В первой статье этого цикла мы разбирали, как росли доходы федерального бюджета в предыдущие 10 лет, и какие расходы заложены в бюджете на 2024-2026 гг. Краткое резюме такое: всплеск расходов ФБ произошел в 2020 и 2022 годах (рост превысил 25%), в 2024 году также планируется очень существенный рост расходов на 21%. При этом остался открытым вопрос, насколько повышенные расходы ФБ могут влиять на динамику ВВП?
Это часть 3 цикла статей про федеральный бюджет. Начало здесь.
Статистика последних 10 лет показывает, что взаимосвязь этих показателей есть, но она очень ограничена. Достаточно взглянуть на долю расходов в ВВП и сравнить с динамикой ВВП.
Выводы очевидны:
1) В период с 2016 по 2018 гг. доля бюджетных расходов в ВВП снижалась, при этом экономический рост ускорялся;
2) В 2020 и 2022 гг. мы наблюдали резкий рост бюджетных расходов, но при этом ВВП снижался. Однако в последующих 2021 и 2023 году можно было, наоборот, наблюдать положительную динамику экономического роста;
3) Таким образом, взаимосвязь слабая, но сильный рост бюджетный расходов может спровоцировать отложенный эффект: рост ВВП в следующем году (или смягчить падение в текущем году, вызванное внешним шоком).
Не менее интересен вопрос, как финансировать рост расходов. В нормальной ситуации рост расходов происходит одновременно с ростом доходов. Таким образом, увеличивающиеся траты покрываются за счет больших поступлений. Ситуации, когда расходы бюджета растут быстрее доходов, приводит к его дефициту. Дефицит бюджета можно покрыть за счет займов (внешних – у других стран, или внутренних – у населения и банков). Хроническое нарастание дефицита бюджета – это не очень хорошее явление.
Ниже представлены параметры: рост ВВП в %, рост расходов ФБ в % и дефицит ФБ в млрд. руб.
Мы видим следующее:
1) В годы, когда экономика находится в рецессии, дефицит бюджета как правило нарастает;
2) При этом увеличение роста дефицита бюджета происходит тем быстрее, чем быстрее растут расходы.
Таким образом, исторически рост расходов бюджета не подкреплялся адекватным ростом доходов, что приводило только к увеличению бюджетного дефицита.
На 2024 г. запланирована интересная картина: рост расходов (более чем на 20%) не должен привести к росту бюджетного дефицита, который остается на уровне 2023 года (примерно 1,6 трлн. рублей). В планах правительства рост расходов на 21% покрыть ростом доходов на 22%, оставив при этом бюджет дефицитным.
Интрига нарастает, ключевой вопрос, за счет чего можно достигнуть роста доходов ФБ на 22% при плановом росте цены на нефть всего на 12%? Разбираемся далее