Найти в Дзене
Заметки о столице

Московский монорельс: обзор

Оглавление

Дорогие читатели, рады приветствовать вас на нашем канале! Сегодня мы расскажем вам о Московском монорельсе.

Приятного чтения!

Монорельс на схеме метро 2018 года. Взято отсюда: triptonkosti.ru.
Монорельс на схеме метро 2018 года. Взято отсюда: triptonkosti.ru.

Официально монорельс входит в состав скоростного транспорта Москвы, представляя собой одно из подразделений в Московском метрополитене. Там обозначается линией уменьшенной толщины в серо-голубом контуре. С 2012 года считается тринадцатой линией московского метро, хотя технически не связан с линиями метрополитена, но, несмотря на это, эксплуатируется одним с метрополитеном предприятием — ГУП «Московский метрополитен». С 2017 года на монорельсе действует такая же оплата проезда, как в метро и МЦК.

С переходом монорельса на экскурсионный режим (интервал 30 минут, время работы с 08:00 до 20:00) перестал обозначаться на схеме метро Москвы.

Трассировка Московского монорельса на карте. Яндекс.Карты.
Трассировка Московского монорельса на карте. Яндекс.Карты.

Полностью проходит по эстакаде над землёй. Соединяет Останкинский и Бутырский районы Северо-Восточного административного округа. Длина линии составляет 4,7 км. Конечными станциями являются Улица Сергея Эйзенштейна — на востоке и Тимирязевская — на западе. Монорельс обслуживает электродепо "Ростокино", расположенное в одноимённом районе города, и занимающее часть территории трамвайного депо имени Баумана.

Электродепо "Ростокино". Фото отсюда: https://ru.wikipedia.org.
Электродепо "Ростокино". Фото отсюда: https://ru.wikipedia.org.

Что касается подвижного состава, то на монорельсовой дороге ходят шестивагонные поезда модели ЭПС, произведённые в 2004-2005 годах.

Вагон "ЭПС-05" Московского монорельса. Фото: ttransport.ru.
Вагон "ЭПС-05" Московского монорельса. Фото: ttransport.ru.

История

Подготовка к проекту

Первые планы по созданию монорельсовой дороге в Москве появились ещё в 60-х годах. Тогда планировали построить линию монорельса от станции метро Автозаводская в район Нагатино. Однако, было решено, что монорельсовая дорога не справится с таким большим объёмом пассажиропотоков, и вместо монорельса было построено метро.

 Монорельсовый вагон "КБ", 1967 год. Взято отсюда: https://izmerov.narod.ru.
Монорельсовый вагон "КБ", 1967 год. Взято отсюда: https://izmerov.narod.ru.

Следующие планы о строительстве монорельса появились только в 90-х годах. В 1998 году государственное предприятие "Московский институт теплотехники" (МИТ) предложило тогдашнему мэру Москвы Юрию Лужкову идею монорельсовой дороги. Предлагались следующие маршруты монорельса: от станции метро Новогиреево до Николо-Архангельского кладбища, от станции метро Выхино в жилой район Жулебино, от станции Юго-Западная до аэропорта Внуково, от станции Полежаевской в Зеленоград с ответвлением в Шереметьево, а также из Крылатского до Красной Пресни с заходом в ту пору еще проектировавшийся бизнес-центр "Москва-Сити".

Проект подвесного монорельса 60-х годов. Взято отсюда: https://genplanmos.ru.
Проект подвесного монорельса 60-х годов. Взято отсюда: https://genplanmos.ru.

Однако от этих проектов было решено отказаться. Новый проект монорельса предлагал трассировку от станции метро Ботанический сад вдоль Ярославского шоссе, позднее проект был изменён: на востоке маршрут был урезан до южного выхода ВДНХ (ВВЦ), а на западе линию было утверждено провести до станции метро Тимирязевская.

Проектирование

Официальная история проектирования Московского монорельса началась в том же 1998 году. Тогда государственному предприятию «Московский институт теплотехники» (МИТ) совместно с Управлением транспорта и связи и Москомархитектурой (НИиПИ Генплана г. Москвы) было поручено разработать проект программы «Московский монорельсовый транспорт». В том же году Юрий Лужков подписал Распоряжение «О проектировании и строительстве новых видов скоростного транспорта в г. Москве».

Окончательно участок строительства будущей монорельсовой транспортной системы был определён 13 марта 2001 года в «Концепции проведения в г. Москве в 2010 году Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2010».

Трасса линии монорельса. Взято с сайта: https://nashemetro.ru.
Трасса линии монорельса. Взято с сайта: https://nashemetro.ru.

Для испытаний была закуплена технология швейцарской фирмы "Intamin". В 2000 году на базе МИТ был построен экспериментально-испытательный монорельсовый комплекс (тестовая трасса).

