Найти тему
Психология для жизни

Деньги и психология. Часть 2. Бессознательные установки

Оглавление

В психологии существует отдельное направление, которое изучает отношение людей к деньгам и влияние денежных факторов на особенности человеческой личности, например, на  поведение человека или процесс принятия решений. 

Эксперименты подтвердили, что поведение людей по отношению к деньгам можно довольно  легко предугадать, но часто ситуации складываются так, что их поведение противоречит общепринятым положениями теорий экономики.

Психологический и экономический аспекты денег

В прошлом столетии, когда ученые уже заинтересовались вопросами отношений людей с деньгами, большая часть исследований сосредотачивалась на социологических вопросах денег, те, кто исследовал физиологию мозга практически не уделяли время данной проблеме, т.к. бытовало мнение, что в мозге отсутствуют отделы, работа которых была бы связана с обработкой информации о деньгах.

Ученые утверждали, что относительно недавнее появление денег не могло повлиять на работу мозга человека, а значит, деньги должны изучаться теми науками, предметом которых является культура. Критики подкрепляли это тем, что мозгу не обязательно обладать отделом, оперирующим денежными понятиями, и психологию денег можно отнести к частному случаю «психологии игр», где главное место занимает теория игр, оперирующая ресурсами и стратегиями добычи ресурсов. И в этом случае деньги являются ресурсом.

Всего было выявлено немало поведенческих закономерностей, но самыми предсказуемыми считались и продолжают считаться следующие:

🔸 Денежное табу – накладываемые социумом запреты на  денежный обмен, даже если он выгоден

🔸 Денежный консерватизм - люди не хотят и опасаются каких бы то ни было денежных реформ, даже если эти реформы потенциально полезны

🔸 Денежная иллюзия – склонность человека воспринимать номинальное, а не реальное количество денег. Т.е. человек не делает поправок на инфляцию, даже если и знает о ней.

🔸 Иллюзия материальности денег – отношение к деньгам, как материальной ценности, и, как следствие, отношение к потребности в деньгах, как к материальной потребности

🔸 Эффект замалчивания – в некоторых культурах существует убеждение в том, что «о деньгах не говорят», существенно затрудняющее изучение отношения людей к деньгам. 

🔸 Денежная профанация – когда деньги достались человеку при помощи тяжелого и неприятного труда, они становятся для него чем-то пошлым и негативным. Он смотрит на деньги и видит не возможности, а страдания и тяжелый труд. Тогда как легкие деньги тратятся быстро, люди расстаются с ними без каких-либо сожалений. 

🔸 Денежное напряжение – эмоциональная насыщенность, характерная для отношения людей к деньгам, а также для отношений между людьми, когда дело касается финансовых вопросов

🔸 Эффект разных денег – несмотря на использование людьми одного понятия – «деньги», подразумеваться под ним могут разные вещи: деньги в прямом смысле, деньги как функция, бумажные и металлические деньги, наличные и безналичные деньги, различные валюты, деньги на вкладе, кредитной карте или депозите. 

Люди относятся к разным видам денег по-разному, и это очень интересно. Трата денег при помощи банковской карточки считается более простой, чем платежи наличными. Некоторые виды денег люди считают грязными, безнравственными и злыми, в то время как другие являются для них добрыми, легкими и надежными.

🔸 Эффект размера денег – определённые суммы обуславливают определенные правила обращения с деньгами: крупные купюры держат подальше, мелочь с легкостью тратят и т.д.

🔸 Индивидуальное экономическое поведение – различное денежное поведение, а также его мотивы и формы на разных уровнях

🔸 Эффект одалживания – заимствование денег часто осуждается с точки зрения морали, а их одалживание в форме безвозмездной материальной поддержки одобряется. В разные времена отношение к этим процессам менялось. В наше время долг считается источником стресса и новых форм поведения.

🔸 Преимущественная ценность денег – по сравнению с товарами определенной стоимости, деньги этой же стоимости считаются более ценным ресурсом. Ликвидность денег выше и использовать их проще.

🔸 Эффект денежной арифметики – различные нормы и правила, характерные для логических математических операций с деньгами, таких как деление, вычитание, сложение, и таких же операций с абстрактными числами

Описанные выше закономерности обращения с деньгами человек дополняет приобретенными в процессе взросления и жизни бессознательными установками и правилами. Обычно они появляются из следующих предпосылок:

💛 Семейные правила и нормы, сформированные на основе опыта поколений. 

Родители и другие родственники оказывают огромное влияние на наше денежное поведение и убеждения. Именно в семье мы приобретаем убеждения относительно многих понятий, норм и морали, в том числе тех, что касаются нашего поведения и обращения с деньгами.

💛 Личного опыта обращения с деньгами и сформулированных собственных правил. 

Каждый приобретает собственный опыт не только жизненный, но и экономический. Кто-то мог пострадать от мошенников и его станет сложно обмануть, кто-то выиграл в лотерею и теперь с легкостью относится к таким возможностям. Если же у человека уже был опыт финансовых неудач и ошибок, то у него может появиться страх повторения неудачи.

