В свою бытность я позволил высказать скепсис в адрес российского фильма «18-14» поскольку в нём было показано как вполне нормальное явление непросительное барство учащихся Царскосельского Лицея, включая юного Пушкина, Дельвига и т.д.
Они кидаются хлебом, регулярно подводят под монастырь как «дядек», присматривающих за ними, так и старший преподавательский состав Лицея, в итоге фактически провоцируя самоубийство директора Малиновского, поставленного в безвыходную ситуацию.
Однако некоторая часть критиков ополчилась на киноленту по иным соображениям, мол, навыдумывают всякого. Это про криминальную линию, связанную с бытом лицеистов, так как в окрестностях учебного заведения объявился «душегуб», объявивший самую настоящую охоту на прелестных барышень.
Восторженные любители дореволюционного прошлого никак не могли допустить, что в канун «Золотого Века» русской литературы в Российской Империи водились какие-то маньяки. Мол, в те времена была полная социальная идиллия.
Ага!!! Если не считать того, что история оказалась вполне правдивой, хотя и была повергнута некоторому сценарному препарированию. Отправной точкой можно полагать эпиграмму юного Пушкина, в которой говорилось: «Остался я живым, но был уж смерти под косою: Сазонов был моим слугою».
Так вот, указанный Константин Сазонов и был самым что ни на есть серийным убийцей. И трудился он «дядькой» в Лицее, то есть приглядывал за лицеистами. Криминальная хроника в те времена была не очень развита, а потому некоторые детали остались во «мраке времени».
Известно лишь, что за пару лет указанный Сазонов не самым гуманным образом умертвил не менее шести совершенно случайных и незнакомых ему людей. Что собственно и стало сюжетной основой фильма.
Впрочем, не пытайтесь угадать, кто в этой кинокартине – убийца. Образ Сазонова основательно поменяли и трансформировали. Хотя нас в данной ситуации волнует несколько другое. У после смерти Пушки в петербургском обществе получила хождение поэма, некогда бывшая итогом коллективного творчества лицеистов.
И в ней есть строки: «Из Лицея, как из ада, вдруг Сазонов выступает со смертоносным топором». То есть лицеисты были в курсе злодеяний, что происходили в округе, а арест Сазонова, который старались держать в секрете, всё-таки не был тайной.
Интересен иной момент. Указанный преступник действовал ножом, топор он всё-таки не использовал. Однако в Петербурге об этом не знали, а если принять во внимание, что «душегубу» от роду было лишь двадцать лет, то вполне оправданной выглядит версия, что Сазонов стал одним из прототипов Родиона Раскольникова (это «Преступление и наказание» Достоевского, если вы вдруг забыли).
По крайней мере, в связи с серией преступлений, явленных в фильме вспоминается литературный анекдот: «- Что же ты, Родиоша, старушку, да за гривенник… - Ээээ…не скажите, Порфирий Петрович, десяток бабулек и уже есть целый рубль».
Не всегда кажущиеся аномальными злодеяния совершаются с какими-то фрейдистскими намерениями. Иногда человеком движет банальная жадность. А ещё фильм интересен тем, что продолжает традицию делать литераторов своего рода частными детективами, погружая их в выдуманный сюжет, основанный на их же литературном наследии.
Так было с Кафкой, Лавкрафтом, Конан Дойлом, Агатой Кристи, Дэшшилом Хэмметом. А в 2007 году этот список пополнил «наше всё», только-только становившийся поэтом Александр Пушкин (тогда ещё известный без отчества).