Найти тему
Твой Информ

Правильная история Кызыла и Тувы: Бабку В Шляпке осенило!

Оглавление
Правильный подход к городу. Двухэтажный дом построен в 1953 году, трёхэтажный – в 1962 году. Эти дома и сейчас хорошо выглядят. На этом участке улицы Гагарина, которая раньше назвалась Элезин, деревья пока не вырубили. Это – просто красивый образец старого города
Правильный подход к городу. Двухэтажный дом построен в 1953 году, трёхэтажный – в 1962 году. Эти дома и сейчас хорошо выглядят. На этом участке улицы Гагарина, которая раньше назвалась Элезин, деревья пока не вырубили. Это – просто красивый образец старого города

Привет, девочки! (То есть мальчики, конечно, тоже. Больше того, говорить-то мы будем больше о «мальчиковых» делах, но девочки, любого возраста, чаще пишут, звонят и заходят в редакцию, так что с ними общаемся чаще) Так вот, девочки, тут меня недавно осенило! С вашей помощью, конечно, осенило: это же вы рассказывали об истории Кызыла. А я поняла, почему историю у нас не слишком любят!

История – для людей!

Вспомните любой учебник истории или монографию. О чем там говорят? Во-первых, о разных героях. Например, о шестидесяти богатырях, Субедее или об Амыр-Санаа. Что-то сомнительное, что-то полумиф. А про битвы и подвиги часто рассказывают подросткам, чтобы заинтересовать их историей. Да только не всегда получается. Может быть, и им было бы интересно знать, как жили их ровесники в прошлые годы, какую одежду носили, какую музыку слушали?

Ещё пишут о «разборках» разных партий и движений. Ну, это тоже кому-то интересно – вечером посидеть с книгой или газетой, если нет других дел.

Вот! Почувствовали главное слово?! «Если нет других дел». Задумайтесь на минутку, что нам больше интересно: какие-то споры, разногласия или согласия в высоких кабинетах, или наша собственная жизнь? Жизнь, в которой надо сходить в магазин, купить продукты, найти хорошую работу, приобрести новый халат (фартук, кухонные полотенца) взамен износившегося…

В учебниках истории будет драматический рассказ о создании письменности, о произведениях искусства, о съездах партии… А о вкуснейшем чербинском хлебе будет? А ведь многие кызыльчане, возвращаясь из-за Саян, специально делали крюк, чтобы купить этот хлеб.

В общем, уже понятно, что мы сейчас будем вспоминать, как жили, где работали и что покупали простые люди. Такие, как вы и я. Такие, как наши мамы и бабушки, как наши соседи и друзья.

Сразу скажу, на фоне нынешней жизни, та, настоящая, жизнь может показаться странной. Или это она сейчас странная?

Пимокатный цех (историческая фотография)
Пимокатный цех (историческая фотография)

Многое начиналось в Кызыле

Начнём с истории Кызыла. Не только потому, что мы в нем живём, а потому, что с него начинались изменения. Жизнь простых животноводов вот прямо с самого начала ТНР менялась мало. Постепенно, не сразу появлялись колхозы-совхозы, молокозаводы и прочее. В Кызыле все шло более динамично.

Хотя тоже не сразу! Вот начали строить город в 1914 году. Ну как, начали? Пока заготавливали материалы, то да сё, вот уже и зима. Большинство чиновников жили за Саянами, а здесь бывали наездами. Пока немного строили, раскачивались, тут тебе и революция, и Гражданская война. Тува тогда ведь не была частью России. Но на её территории белые и красные сражались. И в ходе Белоцарского боя почти весь город сгорел.

О нем почти и забыли. Создание ТНР, первая Конституция – это ведь не в Кызыле было. А потом члены партии и правительства собирались в Туране – все-таки обжитые места.

Только в 1922 году город стал понемногу восстанавливаться, построили школу и больницу. В конце 20-х годов при помощи Советского Союза разворачивается более серьёзное строительство. В начала 30-х годов было уже четыре улицы: Ленина, Красных Партизан, Кравченко и Щетинкина, Ветеринарная (ныне Кочетова).

Кроме жилых домов, в начале 30-х построили наконец Дом Правительства, банк, клуб им Шагдыр-Сюрюна, двухэтажное здание школы №1.

И магазины! Каменные склады Тувинценкоопа, промтоварный на улице Ленина, гастроном на Октябрьской (ныне – Тувинских Добровольцев) и ателье мод на ул. Кочетова. Начало тридцатых – и ателье мод! Как-то не хочется намекать, что сейчас ателье мод нет, а мы носим чаще всего китайскую одежду. То есть, конечно, кто побогаче, может позволить себе и брендовую одежду. Но… это ведь тоже ширпотреб. Её шили не на вас, а на некоторую абстрактную фигуру. Платья и юбки могут были коротковаты или длинноваты, талия не всегда на месте. Плечи – вообще больной вопрос. А в ателье мод всегда шьют именно по фигуре. Фасончик можно в интернете найти. То есть, по тем временам, в журнале мод. Опытная портниха всегда правильно рассчитает вытачки, пройму и все остальное.

