Все интересующиеся оружием люди знают такие фамилии как: Калашников, Судаев, Симонов, Шпагин, Драгунов. Все это советские оружейники, создавшие немало образцов оружия, известных далеко за пределами России. И тут может возникнуть ложное ощущение, что появится такие люди могли только в стране с очень богатой и развитой оружейной школой. Но это не так.
Крымская война застала Россию в очень невыгодном положении. В армии имелись штуцеры (дульнозарядные крупнокалиберные винтовки, в основном, немецкого производства), но подразделения оснащенные ими, преимущественно, были сконцентрированы на западной границе, на случай конфликта с Австрией. Остальная же часть армии пользовалась гладкоствольными ружьями.
Британские и французские войска же были оснащены винтовками, что давало им колоссальное превосходство на русской пехотой в Крыму - противник мог совершить 2-3 залпа еще до того, как наши войска подойдут на дистанцию выстрела.
Вообще, отвлекаясь от темы, Крымская война должна была быть маленькой и победоносной против ослабленной на тот момент Турции, и Россия имела все шансы получить контроль над Босфором. Собственно, нежелание передавать контроль над входом в Черное море России и вынудило Францию и Британию вступить в войну.
Но это все вступление. Поражение в войне вынудило Россию в срочном порядке переходить на винтовки. И с 1856 по 1891 годы на вооружении армии успели принять аж 5 моделей казнозарядных винтовок: это винтовка Сильвестра Крнка (Австрия), 2 модели винтовки Хайрема Бердана (США), винтовка Йоганнеса Карле (Британия) ну и наконец одна единственная отечественная винтовка Николая Баранова и то, стоявшая только на вооружении флота.
Ну и вопрос: как так получилось, что в стране с богатейшей военной историей не нашлось специалистов, способных обеспечить ее современным вооружением?
Тут два важных момента:
Во-первых, в отличие от европейских стран оружейной школы, как таковой у нас тогда еще попросту не было. Т.е. нигде нельзя было научиться этому и не было специальных людей, чья работа заключалась бы в том, чтобы сидеть и изобретать, как эффективнее уничтожать противника.
Во-вторых, Россия тогда была целиком и полностью аграрной страной. Крупных промышленных предприятий, в чьих интересах было бы изобретение инноваций и их продвижение были единицы.
А как все происходило? Если какие-то военные инновации и появлялись, то изобретались они в инициативном порядке. Но ведь недостаточно просто изобрести что-то. Нужно иметь связи и знать кому показать свое изобретение, кому-то, кто сможет оценить его потенциал и продвинуть твою инициативу дальше.
Вот и получается, что единственные люди, которые могли бы развивать отечественную стрелковку - это офицеры, которые знают о проблемах армии. Достаточно сообразительные, чтобы без специального образования разработать что-то свое и с достаточными связями. Ну и, конечно, обладающие достаточным количеством свободного времени и желанием всем этим заниматься, прекрасно понимая, что есть немалая вероятность, что все их труды никого не заинтересуют и пропадут впустую.