Матери Божия, когда был создан впервые её образ, неписаный евангелистом Лукой, а потом и много других, сказала: "С этими иконами отныне будет и моя благодать и благодать Родившегося от меня…". И остальные иконы, которых тысячи, - это тоже Её знаки любви к нам.
То есть икона - это не просто изображение, и не просто святой образ, там сам святой или святая, которую мы почитаем, верим, благодарим, лобызаем, с верой приступаем с надеждой получить исцеление…помощь, совет...
Иконы, потому и не просто так освящают. С этого момента она перестаёт быть неодухотворённой картиной, просто религиозной картиной. Как бы она ни была высока по своему содержанию и художественному достижениям только в момент освящения иконе сообщается благодать Святого Духа. Вот именно это и делает ее святой. А значит на ней святость Божья и в тот момент, когда мы верим, что там Матерь Божья, Господь или святые и ждем, веря всем сердцем в чудо, каждый и получает свое. И когда множат иконы - это не есть плохо. На них есть такое же благодать, как и на первообразе. Как капля одна святой воды освещает океан, так и благодать передается, от иконе к иконе, от образа к образу, и от них к нам.
Почтительное поклонение до освящения иконы невозможно.
Лишь через освящение иконы устанавливается особое благодатное присутствие изображенного в своей иконе.
«На иконах благодать Божия. Она защищают нас от вражеской силы. Она-помощь нам от Бога. Есть особые святыни, где годами, а то и десятилетиями накопляется благодать Святого Духа. И иконы есть особые во славе благодати, намоленные веками, - чудотворные иконы. Иконы, как ручейки от Господа несут нам благодать. К иконе надо относиться с благоговением, любовью и благодарностью».
(Преподобноисповедник Севастиан Карагандинский)
Материальным предметам дается Божественная благодать ради имени на них изображенных».
Как одежда становится участницей принадлежащей одевшему чести, – так и материальные предметы сами по себе непокланяемые, делаются по мере веры участниками благодати, если изображенный был исполнен благодати».
Действительно, св. отец учит, что молитвенное созерцание, поклонение, целование иконам Спасителя, Богородицы и святых освящает христианина.
В другом месте преподобный утверждает, что поскольку святые подвижники исполнены благодати и энергий Божиих, то и изображения их исполнены того же. Главное нам самим в это верить, очень благоговейно к ним относиться. Всегда с осторожностью, почитанием, почтением, Великой Любовью и Верою.
«Ибо святые и при жизни были исполнены Святого Духа, так же и по смерти их благодать Святого Духа неистощимо пребывает и в душах, и в телах, лежащих во гробах, и в их чертах (χαρακτῆρσι), и в святых их изображениях (εἰκόσιν) не по причине их сущности, а вследствие благодати и [божественного] действия.