«Согрешить — легко. Так же легко, как войти в реку, когда по ней плывут деньги». (с) из к/ф «Мусульманин».
Здравствуйте. Сегодня я хотел бы вспомнить фильм режиссёра Владимира Хотиненко: «Мусульманин». Кино сняли в 1995 году, в период тех самых 90-х годов, о которых можно выразиться так: это были времена развала великой страны на самостоятельные государства, времена тотальной безнадёжности и неопределённости, времена чеченских войн, бандитизма, рэкета и националистической ненависти людей к другим людям…
Так и о чём повествует нам Владимир Хотиненко?
Все цитаты в данной статье принадлежат их авторам или правообладателям. Я цитирую исключительно в ознакомительных и полемических целях, что согласуется с положениями статьи 1274 ГК РФ.
Я не стремлюсь никого оскорбить по какому-либо признаку или принадлежности, так как делаю оценочные суждения, выражающие исключительно моё субъективное мнение как автора текста.
Скажу вкратце: нам рассказывают о судьбе русского человека, солдата, который попал в плен во время войны в Афганистане, прожил там 7 лет, стал правоверным мусульманином и однажды вернулся на Родину — в Богом забытую рязанскую деревню. Зрителю показывают, как бывший солдат Николай Иванов, взявший себе имя Абдалла, возвращается домой совершенно другим человеком, как он взаимодействует со всеми, кого знал с самого детства и к чему всё приводит.
Но обо всём по порядку. Я разделил статью на три части, в каждой из которых попытался кратко осветить основные аспекты фильма:
- Русская Смерть;
- Покорность;
- Воцарение Сатаны.
***
Русская смерть.
«Гой ты, Русь, моя родная!..»
В первой части я хочу поговорить о России, а именно о её деревне. Что такое российская глубинка? По мнению режиссёра, деревня — это смерть, пьянство, сплетни, разврат, насилие, ненависть, воровство, продажность, нищета и (как первопричина) отсутствие веры в Бога в душах простых людей. Хотиненко считает (и с ним сложно не согласиться), что наш глубинный народ развлекается тем, что постоянно (в любых ситуациях и под любым предлогом) бухает.
Выглядит это так: умер кто-то? Надо выпить! Родился? Надо выпить! Приехал? Надо выпить! Уезжает? Ну, надо выпить!.. Рабочие проблемы или их отсутствие, радости и горести жизни, скука или веселье, — причина всегда найдётся, а всё остальное, как говорится, приложится и «сообразится».
Возможно, кто-то скажет, что я неправ и преувеличиваю, а режиссёра обзовёт (как это сейчас модно) русофобом. Я не исключаю своей ошибки, а за чужую голову отвечать не могу. Но почему, стоит задать в поисковике ключевую фразу «алкоголизм в России», и мы сразу же находим множество фотографий с самыми разными представителями алкогольного зверинца? Совпадение? Сильно сомневаюсь.
Обратите внимание: я не погружался в подробную статистику потребления алкоголя в России, ограничился лишь поверхностными источниками. Чувствую, в специальных исследованиях можно найти много страшных вещей… Даже общедоступные источники (статья «Сколько и какого алкоголя россияне выпили в 2020 году» на сайте «Российской газеты») пишут, например, следующее:
«(За 2020 год) Больше всего россияне традиционно потребляли пиво — около 7,5-8 млрд. литров за год. Крепкого алкоголя выпито примерно 1,1-1,2 млрд. литров, винодельческой продукции — около 1,1 млрд. литров, слабоалкогольной продукции — ещё около 1,2 млн. литров».
Миллиардов! Миллионов! Только вдумайтесь в цифры. Это же реки и озёра алкоголя! Ещё знаменитый хирург Фёдор Углов писал про сии реки и озёра, да только мало кто его услышал, к сожалению. Позволю себе процитировать замечательную книгу Углова «В плену иллюзий»:
«Алкогольные напитки по мере их воздействия на человека приводят к резкому изменению его характера. Специалисты характеризуют личность пьяницы следующими чертами. Прежде всего это эгоцентризм, то есть стремление решать все вопросы в интересах собственной выгоды, проявление слишком большого внимания к своей личности, желание быть у всех на виду.
В то же время у человека выявляется слабая сопротивляемость трудностям. При встретившемся затруднении он легко бросает начатое дело и не стремится во что бы то ни стало довести его до конца. У него рано возникает чувство беспомощности, зависимости от других, стремление найти какую-либо опору вне себя. Это можно назвать дряблостью характера.
