Сказ о том, как мы с супругом спорили о русской идентичности.
Разделять нацию можно по разным признакам. В том числе и кулинарным. Страна ведь у нас ого-го какая! В каждом уголке едят по-своему.
А, ну-ка:
- окрошка с квасом или окрошка с кефиром? Или, может, у вас окрошку не едят вообще?
- шаурма или шаверма?
- драники или барабольники?
- а из щавля - зелёный борщ, или зелёные щи?
- вообще, борщ или щи?
Вот о последнем я и хочу поговорить. Не о том, является ли борщ исконно украинским, или и тут кацапы украли и себе присвоили. А об условной линии на географической карте, где слово "борщи" теряет первые три буквы и превращается в "щи".
Сказочные щи
О том, что такое щи, я знала с детства. Чай, сказки-то читала. И герои ели, помимо краюхи хлеба, блины, пироги, кашу да щи. Я даже знала, что щи бывают кислые и что туда кладут капусту. Но в целом это было нечто на сказочном языке, где-то между кисельными берегами и колобком, потому что в настоящей жизни я щи не видела ни разу.
Из первых блюд дома были борщ и разные супы.
В нашем регионе щи не едят. Вообще. Я не встречали на одну семью, где варили бы щи.
Про нашу землю в свете текущих событий:
Ни разу ни в одной столовой они не попадались в меню, так и оставаясь кулинарной загадкой наряду с таинственными "калитками" (как можно есть то, что по сути своей - дверь в заборе?), или тонкой разницей между ухой и рыбным супом. Ну или почему это вдруг "шашлык женских рук не терпит", если дома на сковородке тоже мясо женщина прекрасно может пожарить?
Так и жила бы я себе на свете, не задумываясь о щах, пока однажды бабушка не начала рассказывать, как она поехала в Рыбинск учиться. Там жила её тётя (собственно, потому имено Рыбинск, а не, скажем, Воронеж).
Бабушка рассказывала, как она, сельская девчонка, удивлялась огромной огромной реке Волге, как боялась в первый раз переправляться на пароме. И как встретила её тётя обедом:
- Не суп, не борщ, а серые щи. Да ещё и богатые - с мясом. Мы-то мясо видели только когда поросёнка кололи...
- Какие-какие щи?
- Серые. Из больших капустных листов, только мелко нарубленых и квашеных. Ты себе в детстве панамки из таких делала, помнишь?
Конечно, помнила. Но не это интриговали, а те самые щи из сказок:
- А вкусно было?
- Конечно. Но тогда, если честно, я такая голодная приехала! Как в Москве на вокзале пирожок съела, так до самого Рыбинска и сидела в вагоне - чемодан караулила. Так что, я бы и у Полкана косточку ела и хвалила бы. А вообще, конечно, вкус не наш. Не знакомый. Привыкать пришлось. Но потом по две тарелки в столовой брала в день стипендии.
И у тёти на печи обычно мне оставляли в чугунке, чтоб не стыли. Все-то на заводе работали, посменно.
- А на что похож вкус?
- Ну, как сказать. И не знаю даже. Щи - это щи. Не борщ, не суп, не рассольник.
- Кислые? - Этот эпитет с детства не давал покоя.
- А от капусты зависит. Если перекисла, то кислые. Если свежая, то не очень.
Разговор это состоялся, наверное, лет двадцать-двадцать пять назад. И после него я так и жила с борщом и супом, встречаясь со щами только на страницах книг.
Пока недавно мы с мужем не начали снова спорить о чём-то. Ну, как о чём-то... О чём могут дискутировать муж с женой, когда ребёнок спит, время к полуночи, а пицца и пиво подходят к концу? Конечно же, о судьбах мира. О стране. О смысле жизни.
В нашей семье главный Ымперец - это я. Как и главный мыслитель (или размышлятель). И автор рубрики "бесполезные факты, живи теперь с ними и ты".
Предыдущая статья на канале:
Как мы от пиццы перешли к в беседе к расстегаям, я не помню. Но следом за расстегаями мы стали рассуждать о русской кухне в целом. Заговорили о блюдах, которые представляют нацию на международном поле.
И как тут было не посмеяться над зарубежной экранизацией, где Онегина в гостях у Лариных потчуют борщом.
- Ладно, если уж они не в курсе, что его бы в то время скорее каким-нибудь консоме угостили, то хоть бы щи поставили. Это ж широта Питера примерно! - поднял палец муж.
- Ну, да, тем более, что борщ - это вообще украинская кухня...
- А вот тут ты не права! Ростов и Кубань - это тоже борщевые провинции.
- Ну да, но население-то смешивалось. Вот в Москве борщ стали есть только в двадцатом веке, я знаю.
- А в Воронеже борщ едят! И всегда ели. Что сильно с ними в XIX веке населением обменивались?
- А вот, а вот в Волгограде тоже борщ!
- Правильно, потому что это юг. На севере - щи, на юге - борщ. Всё русское. И щи, и борщ. Где помидоров не было - там щи.
Аргументы закончились. Я задумалась. О! Эврика!
- Нет! Смотри, щи - это русское национальное. Щи - это вклад в культуру: "щи да каша - пища наша", "лаптем щи хлебать", "профессор кислых щей." А ну, давай-ка мне пример крылатого выражения про борщ?
- "Борщ без сала - это не борщ"
- А ещё?
- Ээээ....
- Съел? Нету у борща вклада в русскую культуру. Всё! Вычеркиваем!
- Что, обострение империализЬма? - Муж смеялся.
- Возможно.
- И варить теперь борщ не будешь?
- Почему это? Буду. Суп-пюре же мы едим. И пастуший пирог. И, вон, пиццу сейчас лопаем.
Но что-то меня зацепило... Вчера я специально полезла искать крылатые выражения про борщ. И нашла. С пометками "русская поговорка", "украинская поговорка". На одну украинскую пять русских. Что-то и ридной неньке он немного дал в плане культуры...
Полезла читать историю борща. И щей. И рецепты...
И вот. Сегодня впервые в жизни я на стол поставила щи. И съела. Вечером буду кормить мужа.
Как думаете, если достать расписную миску и подать с поклоном, приговаривая:
- Откушай, супруг мой любезный, что Бог послал, - это уже перебор? Или "шалость удалась?"
P.S. Варила по рецепту без томатной пасты для большей аутентичности. Оказалось неожиданно вкусно. Немного напоминает рассольник. И немного борщ (борщ на квашеной капусте тоже варят). В общем, одобряю. В меню включаю.
Следующая хронологически статья:
А вы? Что едите? Борщ или щи? Может, составим карту "Щи-борщевые ареалы России"? Тогда пишите в комментариях регион и указывайте "щи", "борщ" или "и то, и другое".