Найти тему

"Занимательная история моды": древние евреи.

Добрый день, дорогие читатели,

Сегодня в рубрике "Занимательная история моды" мы рассмотрим костюм древних евреев.

Евреи в эпоху царя Соломона. Мужчина  в эфоде и арвийской повязке и женщина в многослойной одежде. Материал из сети.
Евреи в эпоху царя Соломона. Мужчина в эфоде и арвийской повязке и женщина в многослойной одежде. Материал из сети.

Известно, что примерно в начале II тысячилетия до н.э. племена евреев расселились в Ханаанской земле, куда их привел Авраам.

Ханаан или Земля обетованная - в библейские времена это территория к западу от северо-западной излучины Евфрата и от реки Иордан до Средиземного моря. Сейчас эта земля разделена между четырьмя государствами: Израилем,Сирией, Иорданией и Ливаном.
Ханаан. В древности Финикия тоже называлась Ханааном. Материал из сети.
Ханаан. В древности Финикия тоже называлась Ханааном. Материал из сети.

Позже потомки Авраама переселились в Египет, откуда их через несколько столетий вывел Моисей.

Одежда евреев имеет много общих черт с западно-азиатскими племенами (о костюме племени ааму можно прочесть здесь), кроме того на нее оказала влияние египетская мода. Так, например, у египтян евреи переняли набедренную повязку схенти и женскую рубаху, напоминающую калазирис (статьи о египетской моде можно прочесть здесь и здесь). Постепенно рубаха становится общим элементом мужского и женского гардероба. В качестве верхней одежды мужчины носили плащи или накидки.

Рубаха как элемент мужского гардероба евреев. Иллюстрация из издания Ф. Готтенрота.
Рубаха как элемент мужского гардероба евреев. Иллюстрация из издания Ф. Готтенрота.

В период правления царей Давида и Соломона костюм усложнился- поверх рубахи мужчины надевали цветное платье с коротким рукавом, края которого украшала бахрома или отделка в виде зубцов-"листьев". На талии повязывали широкий пояс. Материал, из которого изготавливался пояс, зависел от социального положения человека. Пояса простого народа были из войлока и кожи. Аристократы могли себе позволить пояс расшитый золотой нитью, украшенный драгоценными камнями и золотыми пряжками.

Одеяние с барромой и зубцами-"листьями". Фрагмент иллюстрации из издания Ф. Готтенрота.
Одеяние с барромой и зубцами-"листьями". Фрагмент иллюстрации из издания Ф. Готтенрота.

Незадолго до Вавилонского пленения (период с 597 по 539 гг. до н.э.) знатные евреи стали носить кафтаны и эфоды.

  • Кафтан с короткими рукавами сшивали по бокам. Спереди его полы на животе закрепляли застежкой или шнуровкой.
Кафтан знатного еврея. Фрагмент иллюстрации  из издания Ф. Готтенрота.
Кафтан знатного еврея. Фрагмент иллюстрации из издания Ф. Готтенрота.
  • Эфод (наплечник) чаще всего формировали из двух длинных (превышали человеческий рост) накидок прямоугольной формы. Их соединяли на плечах и верхний край передней накидки формировал складку, прикрывающую часть груди. Еще один вариант наплечника шили из двух коротких лоскутов прямоугольной формы. К каждому из четырех нижних углов токого эфода прикрепляли пурпурную или голубую кисть -цицес в память о Завете Моисея и его народа.
Эфод из двух длинных прямоугольных накидок. Фрагмент иллюстрации из издания Ф. Готтенрота
Эфод из двух длинных прямоугольных накидок. Фрагмент иллюстрации из издания Ф. Готтенрота

Эфод  из коротких прямоугольных лоскутов с кистями по нижним углам. Фрагмент  иллюстрации из издания Ф. Готтенрота.
Эфод из коротких прямоугольных лоскутов с кистями по нижним углам. Фрагмент иллюстрации из издания Ф. Готтенрота.

В период греческого и римского владычества евреи переняли греческую хламиду -плащ для верховой езды, и римскую пенулу.

Для царей традиционно использовались дорогие ткани - виссон (тончайший лён) и багряницу (ткань окрашенная очень дорогим сортом пурпура).