Одновременно у человека нарастает мнение о своих возможностях, мания величия. Он представляет себя более значительным, чем он есть на самом деле, часто жалуется, что его не понимают, недооценивают. У пьяниц ослабевает сила воли, что приводит в конце концов к полному безволию. Мысли теряют глубину и обходят трудности, вместо того чтобы их решать. Круг интересов суживается, и остаётся одно желание — напиться. В далеко зашедших случаях дело доходит до полного отупения и маразма».
Да и кроме Углова много кто выступал против алкоголя. Но были и те, кто ратовал «за» алкоголь (почитайте рубаи Омара Хайяма: там частенько вино на вине сидит и вином погоняет). Последнее время я всё больше склоняюсь к первому лагерю, и приведу вам цитаты оттуда. Вот, например, что писал сирийский философ Абу-ль-Фарадж бин Харун ещё в тринадцатом веке:
«Вино передаёт каждому, кто пьёт его, четыре состояния. Сначала человек становится похожим на павлина — он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи».
А вот вам и Чингисхан:
«Когда человек, пьющий вино и водку, напьётся, он становится слеп, — ничего не в состоянии видеть; он становится глух — не слышит, когда его зовут; он становится нем, — когда с ним говорят, — не в состоянии ответить. Когда он напьётся, то похож на человека при смерти: если он захочет сесть прямо, то не будет в состоянии [этого сделать], точно так, как оцепенел бы и обалдел человек, которого хватили по голове.
В вине и водке нет ни пользы, ни разума, ни доблестей, и нет также доброго поведения и доброго нрава: [в хмелю люди] совершают дурные дела, убивают и ссорятся. [Вино] удерживает человека от того, что он знает, и от искусств, которыми он обладает, оно становится завесою [или преградою] на его пути и для его дела».
Но, как я и сказал, есть не менее великие люди, выступавшие за выпивку. Например, всё тот же Омар Хайям:
«Жизнь короткую лучше прожить не молясь,
Жизнь короткую лучше прожить веселясь.
Лучше нет, чем среди этой груды развалин
Пить с красоткой вино, на траве развалясь!»
Или китайский поэт Ли Бо:
«Эту ночь я опять
Проведу в кабачке за вином,
Чтоб забыться на время,
Не думать о доме родном».
Или вот Сергей Есенин:
«Месяц рожу полощет в луже,
С неба светит лиловый сатин.
Я стою никому не нужен,
Одинокий и пьяный, один.
А хорошего в жизни мало,
Боль не тонет в проклятом вине,
Даже та, что любил, перестала
Улыбаться при встрече мне.
А за что? А за то, что пью я,
Разве можно за это ругать,
Коль на этой на пьяной планете
Родила меня бедная мать».
В общем, как вы понимаете, выбор тут сложный, и творческие люди чаще выступают адептами выпивки, а врачи, философы и основатели империй — её врагами. Быть может, это будет выглядеть как двоемыслие, но мне кажется так: чёрт бы с ним, если творческий человек пьёт для своего творчества, но вот подавляющему большинству населения следует принудительно ограничить доступ к алкоголю (или задрать на него такие цены, чтобы только творцы изредка и брали бы себе бутылочку «для вдохновения»).
Глупости я пишу какие-то, но действенного метода решения ситуации придумать пока не могу, только полумеры. Кстати, Хайям Хайямом и Есенин Есениным, но и массовая культурка успешно пропагандирует алкоголизм. Если уж стихи великих поэтов читать хотя бы приятно, потому как это подлинное искусство, то дегенеративные песенки массовой культуры (а значит, низкокачественной и убогой) не вызывают ничего иного, кроме раздражения.
Вспомнился мне тут один музыКАЛьный «шедевр» прямиком из 90-х годов. Простите меня за резкость, но за такие песенки авторов надо сажать всерьёз и надолго, и приравнивать подобные тексты к террористической пропаганде, которая подрывает государственные основы. Встречаем: группа «Дюна», песня «Мечта» (в народе зовётся «Море пива»), 1994 год. Вот какая «высокая» мечта есть у человека:
«Если б было море пива,
Я б дельфином стал красивым.
Если б было море водки,
Стал бы я подводной лодкой».
