Отвечайте быстро и не задумываясь: какое у вас самое большое желание? Что загадаете под бой курантов? О своем расскажу ниже, в самом конце статьи.
Спрашиваю не случайно: журнал "Юность" выпустил дополнительный - тринадцатый - номер и собрал под одной обложкой тексты чуть ли не всех самых интересных российских авторов: Евгения Водолазкина, Дмитрия Воденникова, Аси Володиной, Дениса Драгунского, Сергея Шаргунова, Ксении Буржской, Алексея Сальникова, Дмитрия Захарова, Екатерины Манойло, Софьи Ремез, Веры Богдановой, Рагима Джафарова, Григория Служителя, Ольги Лишиной, Аси Шевченко и Татьяны Соловьевой.
Выпуск был тематическим: «Современные писатели – о загаданных желаниях».
Вчера я побывала в книжном магазине «Библио-Глобус» на презентации специального - високосного - выпуска. Встречу вел Сергей Шаргунов, главный редактор журнала. Вместе с ним на вопросы зрителей отвечали Ксения Буржская, Екатерина Манойло, Денис Драгунский, Ася Шевченко, Дмитрий Захаров, Софья Ремез и Ася Володина.
Говорили о том, что дает силы жить и писать в сложное время и где найти новогоднее настроение в тех жестких координатах, в которых все мы сейчас существуем. Ответы часто были связаны с необходимостью "выйти из комнаты" (И.Бродский) и заниматься детьми и их ежедневными делами.
Рассказывали о любимых детских и взрослых книгах, но здесь я лучше перенаправлю вас к чудесному обзору Аси Шевченко "33 счастья, или Говорят, под Новый год...". Чудесному не только в том смысле, что это прекрасный обзор, но и в прямом значении - в нем много говорится о чудесах:
"Мало кто торопится избавиться от детского ощущения, что под Новый год возможны чудеса, сбывается загаданное, мирятся недруги и объединяются спорщики. Взрослым, может быть, сильнее, чем детям, нужна вера в волшебное разрешение сложных ситуаций. Что, как не новогодние истории, поддерживает в нас это приятное заблуждение?"
Далее Ася достает из мешка Деда Мороза 33 истории "о чудесах, сбывшихся мечтах, силе любви и справедливости". Большинство из них знакомы каждому: "Святочные рассказы" Н.Лескова, "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.Гоголя, "Щелкунчик и мышиный король" Гофмана, "Дары волхвов" О.Генри, "Чук и Гек" А.Гайдара, "Зима в Простоквашино" Э.Успенского и т.д.
Но есть в этом списке, перевитом мишурой, и неизвестные имена (для меня так точно), с которыми хочется познакомиться поближе. Теперь я знаю, чем займусь "с первого по тринадцатое нашего января" и приглашаю вас присоединиться:
...если хочется ностальгических детских историй, но давно Крапивин перечитан весь, — берите с полки «Пожарный кран № 1» Наталии Соломко. Будут вам и авантюры, и пионеры, и маленькие бытовые чудеса, и удивительно честный рассказ о том, что дети видят и понимают гораздо больше, чем кажется иным взрослым.
...А вот и неожиданный поворот: героини этих книг живут в условиях, мягко говоря, не волшебных. Но старшеклассница Яся из «Сияй!»Ольги Лишиной научит вас соизмерять силу собственных желаний с чужими границами, выпускница Аня из «Это не лечится» Ани Лукияновой поделится ритуалами, спасающими мир (вы все равно должны будете придумать собственные), а 25-летняя соло-мама Саша из романа «Одиночка»Маргариты Ронжиной докажет, что любовь, принятие, это все важно — но чтобы жизнь стала маленьким ежедневным чудом, надо верить прежде всего в себя.
...И самой внезапной, но очень важной будет в этом списке трагикомическая повесть Светланы Лавровой «Смерть приходит с помидором». Смешное и одновременно пронзительное повествование о работе онкологического отделения — одна из самых душеспасительных книг последнего десятилетия.
Спрашивали зрители и о том, как напечататься в журнале. Сергей Шаргунов заверил, что все, что присылается в "Юность" самотеком, обязательно читается (электронный адрес для авторов можно найти на сайте журнала). Острую потребность журнал испытывает в литературно-критических статьях, поэтому если вам есть что сказать читателям о писателях, поэтах и их книгах - дерзайте.
После беседы состоялась автограф-сессия. Что писали на память писатели поклонникам своего творчества? "Спасибо, что пришли и были", "Радости и сил", "Мира и счастья", "На добрую память от автора". Поймала себя на мысли, что все эти пожелания - такие простые и понятные, работают в обе стороны, и если бы читатели подписывали книги своим кумирам, они бы выбрали то же самое.
