Я не являюсь поклонницей романтических «Гардемаринов» и особенно их продолжений – на мой взгляд, эти фильмы наполнены лишними деталями, тогда как основную линию отслеживать крайне трудно из-за беспрерывных скачек главгероев – по поводу и без повода.
Вместе с тем, «Гардемарины, вперёд!» (1987) очень нравятся большинству населения, поэтому наверняка там что-то есть – ну, хотя бы красивые молодые парни и такие же прекрасные девушки. И - музыка.
Но если первую часть, действие которой происходит в 1742 году, вспоминают довольно часто, то «Виват, гардемарины!» (1991) и тем более «Гардемарины-3» (1993) как-то вообще не вписались в общественное сознание.
То ли в начале 1990-х и без того было, что смотреть по видаку и – в жизни, то ли продолжения получились неказистыми на 146 процентов. Я считаю, что если идёт грубое препарирование истории, то пусть это выходит увлекательно, а тут… Нет.
Мне хотелось бы обсудить не только сам фильм «Виват, гардемарины», но и презанятный подбор актёров - одна только Гурченко чего стоит! Но начнём не с неё.
На роль принцессы Софии-Фредерики-Августы Анхальт-Цербстской взяли очень популярную девушку 1980-х годов – Кристину Орбакайте. На принцессу Фике наша Кристина была похожа только своей тонкой талией.
Будущая императрица Екатерина была от природы брюнеткой, да и никакого «дорожного романа» у Фике не было. Принцессу изобразили сентиментальной и расчётливой – видимо, так представляют всех немок.
Судя по историческим документам, девочка, которой вот-вот исполнится 15 лет (Фике родилась в апреле 1729 года, а прибыла в Россию зимой 1744-го) не обладала какими-то серьёзными познаниями о жизни.
Вся жёсткость, изворотливость, чёткость в принятии решений – это позже. А тут явили деточку, умеющую улыбаться в духе Дейла Карнеги (модного у нас автора начала 1990-х) и переигрывать не только родную мать-интриганку,...
...но и царицу с канцлером Бестужевым (сцена рыданий в финале, конечно, не искренняя, а только ради того, чтобы зацепиться за богатую Россию, которая ускользала из-под ног).
Далее – герцогиня Иоганна Анхальт-Цербстская, мать Фике. Такое чувство, что Людмилу Гурченко подобрали, исходя из описаний в романе «Фаворит» Валентина Пикуля...
Читаем: «Иногда появлялась мать — гибкая и вертлявая, бойко стрекочущая каблуками красных туфель». Хорошенькая и тонкая станом, но дёрганная, истеричная, похотливая, неумная. Это и транслирует героиня фильма.
Безусловно, герцогиня была авантюристкой и шпионкой прусского короля, играла в карты и заводила романы, ибо её не устраивала тусклая жизнь, серые стены и типичная германская нищета.
Сейчас довольно трудно представить, что немцы когда-то жили бедно в своей массе, включая большую часть их королей и курфюрстов. Но реальная Иоганна была не столь разухабиста, как киношная - тут какая-то Раиса Захаровна.
Далее - эпизодическая, но ключевая фигура повествования - Фридрих II, король Пруссии. Считается, что именно он посадил на трон принцессу Фике - дочь своего генерала. Да. Отец Екатерины просто служил в армии более сильного и богатого немца, чем он сам.
Это было в порядке вещей, когда один немецкий властитель работал у другого - хоть по армейской части, хоть по богословской. Так вот Фридрих тогда был молод, хорош собой и считался одним из образованнейших королей Европы. Да, усов он ни-ког-да не носил.
То, что изображает латыш Pauls Butkēvičs - это какой-то унылый ...генерал Вермахта, немножко играющий на флейте. Ага. Так обычно выглядели скучающие фашисты. Меня поразила одна фраза, брошенная Елизаветой в адрес письма прусского короля:
«Мда. Письмо полицейского, но не короля». Это если учесть, что Фридрих переписывался с Вольтером и отлично владел слогом, а вот сама Елизавета Петровна никогда не страдала от излишней образованности.
И, наконец, императрица Елизавета Петровна, которую сыграла Наталья Гундарева. В общем-то тут попадание хорошее - полнота-красота-вальяжность-очарование. Но мне эта роль показалась чрезмерно вульгарной - царица больше напоминает стареющую поп-звезду, любящую красивых юношей и яркий макияж.
Вообще, костюмы и общий дизайн - это даже не стиль Анжелики с её допущениями и попытками осовременить, это - какое-то преддверие «Новых песен о главном», которые станут новогодними хитами уже в середине 1990-х.
Понятно, что развлекательно-приключенческое кино - это не байопик и тем более не хроникально-документальный фильм, но были же и отличные кинокартины - к примеру, «Михайло Ломоносов» (1986), где тоже много постмодернистских вывертов и отходов от академической биографии,
...но там всё сделано изящно. А в Гардемаринах-2 - крайне грубо и прямолинейно. Клиповый стиль. Эффекты и дефекты. Хотя... эта вещь - отличное выражение своего времени.
Тогда в моде были именно клипы, яркость, какие-то блестяшки, по-быстрому нашитые на шёлк и бархат. Всё казалось временным и поверхностным, будто создаваемым на пару часов, а не для Вечности.
Поэтому большинство кинокартин 1990-х или невозможно смотреть, или они служат иллюстрациями к своей эпохе. И Гардемарины-2 - такая же коммерчески-яркая и притом - неинтересная штучка. Золота и жемчугов - много, натура - дивная, а смотреть в сущности нечего.
Zina Korzina (c)