать особо и некому – генералы менялись, солдат недоставало, дело дошло до формирования особых частей из уголовников.
Именно поэтому власти так беспощадны ко всем инакомыслящим: в случае поражение Россия лишится роли мировой державы, вполне возможно, сменится верхушка власти, то есть для Кремля речь идёт о жизни и смерти, а эти бестолочи то про м..р кричат, то вобла им не нравится, то власти обличают, то парни в армию не рвутся, а уезжают! Поэтому у Белого дома пространство для маневра есть, а Кремлю отступать некуда.
Не понимаю, почему провластная агитация так примитивна – достаточно посмотреть на орущего патриота-миллионера с итальянской виллы Соловьёва, чтобы получить стойкое отвращение к подобной пропаганде. А остальные деятели СМИ разучились быть убедительными, клепая рекламу прокладок, памперсов и вкладов в банки.
Но очень важно: США и Россия, имея долгий опыт жесточайшего противостояния друг с другом, ведут игру по правилам, сознавая, что малейшая оплошность может привести к катастрофическому, неуправляемому процессу нарастания противостояния. Москва и Вашингтон прекрасно понимают, что прямой военный конфликт грозит обрушить мир в ядерную катастрофу. Они знают, что есть черта, за которой нужно искать компромисс.
Кстати, именно поэтому недоумок Шаман с «красной кнопкой» вызвал всеобщее раздражение – таким примитивным грешно быть, тем более патриоту, смертью не бравируют, особенно на сцене!
Что будет дальше
В выигрыше, по крайней мере, сейчас США. Они сумели хотя бы сколько-то ослабить Россию экономическими санкциями, вдохнули жизнь в НАТО и подчинили Европу.
Американцы крайне прагматичны. Для них конфликт на Украине – это бизнес-проект. И к президентским выборам в 2024 году Белый дом должен его переформатировать, чтобы он не портил репутацию Джо Байдена.
Киевский режим приближается к краю пропасти. Запад резко сократил помощь. На Западе все слышнее призывы к миру даже путем отказа Киева от потерянных территорий. Зеленский категорически против. Но его интересы могут разойтись с интересами Украины, и тогда появится другой лидер, а с Зеленским может быть что угодно – от отставки до авиакатастрофы.
Российская армия возвращает стратегическую инициативу и, вероятно, готовит крупную наступательную операцию. Россия выдержала санкции, разогнала оборонную промышленность и сохранила возможность восстановления добрых отношений с большинством стран мира. Все это – хороший задел для будущих переговоров.
Будут ли переговоры
Чтобы мирные переговоры состоялись, должны сойтись три условия:
• США должны убедиться, что дальнейшее развитие «проекта» прибыли не сулит, пора выходить и считать результаты.
• Украина должна понять, что силы подходят к концу, дальше призыв мальчишек и стариков, полный крах экономики и жизнь на подачки раздражённого запада, который сыт темнокожими мигрантами, а теперь ещё и украинские нахлебники.
• Понимание Россией, что необходимо соединить реальные военные успехи и поиски компромисса – полностью получить то, что провозглашено в феврале 22, просто нереально.
Когда эти три условия сойдутся, решит ситуация в окопах. Сейчас военные определяют позиции, на которых затем будут вести переговоры дипломаты. Очевидно лишь то, что горячая фаза конфликта не может длиться долго, слишком высоки издержки для всего мира.