Стоит сказать, что существует две системы монорельса: навесная и подвесная. В навесных системах подвижной состав движется по верхней поверхности балки, которая и является "рельсом". В подвесных же наоборот, вагоны движутся под направляющей балкой. При разработке Московского монорельса была предложена навесная схема (хотя в 60-х годах предлагалась подвесная).

Работы по линейному электродвигателю были поручены инженерно-научному центру "ТЭМП" (транспорт электромагнитный пассажирский). Испытания нового привода, проведенные зимой 2002-2003 года, показали его работоспособность и ОАО ММД начало строительство шести шестивагонных составов.

В 2002 году определено размещение депо ММТС на территории трамвайного депо им. Н. Э. Баумана. Изначальная дата запуска монорельса была запланирована на 2003 года, однако позже её изменили на 2005. До 2015 года создание других монорельсовых дорог не планировалось.

Строительство

Конструкция пути монорельса представляет собой две стальные путевые балки коробчатого сечения, уложенные на мощные железобетонные опоры высотой от 4-х до 6-ти метров.

В августе 2001 года начались первые работы по строительству дороги: на улице Фонвизина были вырублены деревья, в том же году установили пробный каркас под первую опору.

В марте-июне 2002 года было полностью завершено возведение линии монорельса над трамвайными путями на улице Академика Королёва. В декабре опоры были установлены на всём протяжении трассы, почти везде уложены ходовые балки. Стали заметны места строительства всех станций. В апреле 2003 года началось строительство станции Тимирязевская, укладка балок и строительство стрелки. В ноябре 2003 года большинство станций находилось на стадии завершения, везде уложены ходовые балки, в декабре началась обкатка первого экземпляра подвижного состава.

Эксплуатация

20 ноября 2004 года, после многочисленных переносов монорельс принял наконец первых пассажиров, начав работу в «экскурсионном режиме». На линии работало 2 состава, интервал движения составлял 30 минут, время работы установлено с 10:00 до 16:00. Посадка осуществлялась только на станции Улица Сергея Эйзенштейна. 29 ноября была открыта для входа станция Тимирязевская. Стоимость проезда составляла для взрослых составляла 50 рублей.

Монорельс в 2004 году на улице Сергея Эйзенштейна. Фото: https://transphoto.org.
Монорельс в 2004 году на улице Сергея Эйзенштейна. Фото: https://transphoto.org.

С 10 января 2008 года линия перешла в транспортный режим работы. Интервалы движения были уменьшены и составили на тот момент от 9 до 22 минут (2-5 составов на линии). Цены снижены до 19 рублей за одну поездку, появились проездные билеты, в том числе для студентов.

Монорельс около Останкинского пруда, 2009 год. Фото: https://transphoto.org.
Монорельс около Останкинского пруда, 2009 год. Фото: https://transphoto.org.

До 2015 года монорельс обозначался как "Монорельсовая транспортная система" и имел собственный знак.

Схема московского монорельса. Взято отсюда: https://triptonkosti.ru/18.
Схема московского монорельса. Взято отсюда: https://triptonkosti.ru/18.

С 1 января 2013 года на линии начали действовать все билеты Московского метрополитена, кроме транспортного приложения к банковской карте. При этом пересадка с метро на монорельс и с монорельса на метро в течение 90 минут — бесплатна. В декабре 2015 года монорельс стал обозначаться на картах как тринадцатая линия метро.

Схема метро 2014 года с обозначенным на ней монорельсом. Схема отсюда: https://fishki.net.
Схема метро 2014 года с обозначенным на ней монорельсом. Схема отсюда: https://fishki.net.

23 января 2017 года монорельс возвращён в экскурсионный режим: интервал движения 30 минут, режим работы с 8:00 до 20:00. Официально эта мера объяснялась снижением пассажиропотока на монорельсе после ввода в эксплуатацию в 2016 году Московского Центрального кольца и нового участка Люблинско-Дмитровской линии. По официальным данным, пассажиропоток на московском монорельсе упал на 15 %. В то же время начались серьёзные проблемы с запчастями для ремонта подвижного состава, в результате чего количество годных к выпуску на линию поездов резко сократилось. Стоимость проезда осталась прежней.

Монорельс на перегоне Телецентр - Улица Милашенкова, 2022 год. Фото: https://transphoto.org.
Монорельс на перегоне Телецентр - Улица Милашенкова, 2022 год. Фото: https://transphoto.org.

В 2021 году пассажиропоток в месяц составил всего около 26 тысяч, а постоянно монорельсом пользовались монорельсом всего 23 человека.

Монорельс рядом с памятником "Рабочий и колхозница". Фото: bangkokbook.ru.
Монорельс рядом с памятником "Рабочий и колхозница". Фото: bangkokbook.ru.

Планы по ликвидации монорельса

Московский монорельс не раз подвергался критике. Его существенными недостатками являются низкая скорость, небольшая перевозная способность, дорогое обслуживание и зависимость от погодных условий.