Изучение космоса? Полёты в космос? Идеи песни «Imagine» Джона Леннона? Иван Ефремов и светлое будущее коммунизма? Нет. Оказывается, настоящая мечта — это море водки и море пива! А я-то думал, мы через тернии к звёздам, а не через парки в алкомаркет...
Мало кто из нас не согласится с утверждением: «Русские — пьющий народ». Конечно, не надо тут перегибать в оценках. В России далеко не все прямо-таки повально пьют и не каждый первый — запойный алкоголик. Нет. Но всё-таки. Наш народ пил и пьёт, в разные времена мы пили больше или пили меньше, но совсем отказаться от зелёного змея мы, к большому сожалению, до сих пор не способны. И не в силах нам помочь никакой «Сухой закон». Ничего не изменится, пока мы сами не поймём весь вред алкоголя, осознанно не прекратим его потребление, но понимание может наступить слишком поздно.
Вот так и «Мусульманин»: он показывает, как опустились, оскотинились простые русские люди после развала Советского Союза. С одной стороны, в них ещё, возможно, оставались высокие социалистические идеалы и мечты о светлом будущем, а с другой стороны они вдруг обнаружили себя на самом краю жизни, где надо было выживать любой ценой. И люди разочаровались в высоких идеалах; или вообще в них особо не верили.
Люди поняли: они больше не нужны новому государству, а значит, и государство не нужно им. Простая логика, да? «Выживаем как умеем, и нашу цель оправдывают средства», — подобный образ мысли вполне подходит для оправдания выражений вроде: своровать у государства — хорошо, ведь государство всё равно сворует у меня; зачем что-то делать, если никто другой этого не делает, — разве я похож на дурака?; надо ли становиться лучше, если и так прекрасно живётся?
И так далее, и так далее…
Таким образом, русская деревня в представлении режиссёра — живая картина всего ада, происходившего в крестьянской России в 90-е годы. Люди, потерянные и одинокие, брошенные, униженные и оскорблённые, окончательно озлобились на мир вокруг. «Мусульманин» показывает общество без любви и дружбы, социум, где в людях не осталось ничего человеческого. Фильм демонстрирует общество живых мертвецов, которые едят, пьют, воруют, но при малейшем укоре в их сторону вопят, какие они хорошие, и постоянно прикрывают свои проступки именем Бога. «Все мы не без греха», не так ли?
У меня остаётся один вопрос к вам, читатели: а разве изменилась наша страна в новом веке? Как ни ознакомишься с новостями (зарезали, украли, изнасиловали, сбили насмерть), так с высокой долей вероятности узнаешь, что преступление совершили в пьяном состоянии. Так ли уж много изменилось в нас самих, в нашей бытовой и духовной жизни спустя четверть века после выхода фильма?
А тем временем русская глубинка продолжает вымирать, и в той же Рязанской области ещё много селений с населением в двадцать, тридцать, пятьдесят человек… Долго ли они ещё просуществуют? Ну, вымрут, а дальше? Китайцами их заселим, что ли?
***
Покорность.
«Мужайся ж, презирай обман…»
Вторая часть моего обзора посвящена образу Коли Иванова. Напомню, сам себя он зовёт Абдаллой. В ходе развития сюжета мы узнаём: Коля, простой русский парень, провёл в афганском плену 7 лет, и вот он возвращается на Родину. Чего стоит ожидать от подобного начала? Домой Коля вернулся совсем другим. У зрителя складывается ощущение, что Коля почти никого не помнит и всех сторонится. В самом начале фильма он, ни с кем не здороваясь, прямым ходом идёт в родной дом. Там его ждут мама и старший брат Федька.
Казалось бы, односельчане рады возвращению Коли — все его считали пропавшим без вести, а, как выразился один из второстепенных персонажей, «в Афганистане пропасть без вести гораздо хуже, чем умереть». Однако местные жители ещё не понимают: Коля перестал быть Колей, а стал Абдаллой, — он принял ислам и отныне живёт новой жизнью, которая кардинально отличается от образа жизни его окружения.
Иными словами, он стал чужим для односельчан. Чужеродность Коли служит предпосылкой межкультурного конфликта, и конфликт этот развивается очень быстро. Первое удивление и радость возвращению Коли почти сразу сменяется у людей на неприятие, а неприятие — на ксенофобию. Люди начинают отторгать Колю, семья тоже, и потому он дерётся со старшим братом, защищая себя и принципы, которых брат не понимает и не принимает.
