Найти тему
Аркив

О «Сказке» Сокурова, главном российском фильме 2023 года

Так. Я заценил «Сказку», запрещённый на территории РФ фильм нашего живого киноклассика, А. Н. Сокурова.

Если честно, мне впервые так трудно подступиться к рецензии… Это фильм-гипертекст, титанический киноконструкт, старательно собранный из сотен, может, тысяч элементов, каждому их которых хочется уделить особое внимание… Как огромная римская мозаика. Даже герои здесь «сложены» из многочисленных двойников, имитирующих различные грани одной личности. — При всём при этом «Сказка» (в отличие от выносящего мозг «Оппенгеймера») — невероятно лёгкое для восприятия кино. Длиной чуть более часа.

Кадр из фильма "Сказка" Александра Николаевича Сокурова (2023)
Кадр из фильма "Сказка" Александра Николаевича Сокурова (2023)

Сюжет в своей завязке напоминает… какой-то анекдот. Или притчу. — Мол, собрались в дантовском лимбе (?) Гитлер, Сталин, Черчилль и Муссолини. Где-то там же мелькает Наполеон… И вот бродят эти эпохальные фигуры, а ныне призраки, среди туманов и лесов чёрно-белых иллюстраций Доре и ведут бесконечные споры о былом. Хотя скорее — перебиваются на монологи, удивительно мелочные, приземлённые и циничные: Гитлер сокрушается, что не разбомбил Лондон и Париж, Сталин — что не все людские «сорняки» срезал под корень… И все они высмеивают друг друга и подозрительно сконцентрированы на том, кто и чем пахнет.

Первое, чем цепляет «Сказка», — это визуальный код. Иновационным его не назовёшь. Тот же Ян Шванкмайер неоднократно использовал аналогичное сочетание документалистики, анимации и готических картинок. Но «Сказка» в разы более амбициозна и грандиозна, и с точки зрения замысла, и с точки зрения формы. — При этом в фильме полно технических шероховатостей (иногда они чересчур нарочиты). Но принципиальное решение авторов перелопатить тонны киноархивов и не пускаться в маскарад с приклеенными усами вызывает бесконечное уважение. А сцена с несущейся на зрителя массой (именно массой, не толпой) из миллионов уничтоженных жизней пробирает до мурашек и как будто выносит приговор всему XX столетию…

Кадр из фильма "Сказка" Александра Николаевича Сокурова (2023)
Кадр из фильма "Сказка" Александра Николаевича Сокурова (2023)

Кстати, да. О содержании… — Тут я в принципе не хочу пускаться в анализ, потому что «Сказка» — яркая демонстрация бартовского «творение — всегда больше автора». И любые попытки как-то осмыслить, трактовать… вывести ключевую идею, рассказать, о чём и для чего всё это было — делают картину примитивнее. А она этого не заслуживает. Поэтому своё мнение оставлю при себе (если чего надумаю, поделюсь в комментах), а ваше — с удовольствием почитаю. — «Сказка» — кино для бесконечных фракталов из интерпретаций и вдохновения. И пока самое актуальное из того, что я видел за последние годы.

Как и положено большому произведению искусства.

Кадр из фильма "Сказка" Александра Николаевича Сокурова (2023)
Кадр из фильма "Сказка" Александра Николаевича Сокурова (2023)