Найти тему
Alebrio

Самый ненавидимый коллегами художник Исаак Бродский и его деятельность, основательно изменившая советское искусство

Исаак Израилевич Бродский (1883–1939) — художник и педагог, директор Академии художеств, получивший эту должность в том числе и за многочисленные портреты Ленина и других советских вождей. Но в отличие от многих конъюнктурщиков Бродский писал действительно качественно, в собственном стиле «ажур». Его картины отличались выразительностью рисунка и вниманием к деталям, а подходил Бродский к их написанию очень основательно, подолгу изучая то, что хотел изобразить на своих картинах, будь то обычный пейзаж, портрет очередного ударника или даже самого Ленина.

Золотая осень
Золотая осень

Творчество Бродского до и после 1917 года отличалось разительно, если до революции он писал пасторальные пейзажи, то после переключился на махровый соцреализм. Однако делал и то и другое по-настоящему талантливо, да иначе и быть не могло — кто бы принял сына мелкого еврейского торговца из маленькой деревушки в Академию художеств, если бы не увидели в нём будущего большого художника.

Италия
Италия

В первый год учёбы в Академии художеств студентам прививали основы общих академических знаний и учили писать бесконечные «гипсы». Многие не выдерживали монотонной и скучной работы, отсеивались, оставались лишь самые терпеливые и настойчивые, или такие, как Бродский, для которых учёба в Академии художеств была единственным шансом преуспеть в жизни. Потом распределяли студентов по мастерским и прикрепляли к какому-нибудь одному художнику. Бродскому повезло попасть в мастерскую Ильи Репина. Впрочем, не нужно думать, что Репин лично обучал каждого студента — он был не слишком старательным педагогом, да и в Академии художеств появлялся редко, поскольку был постоянно занят написанием своих картин, и вёл активную светскую жизнь, с удовольствием пожиная плоды своей славы.

Аллея парка
Аллея парка

Но сам статус ученика Репина многое значил, да и учил Репин хоть редко, но метко, потому ему удалось воспитать немало хороших художников, хотя, возможно, просто все лучшие пытались записаться именно к нему. Старательного и способного юношу Репин приметил, подружился с ним, и они продолжали общение даже после ухода Ильи Ефимовича из Академии художеств.

Парк осенью
Парк осенью

Однажды они решили написать портреты друг друга. Первый писал Бродский, а Репин позировал. Начал он за здравие и поначалу картины выходила очень хорошей, Репин с восторгом отзывался о ней: «сходство полное, простота, изящество и безупречная техника, дай Бог ему закончить как начал». Но потом что-то не заладилось, и Репин не менее эмоционально, только в куда более жёстких выражениях обругал Бродского. Бродский обиделся, однако, несмотря на ночь, лично стёр скипидаром всё написанное в тот день, и вновь приступил к работе, пытаясь довести её до идеала.

Опавшие листья
Опавшие листья

Несмотря на дружбу с Репиным, в творчестве Бродский отдавал предпочтение пейзажам, а не привычным для передвижников бытовым сценам. Зато пейзажи были действительно хороши, обычно он их писал на плэнере, с точностью воспроизводя все мельчайшие детали в своей ажурной технике, ставшей предметом зависти и подражания студентов Академии художеств. Работал он и над портретами, написанными в реалистичной манере так точно, что они напоминали фотографию.

Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна
Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна

После окончания Академии художеств Бродский оказался чужим для художественного сообщества. Передвижники писали сцены из жизни простого народа, и им не слишком были интересны его пейзажи, а творчество «мирискусников» не уважал уже сам Бродский, по его мнению, оно было «жеманно, отдавало упадочной фантастикой и ненужной ретроспективой». Ну а всевозможные авангардисты для Бродского были как бельмо на глазу, их картины он не признавал и уже позже отчаянно с ними боролся.

Ударник
Ударник

После революции 1917 года Бродский понял, что с большевиками ему по пути. Дело в его еврейском происхождении — претерпеть всевозможных притеснений на национальной почве пришлось немало, он и Академию, несмотря на свой талант, закончил каким-то чудом. А ещё Бродский пытался зарисовать Ленина, искренне восхищался им, потому неустанно просил о встрече и позировании. Позировать Ленин отказался, зато Бродский мог рисовать когда он произносил пламенные речи или тихо сидеть с мольбертом в уголке кабинета во время его работы с бумагами.

Владимир Ильич Ленин в Смольном
Владимир Ильич Ленин в Смольном

Но особенно прославился Бродский своими масштабными жанровыми полотнами на революционную тему. Поняв, что они очень востребованы, Бродский в своей мастерской поставил дело на поток — его подмастерья копировали «Расстрел 26 бакинских комиссаров», он ставил размашистую подпись и готов очередной «шедевр» для какого-нибудь провинциального клуба или красного уголка предприятия.

Расстрел 26 бакинских комиссаров
Расстрел 26 бакинских комиссаров

Художники Бродского откровенно ненавидели. Его умение угодить начальству их откровенно раздражало, отлично устроенный быт — шикарная двухэтажная квартира в центре Санкт-Петербурга и роскошная мастерская порождали скрытую зависть. Но ему было всё равно. Бродский затеял основательную «чистку» искусства, расправляясь со всеми инакомыслящими, не желающими писать в стиле соцреализма, заложив основы советской идеологии в искусстве, которые надолго пережили его самого.

Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.

-10