Найти тему
Ф|Б

Философии логического атомизма Рассела. Ч.1 Факты и пропозиции

Когда видищь словосочетание "философия логического атомизма", первое, что приходит на ум - это древнегреческий атомизм. Но в отличие от атома - мельчайшей, неделимой частицы мира (речь не о виде элементарных частицах в физике, а о натурфилософском понятии конечного и неделимого), Рассел вводит понятие атомарного факта и атомарной пропозиции (атомарного суждения). Атомарный факт он определяет, как мельчайшее и неделимое обстоятельство в мире, которое может быть выражено соответствующей атомарной пропозицией. Таким образом, атомарный факт выступает как нечто действительное, сущность чего, однако, неразрывно связана с атомарной пропозицией. Факт - это то, что существует в мире, и он не может быть истинным или ложным, он просто есть. Высказывание же (пропозиция) является чем-то, в общем, независимым от факта и может быть истинным или ложным, и факт делает его таковым. Атомарной пропозицией, Рассел называет пропозицию, которая выражает атомарный факт - действительное обстоятельство о конкретной, непосредственно данной индивидуальной сущности (индивиде) или сущностях (индивидах). Индивид выражается в языке именем нарицательным или собственным, указывающим на конкретный, непосредственно данный предмет, а обстоятельство - каким либо качеством или отношением (например, "эта раза - красная", "это - белое" или "это находится посередине между этим и тем"). Далее, из атомарных пропозиций могут быть получены более сложные пропозиции, и Рассел указывает на два различных способа и два вида таких пропозиций. Первые называются молекулярными пропозициями и получаются путем соединения атомарных пропозиций с помощью логических слов-связок, таких как "и", "или", "если, то" и др. Второй тип пропозиций, получается путем добавления к атомарным пропозициям одного или более глаголов, выражающих: убеждение, желание, волеизъявление и т. п. (например, "Я убежден, что этот стол деревянный"). Рассел отрицает существование молекулярных фактов, но полагает существующими, помимо атомарных, отрицательные факты (например, "это - не белое") и факты связанные с убеждением и т. п. По его мнению, факты, выражающие убеждение и т. п., являются непространственными видами фактов. Другими словами, они являются некими ментальными фактами, не имеющими аналогов в пространстве.

Хочется заметить, что фраза "это - белое" и др., на мой взгляд, не то чтобы выражает факт бытия, но скорее тяготеет к нему, как нечто наиболее подходящее к описанию того, что мы воспринимаем. Поэтому выраженный в языке факт "это - белое" и т. п. всегда остается, в какой-то степени, невыраженным полностью (конечно, если это факт, а не случайная конструкция из слов, например, фраза "это утверждение ложно" в парадоксе лжеца). Факты же выразимые полностью, я бы отнёс к достоверным, что требовало бы самоочевидности или некой предварительной договорённости, например, мы говорим "пусть, это - белое, тогда вот это - не белое". В том, что одно отлично от другого, все-же, имеется некая неточность, однако, в данном случае пропозиция "это - не белое" выражает нечто, в большей степени достоверное, чем пропозиция "это - белое".

Существование отрицательных фактов, которое доказывал Рассел, читая курс лекций в Гарварде, почти вызвало бунт в аудитории. Один из слушателей м-р Демос впоследствии написал статью в Mind, объясняющую, почему отрицательных фактов не существует. Рассел признает доводы Демоса лучшими из тех, что ему доводилось рассматривать, и что вопрос труден, однако, остается верен своим взглядам, доводы, в пользу которых считает не менее убедительными.

Кроме отрицательных и атомарных фактов, Рассел говорит о необходимости наличия общих фактов и фактов существования. Он указывает, что помимо всех общих пропозиций, которые могут быть получены посредством вывода, должны существовать невыводимые общие пропозиции, истинность которых, очевидно, должна вытекать из общих фактов. Потому, что ни одна общая пропозиция не может быть выведена только из частных пропозицией. В то же время, он считает, что анализ общих фактов является исключительно трудным и неизученным вопросом.

На основе такой онтологии Рассел пытается создать идеальный логический язык, как инструмент познания мира. Результатом этих усилий становится написанный совместно с Альбертом Уайтхедом фундаментальный труд Principia Mathematica, являющийся одной из самых влиятельных работ в области логики и философии математики. Рассел не раз упоминает о том, что огромное количество ошибочной философии возникает из-за неправильного употребления слов и не верного понимания их смысла. Философию логического атомизма, он обозначает, как тесно связанную с объяснением идей его друга и бывшего ученика Людвига Витгенштейна.

Присоединяйтесь к группе в телеграм:

Продолжение в статье:

Для поддержки развития канала, ставьте лайки, делайте комментарии, и не забудьте подписаться.

Источники:

Рассел Б. Философия логического атомизма. - Томск: Издательство "Водолей", 1999. - 192 с.