[1937 г.] Февраль 4. Прощаюсь с милыми хозяевами, к которым буквально зашёл "на чашку чая", лечу на Московский вокзал и через носильщика в течение получаса беру билет на скорый № 27 с доплатой всего 1 р. 70 к.
На трамвае к Адмиралтейству. Вновь прохожу по набережной 9 Января, любуясь дворцами при дневном освещении, по Кировскому мосту перехожу на Петроградскую сторону и прежде всего захожу в домик Петра I, состоящий всего из трёх комнат, первое здание Ленинграда, заботливо защищаемое футляром от непогоды.
В домике - стол, за которым работал Пётр, сделанное им собственноручно кресло, рядом лодка, на которой он ездил по Неве. около домика - громадное красивое здание - институт по изучению мозга им. Бехтерева - бывш. дворец Николая Николаевича.
В нескольких шагах ставший историческим особняк Ксешинской, а ещё дальше - красавица - мечеть - грандиозное здание с двумя тонкими высокими минаретами, вонзающимися в небо.
С задней площадки трамвая осматриваю здание Кировского проспекта (бывш. улица Красных зорь, бывш. Каменноостровский проспект), главной улицы Петроградского района, этой "новой" части Ленинграда с 4-5 этажными серыми массивными домами буржуазного типа.
Мост через Карповку, мост через Малую Невку, мост через большую Невку... Трамвай несётся по новой, а потом по Старой деревне, среди двухэтажных деревянных домов, за которыми виднеется опушка леса.
В Старой Деревне высаживаюсь. Прохожу поперёк через Елагин остров - парк культуры и отдыха - сейчас почти безлюдный (редкие лыжники).
Снова на трамвае - ул. Большая Зеленина, Розы Люксембург, Горького (бывш. Кронверкский проспект), те же массивные серые здания, что и по Кировскому проспекту.
Мост через Кронверкский пролив ведёт в Петропавловскую крепость. Старинные каменные стены, одноэтажные домики. Петропавловский собор с грандиозным шпилем, достигающим 123 м высоты (самое высокое здание в СССР).
Внутри собора - могилы царей: беломраморные надгробья с коронами, под которыми в каменных склепах - свинцовые гроба с тем, что осталось от царей. Справа перед алтарём императоры от Петра I до Екатерины II, слева последующие до Николая I.
Ближе к выходу среди некоронованных лиц - 2 роскошных надгробья, резко отличающихся от остальных зелёное из яшмы Александра II и красное из орлеца - его жены. И здесь же последняя коронованная могила Александра III.
Под лестницей плита на месте погребения сына Петра - Алексея.
Напротив - монетный двор (архитектор Воронихин), где и сейчас чеканится мелкая медная и серебряная монета.
Присоединяюсь к группе и вместе с ней подробно осматриваю Трубецкой бастион, заместивший при Александре II Алексеевский равелин.
Каменная камера-одиночка с железной кроватью, высоким окном с двумя железными решётками, да ещё третьей мелко петлистой от птиц.
Макет заключённого, макет части коридора с надзирателями. Внизу - тёмный жуткий карцер. Не один заключённый покончил здесь жизнь самоубийством, а революционерка Ветрова сожглась.
Вот камера, в которой сидел Николай Морозов, здесь - Максим Горький, Фроленко, Вера Фигнер и др.
Пятиугольный двор для прогулок, баня... Уходим, полные впечатлений... Кстати, первый боевой выстрел Петропавловская крепость дала в октябрьские дни по Зимнему дворцу.
На трамвае по ул. Горького мимо Народного дома и зоосада, по пр. Добролюбова, через Пучков мост на Васильевский остров. Высаживаюсь на проспекте Пролетарской победы...
На Васильевском, по крайней мере в центре его, меньше дворцов и больше жилых домов и магазинов...
Пешком по набережной лейтенанта Шмидта к мосту его имени. Перейдя мост, по уже знакомым улицам подхожу к Исаакиевскому собору (архитектор Монферан, высота 100 метров).
По витой каменной лестнице быстро набираю высоту и выхожу на первую крышу. Витая железная лестница, прилепившаяся к боку купола под открытым небом... От постоянного вращения немного кружится голова и с радостью попадаю в крытое помещение.
Ещё вращение и я на балконе, окружающем шпиль. У ног весь Ленинград, теряющийся на окраинах в туманной мгле. на западе маячит ровная замёрзшая гладь - языки Финского залива., ближе - Васильеостровский район, под ногами - пл. Декабристов, Адмиралтейство, дворцы, к востоку - море четырёхугольных домов-колодцев с дворцами посредине, прорезаемые радиусами проспекта 25 Октября, ул. Дзержинского, проспектом Майорова (бывш. Вознесенским).
На северо-востоке - Казанский собор, Русский музей, Летний сад и ещё какие-то выделяющиеся, но мне неизвестные массивы зданий и церквей.
Народу на площадке битком набито, приходится не ходить, а протискиваться, и это несколько портит удовольствие. Внутри - антирелигиозный музей с установкой Фуко.
Грандиозные колонны облицованы розовым мрамором, стены - зелёным, высь купола оставляет могучее впечатление.
Обед в "Восточном буфете" - суп харчо из баранины, шашлык с лимоном, луком (целым ворохом!) и маслинами.
Добегаю до Русского музея - одного из красивейших зданий города, радующего взор мягкостью линий и нежностью белого и жёлтого цветов (бывш. Михайловский дворец, архитектор Росси). Пора на вокзал. Тем более жаль, что открыта выставка картин Репина.
В 18-40 поезд трогается. Такое же купе, как и в "Красной стреле", только нет электро-ламп на столике, берут 5 руб. за постель, да поезд идёт дольше на 4 часа.
Право же, за всё это не стоит переплачивать 35 рублей... В купе со мной молодожёны, да добродушный рабочий-железнодорожник. Выпиваю ситро и засыпаю, полный калейдоскопических, но ярких впечатлений о Ленинграде.
Продолжение следует