Но Колю отторгают не потому, что он именно мусульманин; он просто стал другим и изменил жизнь в лучшую сторону. С тем же успехом Коля мог бы стать буддистом, например, или ещё кем-нибудь, и вести себя схожим образом, — сельчане бы всё равно его возненавидели и нашли бы этой ненависти фальшивое оправдание. Дескать, не мы виноваты, а он. Не наши рожи кривые, а зеркало их так отображает…
Все остальные герои фильма, включая мать Коли, также не могут принять его изменений. Коля слишком выделяется на фоне местных жителей. Выделяется он, в первую очередь, высокой нравственностью и строгими моральными правилами в отношении себя. Именно это не могут понять люди вокруг, или, правильней сказать, они всё понимают, чувствуют, но сами они являются прямой противоположностью Коле, и начинают видеть в нём живой упрёк своему существованию.
Коля выступает катализатором ненависти людей, которая лавиной обрушивается на него в виде насмешек, критики, драк с братом... Причём сам Коля ничего плохого-то и не делает, наоборот, он совершает хорошие поступки. Люди же начинают ненавидеть Колю, так как он лучше и чище, чем все они.
Таким образом, Коля — чужой среди чужих. Он не принимает новое общество, но готов с ним уживаться, однако общество в принципе не хочет принимать его, и уживаться с ним не намерено. Исключение составляет православный священник, роль которого, я считаю, раскрыта плохо. Священник говорит правильные слова о единстве Бога, о важности мирной жизни, приводит некую притчу про двух старушек, но всё проходит мимо ушей его паствы.
Стоило священнику уйти из дома Коли, как старший брат хватает икону, целует её пьяными губами, и пытается заставить и младшего брата поцеловать христианскую икону. А Коля, напоминаю, мусульманин. Сцена ожидаемо заканчивается очередной дракой с Федькой… Вот так — постоянно. Коля вроде бы и пытается наладить отношения с людьми, но все попытки упираются в глухую стену непонимания и неприятия.
Мог ли Коля избежать конфликтов с обществом? Не знаю.
***
Воцарение Сатаны.
«В поле бес нас водит, видно…»
Последняя часть моего обзора посвящена теме бытового сатанизма жителей деревни. В чём он заключается? Отвечаю: абсолютное лицемерие, наплевательское отношение к жизни, ненависть и зависть ко всем, кто хоть немного лучше тебя — это и есть бытовой сатанизм. Как говорится, плохо не то, что у нас корова сдохла, а то, что у соседей она живая осталась.
Указанная болезнь духа поразила в фильме практически всех: кто-то ворует, кто-то пьёт, кто-то занимается проституцией, но никто не живёт настоящей духовной жизнью. Люди лишь устно ссылаются на высшие силы и для вида крестятся перед иконами. Они думают, что этого достаточно.
Мне кажется, даже православный священник давно поражён дьяволом: он ужасно запустил церковный приход, угробил деревню, наплевал на паству... Почему? Он только и делает, что ходит по бескрайним рязанским полям, песни поёт да притчи рассказывает. Одними ли песнями можно спасти душу человека?.. Складывается ощущение, что Бог давно оставил деревню, и диалог о затонувшей церкви на это намекает. Да и в целом, возможно, затонувшая церковь — это символ утраты людьми божественного начала.
Деревня и так поражена бытовым сатанизмом, но люди, к тому же, совсем не стремятся от него избавиться. Они погрязли в грехах и их не замечают, или и вовсе мнят свои грехи нормой. Единственным персонажем, кто хочет начать новую жизнь, является девушка по имени Вера. В деревне её считают проституткой (а она и правда путается со всеми подряд). Но после общения с Колей она решает очиститься: искупаться в озере, смыть с себя грехи и достать до купола затонувшей церкви.
Местная легенда гласит: грешному человеку нужно нырнуть в озеро и достать до купола, и тогда его грехи будут прощены. Но Вера слаба (обратите внимание на символизм этой фразы), и потому она быстро сдаётся, неумело нырнув и так и не достав до купола затонувшей церкви. Да, Вера слаба, Вера сдалась… Но всё-таки, как говорил персонаж Джека Николсона в кинокартине «Пролетая над гнездом кукушки»:
«Я хотя бы попробовал, попытался, чёрт возьми!»
В свою очередь, Коля видит всё происходящее с деревней и ужасается. Однако он ничего не может поделать с моральным разложением местных жителей. Он — обычный человек, и в лучшем случае способен защитить только свою душу.
