Найти тему
Всё о М.И.Ф.ах

PSP — Настоящая портативная консоль.

Технология компаний Sony никогда не стоит на месте, а наоборот демонстрирует самые крутые что ни на есть гаджеты. Особенно это касается игровых приставок PlayStation. Где-то в ноябре 2023 года была выпущена портативная консоль PlayStation Portal, которая по идее должна была стать частью эволюции переносных "игрушек". Однако всё оказалось совершенно иначе, даже разочаровывающе. Данная консоль является дополнительным игровым гаджетом для PlayStation 5. Все игры, которые можно поиграть на "большом и домашнем носителе", переносятся на PS Portal. И то по Wi-Fi, через функцию Remote Play, только при наличии адекватного расстояния между устройствами. Это значит, что новая портативная консоль по сути является простым джойстиком с экраном. И с ней невозможно никуда отправиться и поиграть. К тому же, последнее считается маловероятным из-за отсутствия игр в самом устройстве.

По такому случаю хочется вспомнить ту консоль, с которой действительно не удастся соскучиться и с ней можно расслабиться полноценно. Мало того, она в своё время не имела никаких проблем, связанных с подключением к интернету. Просто, потому что интернета не было от слова "вообще". А игротека, в свою очередь, была далеко не бедной. Итак, в данной статье речь пойдёт о переносной приставке компаний Sony — PlayStation Portable. Приятного чтения!

Для линейки PlayStation и компаний Sony в целом начало 2000-х годов считается тем временем, когда необходимо было сделать адекватный шаг по созданию необычных устройств. Было предложено сделать такую приставку, которую можно играть в любом месте, где захочется. Будь в автомобиле, в метро или вообще на веранде. Но при этом обойтись без телевизора. Такая идея понравилась представителям компаний Sony, и разработчики приступили к созданию портативной игровой консоли. Но только такой, чтобы продавалась во всех странах мира так же, как и PlayStation 1-ый и 2-ой. Каждый, кто прикладывал руку для появления того, что мы знаем сейчас, опасался повторить участь своего предыдущего шедевра относительно узкого рынка. Имеется в виду PocketStation — портативная консоль со встроенными мини-играми. Именно с неё и началась история появления последующих подобных приставок Sony. В большей степени PocketStation выполняла функцию модифицированной карты памяти для PlayStation 1. На неë можно было загружать сохранения игр. Также имелся жидкокристаллический экран, на котором показывалась время, дата, количество слотов сохранении и какие это сохранения именно. PocketStation была выпущена в Японии 23 января 1999 года. Она продавалась по всему региону и стала очень популярной. Sony планировали выпустить устройство за пределами Японии, но этого так и не произошло. Несмотря на это, было продано более 5 миллионов экземпляров.

С точки зрения рыночной деятельности происходила буквально консольная война, яркими участниками которой являются Sony и Nintendo, как крупные бренды в игровой индустрий. Первая обгоняла дважды благодаря PS1 и PS2. Nintendo сохранила первенство лишь на одном рынке — среди портативных консолей.

В 2003 году на пресс-конференции выставки Electronic Entertainment Expo (E3) председатель и главный исполнительный директор Sony Computer Entertainment Кэн Кутараги (он же «отец PlayStation») анонсировал 1-ую портативную консоль семейства PlayStation, которая получила своё название PlayStation Portable, сокращенно PSP. Хотя сам внешний вид не был показан, но зато Кутараги изложил технические характеристики новой на тот момент системы. Например, эту консоль можно использовать в качестве аудиоплеера, закачав туда треки в формате WAV и MP3; смотреть MP4-фильмы; а также хранить изображения. Единственное, что было продемонстрировано публике — оптический накопитель Universal Media Disc (он же UMD). Диаметр такого диска составляет 6 см (практически в 2 раза меньше обыкновенного), а размер памяти — до 1.8 ГБ.

В своё время, кроме игр, на эти диски записывались фильмы. Но такой эксклюзив продавался лишь на территории Америки, и то [возможно] с ограниченным тиражом.
В своё время, кроме игр, на эти диски записывались фильмы. Но такой эксклюзив продавался лишь на территории Америки, и то [возможно] с ограниченным тиражом.

