Добрый день, дорогие читатели,
Сегодня в рубрике "Занимательная история моды" мы рассмотрим костюм древних евреев.
Известно, что примерно в начале II тысячилетия до н.э. племена евреев расселились в Ханаанской земле, куда их привел Авраам.
Ханаан или Земля обетованная - в библейские времена это территория к западу от северо-западной излучины Евфрата и от реки Иордан до Средиземного моря. Сейчас эта земля разделена между четырьмя государствами: Израилем,Сирией, Иорданией и Ливаном.
Позже потомки Авраама переселились в Египет, откуда их через несколько столетий вывел Моисей.
Одежда евреев имеет много общих черт с западно-азиатскими племенами (о костюме племени ааму можно прочесть здесь), кроме того на нее оказала влияние египетская мода. Так, например, у египтян евреи переняли набедренную повязку схенти и женскую рубаху, напоминающую калазирис (статьи о египетской моде можно прочесть здесь и здесь). Постепенно рубаха становится общим элементом мужского и женского гардероба. В качестве верхней одежды мужчины носили плащи или накидки.
В период правления царей Давида и Соломона костюм усложнился- поверх рубахи мужчины надевали цветное платье с коротким рукавом, края которого украшала бахрома или отделка в виде зубцов-"листьев". На талии повязывали широкий пояс. Материал, из которого изготавливался пояс, зависел от социального положения человека. Пояса простого народа были из войлока и кожи. Аристократы могли себе позволить пояс расшитый золотой нитью, украшенный драгоценными камнями и золотыми пряжками.
Незадолго до Вавилонского пленения (период с 597 по 539 гг. до н.э.) знатные евреи стали носить кафтаны и эфоды.
- Кафтан с короткими рукавами сшивали по бокам. Спереди его полы на животе закрепляли застежкой или шнуровкой.
- Эфод (наплечник) чаще всего формировали из двух длинных (превышали человеческий рост) накидок прямоугольной формы. Их соединяли на плечах и верхний край передней накидки формировал складку, прикрывающую часть груди. Еще один вариант наплечника шили из двух коротких лоскутов прямоугольной формы. К каждому из четырех нижних углов токого эфода прикрепляли пурпурную или голубую кисть -цицес в память о Завете Моисея и его народа.
В период греческого и римского владычества евреи переняли греческую хламиду -плащ для верховой езды, и римскую пенулу.
Для царей традиционно использовались дорогие ткани - виссон (тончайший лён) и багряницу (ткань окрашенная очень дорогим сортом пурпура).
Одеяние представителей религиозного культа состояло из длинной рубахи с разрезами на груди и спине. Ее стягивали на вороте шнурком. Рубаху подпоясывали шарфом, дважды обмотанным под грудью, концы которого перебрасывали на спину через левое плечо.
Первосвященник также облачался в пурпурные одежды без рукавов, подол которого обшивали золотыми колокольчиками. Поверх надевали эфод с голубыми и пурпурными узорами. Спереди на эфод крепили наперсник (нагрудник) с прямоугольным вырезом, где располагался золотой футляр с 12 драгоценными камнями по именам родов Израиля - урим и туммим. В футляре находились жребии, при помощи которых первосвященник узнавал волю Бога. Верхние углы урима и туммима крепили к плечевым пряжкам при помощи цепочек, а нижние лентами крепились к поясу, расшитому пурпурными и голубыми узорами.
В древнейшие времена женский костюм отличался от мужского лишь качеством тканей. Выходя на улицу или отправляясь в путешествие женщины надевали накидку, которая покрывала спину и голову.
В эпоху царя Соломона знатные еврейки носили длинные рубашки с широкими рукавами, поверх которых надевали драпированное цветное платье с широкими, свисающими до земли рукавами. Завершал ансамбль кафтан с короткими рукавами или еще одно платье с очень широкими рукавами. На талии одеяние закреплялось широким поясом или цветным вытканным золотом шарфом.
Самые любимые оттенки аристократок - белый, пурпурный, голубой и т.п. Верхней одеждой служило покрывало темных оттенков, закрывающее фигуру женщины с ног до головы. Ее придерживали руками и у подбородка.
Еврейки, как и египтянки, с удовольствием использовали украшения: ножные и ручные браслеты, кольца и серги ( в носу и в ушах). Однако судить о формах украшений исследователям сложно в силу недостаточной информации. Мужчины не носили украшений, их главной гордостью была густая борода.
В дни траура следовало отказаться от ярких цветов в одежде и украшений. Можно было носить только одежду из грубой ткани, подпоясанную веревкой.
На голове женщины часто носили подобие чалмы. В греческий и римский период мужским головным убором стали шапки с кисточками. Кроме того, мужчины обматывали голову платком (см. первую иллюстрацию). Священнослужители использовали сетчатую повязку, поверх которой надевали высокий колпак и стягивали его шнурком. Общей обувью, вне зависимости от половой принадлежности, были сандалии. Ремешки женских сандалий могли быть цветными (желтыми или пурпурными), обувь украшали цепочками и блестками. Богатые евреи, кроме того, носили полусапожки. Простые люди ходили босиком, надевали деревянные башмаки и оборачивали ноги лоскутами кожи.
Спасибо за внимание к статье, надеюсь вам было интересно. В следующей статье нас ждет путешествие на Аравийский полуостров, чтобы познакомиться с одеяниями его обитателей.
Убедительная просьба во избежание удаления комментариев использовать нормативный русский язык, воздержаться от нецензурной и жаргонной лексики, оскорблений, флуда, разжиганий межнациональной/межрелигиозной розни т.п. Пожалуйста, будьте вежливы, соблюдайте общепринятые нормы общения.