Да, он пытается повлиять на близких ему людей, но они его не слышат. Ни семья, ни любимая девушка Вера (а до Афганистана Коля и Вера встречались и хотели сыграть свадьбу), — никто не воспринимает Колю всерьёз. Одну из попыток образумить жителей деревни Коля предпринимает после спасения старшего брата из петли. Он произносит страшный монолог о Сатане:
«Не можете молиться — не молитесь, не можете поститься — не поститесь. Не можете верить в Христа — не верьте. Не можете верить Мухаммеду — не верьте. Но знайте: придёт Сатана — и вы поверите ему, потому что он заставит вас поверить ему. И будет плохо…»
Но все попытки Коли всё равно оказываются безуспешными. Приход Сатаны неизбежен в рязанской деревне, и её жители давно готовы принять Князя Тьмы и рукоплескать ему. Все они поклоняются доллару, литрами пьют водку и тратят драгоценную жизнь на ничтожные, мелкие дела. В последних сценах фильма Сатана выходит из того самого озера, где находится затонувшая православная церковь. Он принимает образ огромной свиной головы; кстати, нет ли здесь отсылки на книгу «Повелитель мух» Уильяма Голдинга?
Итак, ночью Сатана вышел из озера, под чьими водами гниёт церковь. А утром… Утром по реке плывут ворованные американские доллары, и жители деревни сломя голову бросаются ловить эти цветные бумажки, и даже девушка Вера (напоминаю, Вера слаба) на признание Коли в любви к ней отвечает: «Потом, Коля, потом»… И тоже убегает к реке.
***
«Мусульманин» — страшный, ранящий сердце и оголяющий душу фильм. На мой взгляд, главный смысл кинокартины заключается вот в чём: когда сердце человека опустошается, туда рано или поздно вселяются злые силы. Человек становится игрушкой, глупой куклой, марионеткой, големом, и отныне он готов на всё ради денег, вещей и примитивных удовольствий.
Подводя итоги, скажу так: кино — отличное. К сожалению, для цельности восприятия я обошёл вниманием много деталей и некоторых персонажей (в первую очередь было бы интересно рассмотреть образы Пастуха и Крёстного отца). Я уверен, если вы решите посмотреть или пересмотреть «Мусульманина», вы сами заметите все необходимые моменты. Спасибо за ваше внимание.
«Думаешь, сынок, я ничего не понимаю. Думаешь, толкушка бестолковая. А мы когда этот комбикорм чёртов с Федькой припёрли, я потом всю ночь проплакала. Не из-за тебя, сынок, нет, не из-за обиды, а что жизнь наша, чёртова, проклятая. Стыдно ведь. Всю жизнь воруем и всю жизнь стыдно. Стыдно! А не воровали бы — не выжили. Отец в лесничестве работал — лес воровал. Так и построились. И кровать, на которой вас родила, тоже из ворованных досок…» (с) из к/ф «Мусульманин».
***
Ссылки на мой проект «Болтовня буквоеда»:
- Группа ВКонтакте: https://vk.com/bookwoed
- Канал Дзен: https://dzen.ru/bookwoed1
- Канал YouTube: https://www.youtube.com/@bookwoed2
***
Использованные картинки (в порядке появления):
- Материал с сайта Pixy: https://pixy.org/5901449/
- Материал с сайта Citaty: https://citaty.info/movie/musulmanin
- Статья «Глоток беды, или Когда душит алкогольная жаба — история Андрея из Молодечно, который больше года не пьёт»: https://dzen.ru/a/XTBwLPLfJQCtndVd
- Статья «Вести из соцсетей»: https://www.liveinternet.ru/users/wolfleo/post364732535/
- Веб-страница «Три бабуина алкаши»: https://shedevrum.ai/post/2c70c14454fc11ee8080363fac71b015/
- Статья «Ужасы похмелья: Знак свыше!»: https://dzen.ru/a/ZaqDN0Lb7yo-fXIO
- Статья «Озеро вина и лес мяса»: https://anashina.com/ozera-vina-i-lesa-myasa/
- Статья «Феникс (Китай): Русская питейная культура»: https://inosmi.ru/20180818/242981732.html
- Статья «Мы продолжаем колонизацию»: https://www.kommersant.ru/doc/3708606
- Кадры из фильма «Мусульманин» (1995 г.): https://www.kinopoisk.ru/film/41634/