Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Кое-что об Алёше Корсаке

...Не так давно я писала об Алёше Корсаке – персонаже книги и фильма о гардемаринах. У одного из авторов возникла тема: почему Софья, де Брильи, монахини, да и не только они, спокойно принимали Корсака, одетого в дамское платье, за девицу?

Ответы были хорошие, но ...не вполне верные. Правильный ответ на этот вопрос находится культурологической плоскости и касается некоторых социальных, эстетических тенденций Галантного века. Так что, если кому интересно – вот ссылка.

Кадр из фильма «Гардемарины, вперёд!» (1987). Скриншот.
Кадр из фильма «Гардемарины, вперёд!» (1987). Скриншот.

...Сегодня мне захотелось вернуться к этому герою, так как ещё один автор, которого я читаю довольно давно, сделал «открытие» - мол, смотрите, каков этот блондин с эффектной родинкой. Ужас, что творит!

«И вот, за очередным просмотром любимых мной «Гардемаринов», занозой в сердце кольнула мне мысль-а ведь Лёшка Корсак - сoдeржанка (или содержанец). Короче, тот самый, который за денежку малую (а когда и немалую) балует взрослых тётенек…», - пишет Рыжая Сова cimema.

Кадр из фильма «Гардемарины, вперёд!» (1987). Скриншот.
Кадр из фильма «Гардемарины, вперёд!» (1987). Скриншот.

Там есть сцена, где маман Анастасии Ягужинской, светская львица Анна Бестужева (Нелли Пшённая) прибывает в навигацкую школу и требует к себе Корсака. Затем недвусмысленно так намекает, что приедет нынче вечером в самодеятельный театр – поможет в костюм облачаться.

Характер их диалога говорит о том, что Анна Гавриловна только присматривается к очаровательному юноше, хотя, намерения мадам яснее ясного. «Пора …пора тебе переходить на мужские роли», — это намёк на некую мужскую роль и в жизни.

Кадры из фильма «Стакан воды» (1979). Скриншоты. Именно этой ситуации не было в исторической реальности, но подобные игры - типичны для галантных веков...
Кадры из фильма «Стакан воды» (1979). Скриншоты. Именно этой ситуации не было в исторической реальности, но подобные игры - типичны для галантных веков...

То есть ничего пока не было. Но такое положение дел было в целом свойственно для XVI-XVIII столетий – некая состоятельная и знатная дама в летах брала под покровительство молодого и привлекательного дворянина, небогатого, но с перспективами.

Мальчика одевали и одаривали, попутно обучая его искусству любви, а затем – выгодно женили. Это с одной стороны презиралось обществом, но с другой – ...поощрялось. На этом, кстати, выстроен сюжет знаменитого «Стакана воды» Эжена Скриба – там за Артура Мэшема сражаются аж две высокородные леди.

Молодой Джон Черчилль и его покровительница Барбара Каслмейн. / Википедия.
Молодой Джон Черчилль и его покровительница Барбара Каслмейн. / Википедия.

Королева и герцогиня! Да, в реале такого быть не могло – королева Анна была в те годы растолстевшей, депрессивной женщиной, потерявшей всех своих детей и потому – безучастной ко всему, кроме еды, а герцогиня Мальборо …она просто всю жизнь любила своего мужа, Джона Черчилля. Такое тоже бывает.

Да, если уж мы заговорили о семействе Мальборо и Джоне Черчилле – его самого, когда он ещё не был герцогом и знаменитым полководцем, приглядела для себя придворная красавица – графиня Барбара Каслмейн (к слову, и сама фаворитка короля Карла II... Эх, нравы...). Эта мадам и вывела Джона в люди.

Кадр из телеверсии постановки «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1974). Графиня и Сюзанна дурачатся с Керубино, влюблённым в графиню... / Скриншот.
Кадр из телеверсии постановки «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1974). Графиня и Сюзанна дурачатся с Керубино, влюблённым в графиню... / Скриншот.

Нет, он, конечно, и сам был умён, храбр и ловок, но без обворожительной Барбары он шёл бы к успеху несколько дольше. Да, разница в возрасте меж ними - десять лет, а в те века между тридцатилетней матроной и двадцатилетним парнем была целая пропасть.

В «Женитьбе Фигаро» мы наблюдаем заигрывание графини Альмавивы с пажом Керубино, коего, кстати, тоже (шутя и развлекаясь) переодевают в женское платье и выпускают вместе с толпой селянок. Кстати, Керубино нешуточно влюблён в госпожу, мечтая о ней денно и нощно.

Кадр из фильма «Казанова» Федерико Феллини (1976). В кадре - мадам д`Юрфе, большая любительница молодых кавалеров. / Скриншот.
Кадр из фильма «Казанова» Федерико Феллини (1976). В кадре - мадам д`Юрфе, большая любительница молодых кавалеров. / Скриншот.

Джакомо Казанова, этот знаток амурных дел, в своих мемуарах писал, что в Париже и Версале встречал целую когорту великолепных дам, оказывавших особое внимание молодым-красивым дворянчикам из провинции, ищущим место при дворе.

В частности, упоминает он пожилую маркизу д'Юрфе, что использовала свежих кавалеров в качестве ...омолаживающего компонента. Неслучайно это время называется эпохой фаворитизма - всё получали не только фаворитки, но и фавориты.

Иван Шувалов - покровитель искусств и наук, друг Михаила Ломоносова – смог реализовать свои таланты лишь после того, как стал фаворитом Елизаветы Петровны. / Википедия.
Иван Шувалов - покровитель искусств и наук, друг Михаила Ломоносова – смог реализовать свои таланты лишь после того, как стал фаворитом Елизаветы Петровны. / Википедия.

Что так далеко ходить? Иван Шувалов – этот покровитель искусств и наук, друг Михаила Ломоносова – смог реализовать свои таланты лишь после того, как стал фаворитом Елизаветы Петровны. Она была старше него на целую вечность - когда он только родился, она уже слыла первой красавицей Европы.

Об увлечениях Екатерины Великой – о Васильчикове, Ланском, Зубове, Дмитриеве-Мамонове тоже наверняка знаете. От императриц не отставали и многие столичные аристократки. Конечно, не всем это нравилось даже тогда! Были те, кто осуждали фаворитизм и строчили памфлеты (не в России).

На этом портрете Александра Ланского можно увидеть, сколь был он юн и как немолода была его покровительница. / Википедия.
На этом портрете Александра Ланского можно увидеть, сколь был он юн и как немолода была его покровительница. / Википедия.

Писательница Нина Соротокина, автор саги про гардемаринов, отлично всё это знала. Другое дело, что Алёша Корсак не успел стать фаворитом – по самому краешку прошёл, не зацепившись. И да, в книге повествуется о том, как Алексей тяготился той ситуацией, но боялся всесильную Анну Головкину.

P.S. Быть может, я кого-то фраппировала, поведав о малоприятной составляющей того изящного времени. Как показывает практика, люди во все века - одинаковы, разве что в XVIII веке иметь юного фаворита было пикантно, а уже в XIX - непристойно.

Zina KorZina (c)