Если от доходного дома Анны Владимировны Шугаевой повернуть направо и пройти мимо Лихова переулка, то буквально через сотню шагов мы найдем еще одну замечательную постройку, напоминающую рыцарский замок. Но на этот раз – гораздо более замысловатую.
Глядя на такие дома, порой начинает казаться, что они не были построены человеком, а выросли естественным образом из некоего архитектурного семечка.
Великолепный образец московского модерна… причем великолепный настолько, что налюбовавшись им вблизи, хочется перейти на противоположную сторону Садового кольца и полюбоваться еще раз.
Воистину, говорят, большое видится на расстоянии.
Когда же глядишь на него целиком, чуть отстранившись, то кажется, что ты уже не в Москве, а где-то в сказочной Англии. Особенно эффект усиливается, когда слегка начинают сгущаться сумерки, и его готические очертания и детали окружаются неровным вечерним светом.
Его автор – московский архитектор Сергей Михайлович Гончаров, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Потомок того самого рода дворян Гончаровых, внучатый племянник Натальи Николаевны, которой был «огончарован» Александр Сергеевич Пушкин. Считается, что одной из его самых первых работ в зодчестве стала перестройка фамильной усадьбы в Большом Палашевском переулке. А из всех модерново-готических домов, которые он построил, можно собрать целую улицу.
А заказал строительство доходного дома на Садовой-Каретной купец Алексей Прокофьевич Лебедев, который и владел им с момента постройки в 1905 году и до 1917-го (5 фото).
Дом асимметричный, с отведенным под магазины первым этажом и с тремя жилыми, с покатой крышей и островерхими щипцовыми башенками, стрельчатым центральным витражным окном, выросшим над порталом центрального входа и разнокалиберными остальными окнами, он и правда как будто переносит нас в Лондон времен Холмса, Ватсона, Лейстрейда (5 фото).
Главный вход и вовсе напоминает словно миниатюрную часовню. Только симпатичные фонарики и игривые колонки, облицованные пестрой плиткой, нарушают готическую строгость. А высокое стрельчатое окно с витражом, расписанным в евангельском духе – напротив, усиливает (4 фото).
Дом со времени его постройки почти не перестраивали, лишь неоднократно меняли цвет его фасада да несколько десятилетий назад переоборудовали магазины на первом этаже.
При этом очевидцы и старожилы рассказывают, что в тех магазинах долго еще сохранялись исторические гончаровские интерьеры. Особенно выделялся гигантских размеров величественный, антрацитово-черный орел почти под потолком долгое время существовавшей здесь булочной-кондитерской. А продавщицы той булочной в шутку регулярно подкладывали ему под клюв зефирку.
В советские времена дом, ясное дело, национализировали и устроили в нем коммунальные квартиры.
Сегодня в большей части тех квартир располагаются всевозможные офисы.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!