Правда, каким-то образом геймеры увидели концептуальные изображения PSP, где, глядя на внешний вид консоли, кнопки являются плоскими, отсутствуют кнопки L и R. Разработчики убеждали, что это пока всего лишь видение, а не финальный внешний вид, но всё равно у геймеров возникло беспокойство. Потом, опасения улетучились после того, как в 2004 году, на пресс-конференции выставки E3 была продемонстрирована портативная приставка PSP с теми самыми выпуклыми кнопками и мини-джойстиком рядом со стрелками. Помимо "живого" представления, было проанонсирована дополнительная информация о системе и её аксессуарах. Например, в первом случае можно через эту приставку выходить в интернет при помощи встроенного Wi-Fi (даже скачать файлы оттуда); использовать радиоприёмник и играть с другом по локальной сети. Во втором случае — возможно подключить наушники, камеру, микрофон, полноценный динамик или провод, позволяющий передать изображение и звук в телевизор. А еще на пресс-конференции было показано несколько демо-версии игр.

Один из концепт-артов
Один из концепт-артов

Таким образом, в декабре 2004 1-ые партии успешно поступили в продажу в Японии. При этом стоит отметить, что на тот момент с PSP конкурировали различные консоли Nintendo, представители которых пытались сделать всё возможное, чтобы продажи у них были высокими. Но Sony всё-таки одержала верх, ведь PSP стала настоящей революцией в портативном гейминге.

-4

С 2005 года портативные консоли стали распространяться на рынках других стран:

  • В марте 2005 года — США и Бразилия;
  • В мае — Корея;
  • В августе — Франция;
  • В сентябре — Австралия;
  • В октябре — Россия;
  • В январе 2006 — Гонконг;
  • В феврале — Китай;
  • В июне — Тайвань.

Компания Sony стремилась перенести игровой опыт с домашних стационарных консолей в портативный формат: не выпускать простенькие игры для портативки, а разрабатывать полноценные AAA-тайтлы, которые уместно смотрелись бы и на "большой" консоли. А согласно техническим характеристикам, графика на PlayStation Portable доходила до уровня PlayStation 2. Поэтому, у разработчиков не было никаких трудностей разрабатывать игры на обе консоли, хотя в определённый момент выходили и те, геймплей которых сильно отличался от "большой" приставки. На то были разные причины.

Сравнение графики игры между версиями PSP и PS2
Сравнение графики игры между версиями PSP и PS2

Как бы там ни было, список состоял из более 200 игр. Среди них есть серия «GTA». Она пользовалась большим спросом. Некоторые из частей были разработаны на основе оригинальных предшественников PS1, другие представляют собой спин-офф 3-ей части «GTA» и «...Vice City». Также выходили и другие серии, такие как: «Tekken»; «Need For Speed»; «Tomb Rider»; «God of War»; «FIFA»; «NBA»; «Spider-Man»; «Star Wars»; игры в стиле LEGO... Иными словами — скучать не придётся.

Интересный факт.
Дизайнер Тейю Гото раскрыл значение символов на джойстике PS. Треугольник обозначает точку обзора (либо голова, либо направление взгляда); Квадрат — лист бумаги (меню или документы); Круг — "Да"; Крестик — "Нет".

Из-за предложений по выпуску крупнобюджетных проектов цены на игры были немалыми, что вызывали у некоторых покупателей резкие возражения. Другие наоборот покупали без проблем. В случае с рынком в России, игры продавались приблизительно от 1500 до 2000 рублей. Бывали и скидки, которые позволяли купить в районе 900—999 рублей (фактически 1000). Это сейчас цены являются не такими уж большими, а в то время, когда продавались вместе с самими приставками, — можно отнестись к 50 на 50.

Примечание.
Данный анализ, что был изложен выше, основан на собственном опыте!