Самое необычное и смешное пожелание оставила Ася Шевченко. Конечно же, я не удержалась и похвасталась, что в новогоднем номере будет и моя история, и что я - о, боги! - "новый автор "Юности"", не больше, не меньше. И тут же получила по мордасам остроумную надпись: "Новому автору Алле от автора уже подержанного Аси. Пусть все получится!" Спасибо, пусть все получится у всех!
Вечер прошел в обнимку с новым журналом. Начала с рассказов тех авторов, с кем познакомилась на встрече.
Екатерина Манойло в фантастическом рассказе "Синапс" размышляет о будущем, в котором искусственный интеллект постепенно оттесняет человечество на обочину. Что делает нас людьми? Что является слабостью человека, но одновременно и дает ему великую силу? Это рассказ о не зарастающих со временем ранах, позволяющих нам оставаться живыми.
Денис Драгунский, тот самый Дениска Кораблев из рассказов своего отца, писателя Виктора Драгунского, пытается ответить на вопросы: "Кто я? "Дениска из рассказов" или Денис Викторович Драгунский? Или оба сразу?" Эти вопросы вынесены на обложку его книги "Подлинная жизнь Дениса Кораблева".
Я ушла со встречи и с книгой, и с рассказом "Бронзовые люди", напечатанным в "Юности": в нем Денис Викторович снова обращается к своему детству и вспоминает вместе с отцом о событиях, послуживших поводом для написания "Девочки на шаре". Что было бы, если бы история не закончилась отъездом во Владивосток эквилибристки Тани Воронцовой? Если бы Дениска Кораблев нашел свою любовь? Как и у Екатерины Манойло, это еще один рассказ о травме, о родителях и детях, и о любви, которая делает человека - человеком.
Два самых занозистых текста написали Ксения Буржская и Дмитрий Захаров. Оба засели внутри - не вытащить, если не расковырять еще сильнее.
"Шуше смотрит в будущее" Ксении Буржской рассказывает о девочке из школы-интерната, чье самое горячее желание - очутиться в "проклятом городе", как бабушка называет Москву, вырваться из казармы, и последнее, к несчастью, совсем не фигура речи.
"ПРЫЖОК ВЕРЫ" Дмитрия Захарова можно прочитать и как "прыжок веры", и как "прыжок Веры": в журнале название написано капслоком, выбирает читатель. Читатель выбирает сразу оба: главная героиня в недалеком фантастическом будущем совершает прыжки - вытаскивает с того света умерших. Как и ее коллега Серега, она соглашается на эту работу, чтобы спасать детей. Но однажды ей попадается убийца, и только от нее зависит, в каком мире ему остаться.
Уравновешивает впечатление от обоих текстов рассказ Сергея Шаргунова "В человецех благоволение". В названии заключена цитата из Евангелия от Луки: "И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!" (Лк. 2:8-14) Ангелы явились пастухам, благовествуя им о рождении Христа и направляя их на Его поиски, к дому Отца Небесного. Позже эти слова легли в основу одного из самых радостных, светлых рождественских песнопений.
Ангелы не просто славят Бога, но и прямо говорят пастухам, что через рождение Христа на землю придет мир. Герой рассказа Сергея Шергунова, оказавшийся на чужбине, подобно евангельским пастухам, стремится вернуться домой, под кров Отца Небесного. И так же, как две тысячи лет назад, он просит на земле мира - для себя, своих детей и всех "человецев":
"Я вступаю в новый год, готовясь снова стать отцом. Потому что где-то внутри меня есть еще другие слова, которые хочется протяжно напевать: и на земли мир, в человецех благоволение..."
Как это понятно! Мир, и человецы, и благоволение, слово, которое можно не переводить, достаточно просто чувствовать надеющимся слабым сердцем."
Вот и я желаю и себе, и своим детям, родителям, подписчикам, читателям - всем людям Земли мирного неба над головой. Всегда. Во веки веков. Это мое самое большое желание.
"Не отказывайтесь от желаний" - пишет в предисловии к новогоднему номеру "Юности" Татьяна Соловьева, заместитель главного редактора. Не будем, обещаю.
Кстати, мой самый любимый рассказ у Виктора Драгунского - "Он живой и светится". А у вас?
Рассказывайте в комментариях и подписывайтесь на канал, чтобы не потеряться!
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу: в нем собраны уморительные истории и интересные факты о животных и людях - жмите на синие буквы!