💛 Социальных норм и требований. 

Часто мы подвержены социальному влиянию и ожиданиям окружающих в отношении денег. В некоторых культурах может оказываться давление на человека для нормирования потребления и жизни, что может влиять на отношение к деньгам. Осознание этих социальных воздействий помогает развить собственное, основанное на ценностях, отношение к финансам.

💛 Образования и культуры 

Люди, имеющие более высокий уровень образования, обычно обладают большей финансовой грамотностью и лучше осознают важность управления деньгами. Кроме того, культурные нормы и ценности могут определять отношение к богатству, потреблению и инвестициям. 

💛 Личных ценностей и убеждений 

Наши индивидуальные ценности и убеждения также играют важную роль в формировании отношения к деньгам. Некоторые люди считают, что деньги являются источником счастья и статуса, в то время как другие придерживаются убеждения, что материальное богатство не является основой счастья и предпочитают уделять больше внимания другим аспектам жизни. 

💛 Эмоциональных факторов

Например, чувство страха, неуверенности или жадности может привести к принятию рискованных или неосмотрительных решений. Понимание своих эмоций и их влияния на финансовое поведение позволяет принимать более осознанные и разумные решения. 

Бессознательные убеждения о деньгах

Какие же бессознательные убеждения влияют на отношения с деньгами: 

«Без воровства не станешь очень богатым».

«Чтобы зарабатывать больше, нужно рано вставать».

«Только работая на себя, можно получать большие деньги».

«Богатые — плохие парни, манипуляторы, капиталисты, буржуи».

«Честные люди живут от зарплаты до зарплаты».

«Визуализируй деньги, и все получится!»

«Женщина в семье не должна зарабатывать на жизнь. Добытчик в семье — мужчина».

«Не нужно просить повышения зарплаты у руководства, работа должна говорить сама за себя, обязательно заметят и оценят».

«Деньги — это лотерея, кому-то везет с хорошей работой, возможностями родителей, связями, кому-то — нет».

«Надо иметь стабильную работу, только это гарантирует прочное финансовое положение».

«Зарабатывать деньги — легко, и все знают, как это делать, просто ленятся».

«Зарабатывать много денег — тяжкий труд».

«Не в деньгах счастье».

«Самое главное за деньги не купишь».

«Денег всегда мало».

«Постоянно нужно откладывать на черный день, никогда не знаешь, что будет завтра».

«В том, что я мало зарабатываю, виновато правительство (Америка, родители...)».

«Хорошо поработал — хорошо заработал».

«Копейка рубль бережет».

«Никогда не бери и не давай взаймы!»

«Деньги и дружба несовместимы».

«Курочка по зернышку клюет»

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

Дополните список сами, у Вас точно есть ещё какие-то убеждения. Их никто не внушает специально, просто часто повторяла бабушка или мама, может так поучала учительница в школе или соседка. Окружающие, возможно, жили по этим правилам и человек перенял их сам того не осознавая. Теперь эти убеждения живут в человеке и чтобы их выявить и сформулировать,  придется проделать некоторую работу.

Имеют ли эти убеждения отношение к реальности? 

Бывает по-разному. Возможно, в какие-то исторические эпохи, на определенных территориях богатым можно стать действительно только путем воровства. В традиционных обществах женщина до сих пор остается «хранительницей очага», тогда как на мужчину ложится бремя зарабатывания денег на всю семью. Но реальность меняется, а бессознательные убеждения остаются неизменными, негибкими — именно потому, что люди не пытаются извлечь их из подсознания и пересмотреть с учетом окружающей обстановки.

Причем многие будут утверждать, что они ничего такого не думают, но убеждение живет внутри и меняет жизнь и реальность человека в свою сторону.

Хотите найти свои установки? Тогда попробуйте выполнить задание, только не торопитесь, думайте и вспоминайте.

Задание на дом

Вспомните, как относились к деньгам ваши родители и другие члены семьи. 

Как родители зарабатывали? Как управляли деньгами? Кто отвечал в семье за бюджет? Как тратили? Насколько напряженной была тема денег в семье? Считали ли ваши родители себя бедными, богатыми или средними? Какие ситуации, разговоры, связанные с деньгами, вы можете вспомнить? Какие убеждения вы вынесли из этих ситуаций и разговоров? А может быть, родители напрямую учили вас каким-то способам обращения с деньгами?

Запишите все ответы и проанализируйте. Ну, а после можно сделать выводы и постараться изменить установки на более позитивные.

Записаться на консультацию можно НАЖАВ ЗДЕСЬ

Если у вас есть вопросы, которые Вы готовы задать психологу и повысить качество своей жизни, то обращайтесь к нам:

Сообщество Психология для жизни

www.Psyforlife.pro

Наш телеграмм-канал с короткими рекомендациями - нажмите здесь