В 2015 году появился проект ликвидации монорельса. С переходом монорельса на экскурсионный режим он исчез со схем метро. Говорилось, что решение отказаться от монорельса должно позволить значительно сократить расходы на эксплуатацию городского общественного транспорта и улучшить транспортное обслуживание Москвы.

Предлагались следующие варианты ликвидации линии:

1. Замена трамвайным движением: уже существующая трамвайная линия, проходящая по улице Академика Королёва, должна будет продлена до Краснопресненской трамвайной сети (до улицы Костякова), причём часть эстакады монорельса будет приспособлена для трамвайного движения

2. Открытие парка на эстакаде монорельса, она должна стать многоуровневым общественным пространством со спортивными площадками, висячими садами и оранжереей, велодорожками, кафе и другими рекреационными зонами.

Подобные модернизации уже случались в мировой практике. Так, в Манхэттене на месте старой надземной железной дороги появился парк Хай-Лайн. Железная дорога была закрыта в 1980 году. В 1990-х годах встал вопрос о ее демонтаже вместе с эстакадой. Но затем решили трансформировать пути в парковую аллею.

Парк-эстакада High-Line, Нью-Йорк. Фото: 9111.ru.
Парк-эстакада High-Line, Нью-Йорк. Фото: 9111.ru.

3. Возможная модернизация. В 2020-х годах появились идеи о дальнейшей модернизации монорельса. Планируется разработать и изготовить новые ЭПС, оснащенных системой магнитной разгрузки и беспилотной системой управления, заменить систему диспетчерского управления ММТС. Предполагается, что после завершения двух этапов модернизации количество составов на трассе будет доведено до 10 штук. В феврале 2021 года генеральный конструктор МИТ Юрий Соломонов сообщил, что корпорация разработала поезд на магнитной подушке, который сможет работать в том числе в беспилотном режиме. В 2022 году должны были начаться ходовые испытания.

Наземные участки

Вся линия монорельса проходит по эстакаде над землёй. Высота эстакады составляет 4-6 метров. Всего на монорельсе расположено 6 станций: Улица Сергея Эйзенштейна, Выставочный центр, улица Академика Королёва, Телецентр, Улица Милашенкова, Тимирязевская , все они также являются надземными (эстакадными).

Эстакада монорельса над железной дорогой Ленинградского направления. Фото отсюда: https://bangkokbook.ru.
Эстакада монорельса над железной дорогой Ленинградского направления. Фото отсюда: https://bangkokbook.ru.

Интересные факты

1. Московский монорельс является единственной монорельсовой системой в России. Что касается других монорельсовых систем, то наибольшее распространение они получили в таких странах, как: Великобритания, США, Германия, Япония и Китай

Чунцинский монорельс (Китай) проходит через жилой дом. Фото: Pinterest.
Чунцинский монорельс (Китай) проходит через жилой дом. Фото: Pinterest.

2. На конечных станциях монорельса нет оборотных тупиков, оборот состава происходит по разворотному кольцу

Разворотное кольцо на станции Тимирязевская. Источник фото: https://transphoto.org.
Разворотное кольцо на станции Тимирязевская. Источник фото: https://transphoto.org.

3. В настоящий момент московский монорельс — это единственный в мире монорельс с линейным двигателем

4. Самой высокой станцией Московского монорельса является станция Улица Академика Королёва, её высота над землёй составляет 12 м (в то время как высота других станций около 6 м). Также, только эта станция линии имеет береговые платформы

5. Самой широкой платформой обладает станция Телецентр, её ширина составляет 18 м

Станция Телецентр. Фото: https://transphoto.org.
Станция Телецентр. Фото: https://transphoto.org.

6. Самой длинной платформой обладает станция Улица Милашенкова, её длина составляет 75 м, при этом платформа имеет S-образную форму

Станция Улица Милашенкова с высоты. Фото: trip-for-the-soul.ru.
Станция Улица Милашенкова с высоты. Фото: trip-for-the-soul.ru.

7. Около половины трассы монорельса дублируют трамвайные пути, проходящие прямо под линией. Там ходят такие маршруты московского трамвая, как 11,17 и 25.

8. Последний раз проект по созданию нового монорельса в столице появлялся в 2009-2015 годах. Линия должна была располагаться на юго-западе, и идти от станции метро Тёплый Стан в посёлок Мамыри. Однако, от проекта отказались, вместо монорельса будет построена Троицкая линия метро, которая дойдёт через Мамыри и Коммунарку до Троицка

 Проект монорельсовой дороги в посёлок Мамыри. Взято отсюда: https://ts-uzao.livejournal.com.
Проект монорельсовой дороги в посёлок Мамыри. Взято отсюда: https://ts-uzao.livejournal.com.

На этом на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца! Надеемся, что было интересно. Будем рады вашей подписке, лайку и комментарию. Удачи и до новых встреч!