Как и [практически] все приставки поколения PlayStation, PSP никогда не обходилась без карты памяти. Для неё был придуман особый флеш-носитель — Memory Stick Pro Duo. Если поначалу он выполнял функцию только хранить видео, аудио и файлы сохранённых игр, то в дальнейшем появилась возможность закачать игры, минуя проблем с приобретением UMD-дисков. Говоря о последнем, в первое время не обошлось без экспериментов: есть мнение, что некоторые геймеры-программисты неоднократно пытались изучить программные коды и характеристики, чтобы сконвертировать и сделать корректный запуск без носителя (грубо говоря, сделать "взлом"). Сначала это были так называемые "подписанные игры", в которых были удалены кат-сцены и музыка. И такие подобные вещи имели формат EBOOT.PBP. Затем, они обрели полноценный ISO-файл, где содержится всё содержимое без всяких изменений. Параллельно с этим шел эксперимент по конвертированию PS1-игр. Те стали иметь EBOOT-формат.

Не стоит забывать, что в карте памяти необходимо иметь специальное приложение или плагин, позволяющий прошить приставку. Только при таком случае можно играть в игры не только с диском, но и без неё. А если хочется поиграть в игры других консолей (Nintendo, SEGA, Dendy и т.д.), то тут нужны эмуляторы. В них имеется папка, куда можно перекинуть определённые игры.

Карта памяти для PSP
Карта памяти для PSP

В последующие годы PSP перевыпускалась с небольшими изменениями. Черты отличия ярко заключались во внешности самой приставки. Например, самая 1-ая версия (PSP 1000) имела толстый корпус — 23 миллиметра. А вес составлял почти 300 грамм. Из-за этого геймеры дали прозвище FAT. В 2007 году была выпущена PSP slim & lite, или же 2000. Она легче почти на треть (200 грамм против 300) и тоньше на 19%. А ещё удвоили оперативную память — 64 мегабайта против 32 в FAT. Это повлияло на скорость загрузок и уменшило нагрузку на UMD-привод.

Кстати, в России как раз большее распространение получила именно PSP 2000, так как взлому поддавалась легче других версий.

В 2008 году на рынке стала продаваться PSP-3000 (или Bright). Новшествами она выделяется контрастным и насыщенным экраном (поскольку игроки долго жаловались на то, что на улице изображение на экране становится трудно различить, а в Bright эта проблема более-менее решилась), а также редизайном клавиш: теперь Home (вместо слова уже символ PlayStation), Select и Start стали овальными, а в предыдущей версии — полукруглыми.

Год спустя вышла новая модель под названием PSP Go, которая отличалась своей внешностью: корпус переделан в формат слайдера. Все игровые кнопки, кроме боковых L и R, теперь располагались не сбоку от экрана, а под ним. Возможность складывать приставку позволяет удобно смотреть фильмы или слушать музыку. Но это немного другая история.

Последней официальной моделью была PSP Street (PSP-E1000), которая поступила в продажу в 2011 году, когда прошел анонс самой новой консоли PSVita — на Gamescom 2011. Компания Sony вернулась к стандартному дизайну и слегка осовременила консоль: матовое покрытие корпуса в духе PS3 и сенсорные кнопки под экраном. Но в отличии от всех своих предшественников PSP Street не поддерживала Wi-Fi, микрофон был убран, а из 2-х стереодинамиков оставили лишь 1.

Фактически говоря, последующие поколения PSP в некоторой степени не отличались друг от друга, за исключением внешности корпуса и его цвета. Конечно, были и новшества, и упрощения, но они не так сильно бросались в глаза.

Что хочется сказать в итоге? Поддержка портативной консоли PSP прекратилась после того, как вышла PSVita. Одни игроки просто напросто забыли про неё, а другие напротив — продолжают играть и по сей день. Это происходит потому, что такая приставка имела, имеет и будет иметь превосходства в сравнений с какими-либо другими игровыми консолями, включая PlayStation Portal, которая действует за счет интернета и передачи данных с домашней моделью Sony PlayStation. Кроме того, и сейчас нет проблем приобрести PSP вместе с играми и аксессуарами в интернет-магазине. Понятно, что такая вещь является единственным успехом на рынке портативных приставок для компании Sony, но хотя бы осталась возможность получать удовольствие. И это Замечательно!

-8

P.S. Если у кого-то из вас где-нибудь залежалась PSP, потратьте свободное время на то, чтобы её достать, включить и поностальгировать. Как правило, ретро всегда в моде!

Sony PlayStation
2576 интересуются