Наряд еврейского царя. Его голову венчает венец, а в  руках он держит посох. Фрагмент иллюстрации из издания Ф. Готтенрота.
Наряд еврейского царя. Его голову венчает венец, а в руках он держит посох. Фрагмент иллюстрации из издания Ф. Готтенрота.

Одеяние представителей религиозного культа состояло из длинной рубахи с разрезами на груди и спине. Ее стягивали на вороте шнурком. Рубаху подпоясывали шарфом, дважды обмотанным под грудью, концы которого перебрасывали на спину через левое плечо.

Первосвященник также облачался в пурпурные одежды без рукавов, подол которого обшивали золотыми колокольчиками. Поверх надевали эфод с голубыми и пурпурными узорами. Спереди на эфод крепили наперсник (нагрудник) с прямоугольным вырезом, где располагался золотой футляр с 12 драгоценными камнями по именам родов Израиля - урим и туммим. В футляре находились жребии, при помощи которых первосвященник узнавал волю Бога. Верхние углы урима и туммима крепили к плечевым пряжкам при помощи цепочек, а нижние лентами крепились к поясу, расшитому пурпурными и голубыми узорами.

Одеяние священнослужителя и первосвященника. Фрагмент иллюстрации из  издания Ф. Готтенрота.
Одеяние священнослужителя и первосвященника. Фрагмент иллюстрации из издания Ф. Готтенрота.

В древнейшие времена женский костюм отличался от мужского лишь качеством тканей. Выходя на улицу или отправляясь в путешествие женщины надевали накидку, которая покрывала спину и голову.

Еврейская женщина в накидке. Фрагмент иллюстрации из издания Ф. Готтенрота.
Еврейская женщина в накидке. Фрагмент иллюстрации из издания Ф. Готтенрота.

В эпоху царя Соломона знатные еврейки носили длинные рубашки с широкими рукавами, поверх которых надевали драпированное цветное платье с широкими, свисающими до земли рукавами. Завершал ансамбль кафтан с короткими рукавами или еще одно платье с очень широкими рукавами. На талии одеяние закреплялось широким поясом или цветным вытканным золотом шарфом.

Наряд знатной еврейки. Фрагмент иллюстрации из издания Ф. Готтенрота.
Наряд знатной еврейки. Фрагмент иллюстрации из издания Ф. Готтенрота.

Самые любимые оттенки аристократок - белый, пурпурный, голубой и т.п. Верхней одеждой служило покрывало темных оттенков, закрывающее фигуру женщины с ног до головы. Ее придерживали руками и у подбородка.

Женское покрывало -верхняя одежда еврейской женщины. Фрагмент иллюстрации из издания Ф. Готтенрота.
Женское покрывало -верхняя одежда еврейской женщины. Фрагмент иллюстрации из издания Ф. Готтенрота.

Еврейки, как и египтянки, с удовольствием использовали украшения: ножные и ручные браслеты, кольца и серги ( в носу и в ушах). Однако судить о формах украшений исследователям сложно в силу недостаточной информации. Мужчины не носили украшений, их главной гордостью была густая борода.

В дни траура следовало отказаться от ярких цветов в одежде и украшений. Можно было носить только одежду из грубой ткани, подпоясанную веревкой.

На голове женщины часто носили подобие чалмы. В греческий и римский период мужским головным убором стали шапки с кисточками. Кроме того, мужчины обматывали голову платком (см. первую иллюстрацию). Священнослужители использовали сетчатую повязку, поверх которой надевали высокий колпак и стягивали его шнурком. Общей обувью, вне зависимости от половой принадлежности, были сандалии. Ремешки женских сандалий могли быть цветными (желтыми или пурпурными), обувь украшали цепочками и блестками. Богатые евреи, кроме того, носили полусапожки. Простые люди ходили босиком, надевали деревянные башмаки и оборачивали ноги лоскутами кожи.

Спасибо за внимание к статье, надеюсь вам было интересно. В следующей статье нас ждет путешествие на Аравийский полуостров, чтобы познакомиться с одеяниями его обитателей.

Убедительная просьба во избежание удаления комментариев использовать нормативный русский язык, воздержаться от нецензурной и жаргонной лексики, оскорблений, флуда, разжиганий межнациональной/межрелигиозной розни т.п. Пожалуйста, будьте вежливы, соблюдайте общепринятые нормы общения.