И это – практически через десять лет после нормального существования города. Удивительно? Да нет, нормально. Такой был подход к городу и жителям города.

Кожевенный цех (историческая фотография)
Кожевенный цех (историческая фотография)

Вернёмся в двадцатые

Не будем про золотодобычу и угольную промышленность, хотя там, конечно, работало много людей. Мы же пока о Кызыле. Где работали кызыльчане, не считая школы, клуба и правительства?

Они не заказывали товары по интернету и не завозили их из-за Саян. Многое делали сами. В начале 20-х годов в Кызыле было мелкое производство: сапожное, овчинное, кожевенное, кузнечно-слесарное, деревообделочное. Наиболее крупные: лесозавод и мельница. Хлеб пекли из своей муки.

Электричество появилось только 16 октября 1925 года. Через два года можно отмечать юбилей лампочки Ильича в Туве. Станция – все знают – была в том здании, где сейчас находится отдел искусства Национальной библиотеки.

Тогда же появился Тувинский центральный кооператив – Тувинценкооп. Да, он налаживал торговлю с советскими торговыми объединениями, и стали кое-то завозить из-за Саян, но вот именно Тувинценкооп организовывал предприятия по переработке сырья – в 1928 году – сапожную мастерскую, в 1930-1931 колбасный цех, пимокатную и портняжную мастерские, небольшой кожзавод. Какой была колбаса того времени? Можно только гадать – почти сто лет ведь прошло. Хотя, погодите! Она ведь и после была! Наверняка кто-то помнит!

Валенки-валенки…

-4

Некоторые люди всерьёз уверяют, что до пимокатных мастерских и города-то не было. И что сам город появился, когда здесь появилась работа вот в таких разных мастерских.

Ну а что? В морозную зиму – самая удобная и тёплая обувь. Унты – дорогие, не всем по карману. Особенно для детей – одно разоренье, они же быстро вырастают. Валенки кажутся допотопной обувью, но вы посмотрите, какие красивые сейчас делают – любого цвета и фасона, с рисунками. Можно набивать рисунок, можно вышивать нашивать бусины.

-5

Что нужно для их производства? То, что в Туве – в изобилии: овечья шерсть. Ну, может, ещё краска понадобится. Или бусинки – для модных моделей.

Ах да, ещё понадобятся люди, которые могут организовать производство. Сто лет назад такие люди были, а сейчас куда-то делись. Все постсоветские попытки реанимировать овчинно-шубную фабрику заканчивались неудачами – банкротство, а пимокатных цехов вообще не делали.

-6

Но шерсть ведь все равно в избытке! Тогда решили переформатироваться и делать ковры… Ну, это все помнят, тоже ничего не получилось. Особенно мне нравится такая провалившаяся попытка: закупили неправильные станки, на которых вот именно шерсть с тувинских овец не получается перерабатывать.

Тут был бы логичным вопрос – а почему не купили нужные станки, которые подходят к местной шерсти? Но так вопрос вовсе не ставился, а оборудование куда-то «утекло».

Да, это – загадка. (Нет, конечно, не загадка. У каждой такой «загадки» есть имя, фамилия и отчество. И ими должны, наверное, были бы интересоваться совсем другие органы…)

Но вот посмотрите: в 1936 году в Кызыле работали шесть артелей – столярная, шорная, сапожная, кондитерская, колбасная и парикмахерская. Новые полумеханизированные лесопильный и кожевенно-пимокатный заводы построили в 1934 году. И ведь уже начал работать кирпичный завод! Материалы для строительства не надо было везти откуда-то – все делали на месте.

Все это можно объяснить легко и просто: было другое отношение к городу и горожанам. Вот на фотографиях можно увидеть разницу в отношении.

Конечно, это далеко не всё, что происходило в Кызыле. Мы ведь даже период ТНР до конца не рассмотрели, не говоря уж о советском времени. Так что – ждите следующие публикации в следующих номерах.

Бабка В Шляпке

Новый подход к городу. Деревьев, как видим, нет. Есть какой-то кустарник, похожий на полынь. В общем, «хуторок в степи». Так выглядит один из участков на улице Ленина
Новый подход к городу. Деревьев, как видим, нет. Есть какой-то кустарник, похожий на полынь. В общем, «хуторок в степи». Так выглядит один из участков на улице Ленина